Найти в Дзене
Другой путь

Свой путь. Казахстан раздаёт ЖД частникам и это даёт свои результаты, РФ такое надо?

Оглавление

Ещё 30 лет назад на 1\6 части суши, пространстве 1520 мм, железнодорожная сеть общего пользования (кроме Финляндии) управлялась единой администрацией под названием Министерство путей сообщения СССР. В 2023 году бывшее МПС - это как минимум 18 отдельных организаций.

Понятное дело, что разделение привело к некоторым негативным последствиям. Из-за разрыва сети перевозки стали дороже, дольше, многие перерезанные границами линии были закрыты и ликвидированы, есть и другие неприятные моменты.

Но, главное, каждая страна получила возможность развивать свою "железку" самостоятельно. Отсюда мы получаем великое разнообразие форм, идей и парадигм существования путей сообщения. Мной, как исследователем железных дорог, данный факт воспринимается однозначно позитивно.

Сейчас на пространстве бывшего СССР есть конкретно деградировавшие сети (Молдавия, Абхазия, Киргизия). Есть и передовые железные дороги (Узбекистан, Беларусь). А есть Казахстан. На фоне других Қазақстан темір жолы отличается тем, что пошли по нестандартному для "постсовка" пути, максимально расширив частный сектор перевозок.

Все фото автора, если не указано иное.
Все фото автора, если не указано иное.

Пассажирские перевозчики в Республике Казахстан

Пассажирскими перевозками в РК занимаются как минимум 12 компаний. Из них 2 национальные: АО «Пассажирские перевозки» и АО «Пригородные перевозки» («дочки» КТЖ). Аналог ФПК и пригородные пассажирские компании в РЖД.

Поезд Кустанай - Троицк. АО «Пригородные перевозки».
Поезд Кустанай - Троицк. АО «Пригородные перевозки».

Остальные частные: ТОО «Arlan-Trans-Astana», ТОО «Арай транс KZ», ТОО «Марал-Нур», ТОО «Nomads», «Евраз Транс», «Пассажирская компания «Туран Экспресс», «Сарыарка компани», «Турксиб Астана», Solyx Экспресс, Otpan logistic.

Оперируют частники как дальними, так и ближними перевозками. Такого нет больше ни в одной стране в пределах большой России!

Работу частных железнодорожных перевозчиков контролирует Министерство по инвестициям и развитию РК (МИР РК).

Поезд Оскемен - Зыряновск компании Solyx Экспресс.
Поезд Оскемен - Зыряновск компании Solyx Экспресс.

Сравним с РФ

В дальнем следовании здесь полная монополия РЖД. Кроме организаций-филиалов РЖД и фиктивных компаний по типу ТрансКлассСервис, в нише существует только одна независимая - АО "Тверской экспресс". Ей принадлежит всего пару поездов, курсирующих по маршруту Москва - Санкт-Петербург! Всё. 99,99% поездов в дальнем следовании - это, по сути, РЖД. Как удалось пробиться ТЭ на рынок перевозок для меня загадка.

-5

Пригородные перевозки в России

Несмотря на, казалось бы, кучу пригородных компаний - всё это также условные филиалы РЖД, созданные для выкачивания денег из регионов.

Исключение - Центральная ППК на Московской железной дороге. У которой есть собственный парк поездов, локомотивные бригады и политика, но во многом и она зависима от железнодорожного монополиста.

АО «Пассажирские перевозки». Поезд Защита - Алма-Ата.
АО «Пассажирские перевозки». Поезд Защита - Алма-Ата.

Что даёт пассажиру разнообразие перевозчиков, как в Казахстане? Очевидно - выбор. Поезда разных компаний курсируют по одним и тем же участкам, по идее они должны как-то конкурировать за получение клиентов.

Как пример, некоторые поезда участка Астана - Кустанай.
Как пример, некоторые поезда участка Астана - Кустанай.

Как это получилось на практике, хорошо или плохо? Объективно сказать не могу. У автора не достаёт выборки, но, в целом, как человек воспользовавшийся различными предложениями от 4-5 фирм, я остался доволен результатами.

В самом Казахстане опыт также был признан положительным, периодически в отрасль вступают всё новые лица.

-8

Есть условно "нищие" компании. Solyx Экспресс - возит на "убитых" БУ вагонах за смешную цену.

Поезд Защита - Зыряновск компании Solyx Экспресс
Поезд Защита - Зыряновск компании Solyx Экспресс

Как в пригородном так и в дальнем сообщении.

Поезд Защита - Лениногорск (Риддер) компании Solyx Экспресс.
Поезд Защита - Лениногорск (Риддер) компании Solyx Экспресс.
Проходя мимо старой электрички или вот дизель-поезда, обыватель и не догадывается, какая у него может быть необычная судьба.
На фото дизель-поезд DR1В - 3719 на казахстанской станции Оскемен. Ох и помотало его по бывшему СССР. Произведён как водится в Риге, до 2012 года работал в Эстонии, потом Таджикистан и Казахстан.
Самое интересное, что состав сохраняет оригинальную окраску и логотипы ещё дореформенной Эстонской ЖД, которых в самой Эстонии уже и не осталось!
Несколько раз в неделю поезд ходит пригородным маршрутом по живописной горной ветке Оскемен - Риддер. На "морде" можно разобрать полустёртую надпись "Защита - Риддер". Так до недавнего времени называлась станция Оскемен.
В Эстонии у дизеля было собственное имя Джоанна. Казахстанские железнодорожники называют его более прозрачно - червяк.
-11

Есть «Турксиб Астана». С современными комфортными составами с кондиционерами и прочим.

Поезд Кустанай - Караганда компании «Турксиб Астана».
Поезд Кустанай - Караганда компании «Турксиб Астана».

Ну а брат РЖД, АО «Пассажирские перевозки», что-то средненькое. Или же "блеск и нищета".

Скоростные комфортабельные испанские Тальго:

-13

Или стандартный для РФ "тепловоз с вагоном".

На части линий, кстати, альтернативы некоторым компаниям нет.

Одновагонный пустой поезд каноничен для России, но совсем нехарактерен для Казахстана. В конце заезда по восточным областям, довелось проехать и на таком.
Поезд шёл по ветке Жетыген - Алтынколь, открытой несколько лет назад. Построенная для товарооборота с Китаем, она проходит по, в основном, безлюдной местности и для пассажиров малозначима.
Поезд нужен, чтобы развезти железнодорожников по рабочим местам. Таких на плацкартный вагон единовременно набирается не больше нескольких человек.
В плане интересностей ветка мало чем может порадовать, но всё равно хорошо нестись (под 90 км/ч) в пустовозе по новой линии, пить из самовара и т.д. , ну вы знаете...
Въехали в Киргизию. (из блокнота).

-14

Неочевидный момент реформы - в перевозках нет строгости, присутствует здоровое разгильдяйство. Вы можете договориться с проводником проехать без билета, если недалеко - даже бесплатно.

Поезд Кокшетау - Кызылорда ТОО «Nomads»
Поезд Кокшетау - Кызылорда ТОО «Nomads»

Но что точно выгодно отличает железные дороги Казахстана от российских, так это приятный цвет, а не постылые оттенки серого от Калининграда до Сахалина порядком набившие оскомину.

Здесь каждая организация вольна поступить как хочет.

Поезд Атырау - разъезд имени Дины Нурпеисовой компании Otpan logistic
Поезд Атырау - разъезд имени Дины Нурпеисовой компании Otpan logistic

Люди имею возможность проявлять творческий потенциал в оформлении и покраске. Большинство это делают. И славно!

В принципе, и в самой КТЖ всё в порядке со вкусом.

Поезд Кызылорда- Кокшетау. ТОО «Nomads»
Поезд Кызылорда- Кокшетау. ТОО «Nomads»

В Казахстане пошли дальше. Если пути общего пользования всё же принадлежат государству, то участки необщего пользования активно приватизируют и передают владельцам напрямую (впрочем, как и в РФ).

-18

Получается по разному. Недавно произошёл курьёзный случай, всколыхнувший весь Казахстан.

АСТАНА, 6 июн - Sputnik. Бизнесмен разбирает и сдает на металлолом железнодорожную ветку в Кентау, которая активно используется местными компаниями для перевозки грузов
Её за долги продали на аукционе. Новый хозяин решил просто разобрать свою часть железной дороги. Повторюсь, она действующая.

-19

"Он сказал: "Купите у меня эту железную дорогу за 100 млн. Либо я вам даю три месяца, либо я ее разберу и продам вот так же – на металлолом", - говорит директор ТОО "Строй-сервис" Асхат Салимбаев.
По словам нового владельца железнодорожных путей, он приобрел два километра железной дороги вместе с депо. Здание он хочет использовать для развития бизнеса, а рельсы ему якобы не нужны. Мужчина говорит, что акимат и другие бизнесмены не хотят их покупать, а охранять пути и заниматься ими ему некогда.
Отметим, что владельцы других участков железной дороги тоже заявили о готовности начать демонтаж путей. Стороны судятся.
-20

Также в Казахстане есть несколько полностью частных железных дорог. Например - Степногорская. Они используются не только как грузовые, но как пассажирские. Мой фоторассказ с этого интереснейшего полигона:

-21

Продолжу тему с ЖД Казахстана в одной из следующих публикаций. А пока напишите в комментариях, как вам пример, хотите, чтобы в России тоже появилось несколько независимых железнодорожных компаний - конкурентов РЖД?

Рубрика железнодорожье.

-22
Железнодорожье | Другой путь | Дзен