Статья об уникальном российском поезде ДТ1 "Дятел", который может выступать сразу в двух ролях - быть электричкой и дизельпоездом, что очень актуально в настоящих условиях наших железных дорог. Начавшееся их производство было свёрнуто в связи с банкротством и последующей ликвидацией предприятия. Некоторые связывают данный прецедент с предательской политикой РЖД, отказавшейся от сотрудничества с заводом-производителем.
Обзор, а также жизнь и судьба данной небольшой серии.
Сеть российских железных дорог электрифицирована примерно наполовину. В связи с этим многие маршруты пассажирских (пригородных) поездов либо обрываются в неактуальном месте, либо поезд едет сразу составом дизеля (или с тепловозом) и коптит провода контактной сети, либо в определённом месте меняет локомотив. Изредка бывает, что тепловоз цепляют прямо к электричке.
Пагубность, заключённую в первом тезисе, объяснять не надо; ехать сразу на теплотяге "под проводами" невыгодно; смена локомотива занимает много времени и сил (+ опять же дополнительные материальные расходы). Последнее вообще выглядит нелепо, а в отдельных случаях требует специальных локомотивов.
И вот, решая все эти проблемы, специалисты Торжокского вагоностроительного завода (Тверская область) и ЦНИИ "ТрансЭлектроПрибор" (Спб) разработали состав, который способен ехать как обычный электропоезд там, где есть контактная сеть, а после того как она заканчивается - продолжать движение на автономной тяге.
Невероятно прорывной концепт, впервые предложенный на пространстве железных дорог колеи 1520 мм (Бывший СССР, Финляндия и Монголия)! Новая модель была воплощена в металле и получила обозначение ДТ1 (дизель торжокский первого типа). Ей удалось пройти сертификационные испытания и быть допущенной к работе с пассажирами. Наш поезд начали производить серийно на вышеупомянутом заводе.
Но, к сожалению, серия вышла неприлично малой. К концу 2013 года было выпущено всего 13 составов. А ТорВЗ больше не производит пассажирских поездов, он на момент написания статьи вообще ничего не производит ввиду ликвидации предприятия.
(Обновление: сообщают, что в 2021 году, спустя годы простоя, площади приобретены ТВЗ (Тверской вагонзавод) - налажен выпуск какой-то продукции связанной с подвижным составом)
В чём же дело? Неудачные решения руководства, зашкаливающая нерентабельность производства, может санкции запада в связи с присоединением Крыма? Думается, всё гораздо сложнее. РЖД - монополист перевозок и крупнейший партнёр завода попросту перестали заказывать что-либо у данной фирмы. Выглядело это как намеренное вредительство. Только зачем? Завод продолжал какое-то время выполнять мелкие заказы от Почты России, казахстанских предприятий, но что это для одного из крупнейших железнодорожных производств страны? Скоро началась долгопродолжавшаяся процедура банкротства, а затем и ликвидации. ДТ1 под номером 14 так и остался стоять недоделанный в одном из цехов. Сейчас он вероятно продан в качестве металлолома в уплату долгов. Предприятию было почти 100 лет...
Мы слышим как патриотично рапортуют об "импортозамещении", однако "враги народа" продолжают уничтожать национальное достояние. И данный случай этому ярчайшее свидетельство.
Примерно в тоже время в РЖД презентовали немецкие поезда компании Сименс, они же ЭС-1/ЭС-2, они же "Ласточка". Сначала по баснословным суммам данные поезда поставлялись из Германии целиком, а сейчас в виде деталей, которые потом собирают на Уральском заводе. Здесь не помешает расследование на более серьёзном уровне.
Безумный пиар этих не лучших поездов делает своё дело, и многие верят, что "Ласточка" что-то такое, на что стоит равняться, а отечественные поезда - какой-то низкий сорт. Да, у наших поездов есть недостатки, но, вероятно каждый, подумав, согласится, что всё же стоит развивать, а не гробить собственное производство. К тому же недостатки часто присущи и импортной продукции... и вообще своя рубаха к телу ближе...
Но давайте вернёмся к главному предмету нашего повествования и пристальней его рассмотрим. Внешне - это довольно приятный глазу гофрированный корпус, который заканчивается изящно закруглённой кабиной с тёплым светом буферных фонарей и прожектора. Корпус унифицирован с другой инновационной разработкой ТорВЗ, электропоездом нового поколения ЭТ4А, которых сделали вообще три штуки (если данная публикация будет положительно оценена, автор сделает и его обзор).
Поезд способен на разгон от электродвигателей до 130 километров в час (у "ласточки" кстати не намного больше).
Думаю, перечислять остальные характеристики не стоит, кому интересно посмотрят здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/ДТ1
Обыватели дали модели забавное прозвище - "Дятел", за буквы ДТ в названии.
Заглянем в салон одного из поездов, выпущенного десять лет назад. Диваны из пластика, обиты мягким материалом. На вид невзрачные, но есть нюанс - их форма анатомически подстроена под параметры человеческой спины - сидеть очень удобно, на таком сиденье можно ехать долго не испытывая усталости. Имеется достаточно пространства для ног. В отличие от ласточек, где на вид неплохие кресла имеют нерациональные углы, зачастую заставляя пассажира ютиться как на табуретке, поджав под себя ноги. Пишу исходя из собственного опыта.
Пассажирские салоны головных вагонов небольшие и потому по-домашнему уютны.
Тамбур просторный и широкий, вези хоть лошадь. Здесь предусмотрен выход на разные типы платформ. Он, как во всех нормальных поездах отделён от салона. Ласточка же - городской поезд, считай что трамвай, тамбура не имеет. Приток холодного воздуха зимой, а также посторонние шумы и запахи постоянно вас сопровождают. Кому вообще пришло в голову пускать их на дальние маршруты "со всеми остановками" в российских погодных условиях?
Две просторные санитарные комнаты на состав как данность. Также имеются помещения для отдыха персонала.
Кабина - мечта машиниста. На мой взгляд это реально один из самых продуманных российских поездов!
Надеюсь всем понятно, что оборудоваться поезд может как угодно по желанию перевозчика. На некоторых составах, например, замечены кондиционеры.
Вот что хотелось сказать о внутреннем убранстве.
Недостатки "Дятла" не могут быть не упомянуты в рамках данной статьи. Говоря о них, мы должны сделать скидку на малую серию, недостаточную интеллектуальную базу и новизну разработки.
Низкая "ремонтопригодность" из-за отсутствия надлежащей компонентной базы (особенно актуально было в первые годы работы). А также невысокая надёжность в автономном режиме, так как Торжокский завод никогда ранее не специализировался на дизельпоездах.
Ещё раз подчёркиваю, что это недостатки из разряда "первый блин комом". Практически все ныне легендарные локомотивы и поезда СССР на первых порах имели подобные нарекания, которые решались по мере последующего массового производства.
Где можно встретить экспонат?
В настоящее время "Дятлы" работают в основном в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях, пара поездов было на Урале (один из них служебный), летом 2020 несколько оправлялись в "командировку" в Крым.
ДТ1-11 - поезд начальника Октябрьской железной дороги (?). Можно увидеть где угодно на её огромном полигоне.
Исключительно все составы ходят по маршрутам, где посреди пути заканчивается (начинается) контактная сеть, к чему изначально и призывались.
В общем, на мой взгляд, хороший поезд. Милый и уютный, но главное - он универсален и необычен, подходит для разных типов дорог. В России и сопредельных странах это очень актуально. Его бы "довести до ума" и делать и делать. Может быть, в светлом будущем в нашей стране будет снова производиться что-то подобное? Было бы здорово если бы новый, доработанный поезд, скажем, ДТ-2, когда-нибудь вышел на просторы 1520 и получил официальное название "Дятел", по типу той же "ласточки", "сапсана", "иволги" и других птиц. Это был бы воистину "Другой путь".
Ну а пока - спасибо тем людям, которые сделали существующие составы, спасибо Торжку, спасибо всем за внимание.
Смотрите также: Кукушка, мотаня, горбатый... Интересные, забавные и нелепые названия поездов в разных частях бывшего СССР