Из постсоветских стран в Казахстане сложилась, вероятно, самая необычная логика пассажирских железнодорожных перевозок.
Внутри республики вы можете перемещаться на поездах почти двадцати разных компаний. Большинство из них - частные! И это хорошо. Реформа явно оздоровила внутриреспубликанское пассажирское сообщение.
Подробнее о ЖД Казахстана мы писали в небольшом цикле публикаций, а теперь ДП обкатает два частных казахстанских поезда. Компании Solyx Экспресс и Otpan logistic.
ТОО Otpan logistic оперирует несколькими маршрутами в Западном Казахстане. А именно в Гурьевской и Мангышлакской областях.
ТОО - форма предприятия в Казахстане. Аббревиатура расшифровывается как "товарищество с ограниченной ответственностью".
ДП проехали в поезде Гурьев - Разъезд №3 - это по старому. В современном Казахстане уже 30 лет идёт компания по дерусификации, тотально переименовывают все названия. 90% успешно переименовано, осталось дело за малым, надо поднажать и тогда всё будет!!!
Маршрут теперь звучит как Атырау - Разъезд имени Дины Нурпеисовой.
Американский тепловоз Эволюшн подцеплен, в путь.
Что хорошего в наличии большого количества перевозчиков? Да хотя бы то, что поезда оформляются по-разному. Как правило, красиво и самобытно. Они цветастые, имеют собственные логотипы, таблички.
А теперь смотрим на РЖД, где 99,9% вагонного парка имеют мерзейшую серую расцветку. Цвета как будто специально подбирались так, чтобы было как можно хуже, чтобы вогнать пассажира в уныние, и чтобы грязь была заметнее, чтобы их постоянно перекрашивать.
Как приятны поезда здесь:
Кстати, когда-то конкретно эти вагоны принадлежали Латвийской ЖД и ездили поездом Москва - Рига. Теперь они Латвии ни к чему и их продали сюда. Казахи даже не стали перекрашивать. И правильно, зачем? Только деньги зря тратить, а цвета просто шикарные.
Внутри - обычный плацкарт. Хороший, чистый. Большинство вагонов - общие. Цена билета где-то 50 копеек за километр. Т.е. в 7-10 раз дешевле РЖД!!!
Кто не в курсе, средние ЗП в Казахстане не сильно ниже российских. Воистину народный тариф.
Поезд останавливается на разбитых станциях и разъездах. Их тоже не нужно ремонтировать. Лучше сделать сверхдешёвый проезд и увеличить количество поездов, чем и занимаются в Казахстане.
В РЖД парадигма другая. Вылизать станцию, но потом отменить поезда или сделать поезд раз в неделю с ценником 5 рублей за км. И для кого тогда свежеотремонтированная станция? Для ревизора?
Ганюшкино. Единственная непереименнованная станция на участке, хотя сам райцентр давно переименовали в Курмангазы. Какое название вам больше нравится?
Другой доехал до Разъезда №4. Далее на КПП у границы с РФ. Кстати, конечная маршрута именно что обусловлена государственной границей. Поезд просто обрезан. Скорее всего, в времена СССР он доходил до Астрахани.
Со стороны РФ поезда отменили вовсе, кроме международного из Узбекистана и Таджикистана.
Чем ещё хорошо большое количество компаний. Конкуренция. Да, конкуренция между перевозчиками. Кто-то хочет ехать дорого, богато, кто-то дёшево и сердито. Кто-то быстро, а кому и медленно сойдёт. Ночь\день. Красный\жёлтый цвет 🤡.
Каждому найдётся контора по душе. А монополизм, он развращает. Будете ехать в сером скотовозе по конскому ценнику, и рублём не проголосуешь. Хотя бы потому, что на многих линиях нет альтернативы поездам. По вышеописанному направлению также ходят поезда ещё двух компаний.
Перемещаемся на восток Казахстана.
В Восточно-Казахстанской области кроме прочих перевозчиков существует Solyx Экспресс. Мы вкатили на поезде Защита - Зыряновск. По новому Оскемен - Алтай.
Забавно, он тоже состоит из БУ вагонов из Латвии, правда к ним прибавился ещё вагон из Литвы и ещё какой-то зелёный? Из Эстонии?🤡🤡
Шикарная сидячка, отличные форточки.
Частники ещё хороши тем, что благодаря ним может развиваться рынок подвижного состава и другие смежные с перевозками отрасли. Например, ни для кого не секрет, что РЖД лоббирует только определённых лиц, буквально уничтожая другие. Так, был закрыт отличный завод ТорВЗ, где проектировали инновационную технику. РЖД просто прекратила закупать его продукцию и предприятие обанкротилось. Казахстан, кстати, покупал у ТорВЗ, но этого оказалось недостаточно. Были бы в РФ другие неангажированные перевозчики, вполне могли бы развиваться.
Станции, как и всюду в Кз, без изысков. Так и надо - все средства направляем на увеличение частоты курсирования поездов и снижение цен на билеты. С появлением компании Solyx Экспресс, количество поездов Защита - Зыряновск действительно увеличилось вдвое! Ценник около 60 копеек за километр.
Великолепная литая шильда, на РЖД таких и не осталось с советских времён, экономят. Но в Казахстане отчего-то их ещё лепят.
Редкое для той ветки русское название:
Вокзалы тоже без лишнего лоска - привет из 80-ых . Мы такое, конечно, одобряем. Главное, что сухо и чисто, евроколхозный ремонт не нужен.
Конечная. Зыряновск. Спасибо Solyx Экспресс. Даёшь больше частников и разнообразнее поезда!
Кстати, неочевидный момент реформы - в перевозках нет строгости, присутствует здоровое разгильдяйство и доброта, монополии то нет, чтоб все так жили.
Про парадигму ЖД Казахстана подробнее:
Рубрика железнодорожье: