Напоминаем, что осень 1958 года в Тихий океан в поход вышла советская ДЭПЛ Б-72 (проекта 611) под командованием капитана 3 ранга Р.А.Голосова. Задача, поставленная экипажу была необычной, следовало провести цикл гравиметрические измерений в районе Тихого океана, пройдя вдоль берегов Америки почти до антарктических вод. В помощь советским морякам был выделен танкер "Певек", который вторую часть маршрута следовал вместе с лодкой, оказывая необходимую помощь и обеспечивая снабжение. Начало всей истории ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ. Вторая часть - ЧИТАТЬ ТУТ.
Окончание
...После посещение арктических вод в конце января 1959 года подводная лодка развернулась на север, в середине февраля пересекла тропик Козерога и снова войдя в экваторную зону. Сразу "потеплело", снова в отсеках - 35-40°, снова - на пределе температура электролита аккумуляторов в батареях при зарядке и "нервотрепные доклады" о 3% водорода в отдельных аккумуляторных ямах (как известно, при 4% - взрывоопасная смесь).
Поход проходил спокойно, но скучать не приходилось. В один из дней Б-72 пришлось выполнить маневр «Человек за бортом» - сразу двое моряков оказались за бортом, и всё из-за необходимости устранения очередной технической неисправности - из-за работы с клапаном вентиляции кормовой цистерны. И волна-то была не более 2-3 баллов, и палубу даже не заливало, шли малым ходом, но неожиданно захлестнуло на палубу - и готово!
Как потом вспоминали для регулировки клапанов вентиляции кормовой цистерны главного балласта на кормовую оконечность палубы вышел старшина команды трюмных. Страховал его моряк, обвязанный бросательным концом, который держали еще двое, стоявших у ограждения рубки. Вдруг какой-то неожиданный всплеск волны, и старшину буквально слизнуло за борт. Страхующий тут же прыгнул в воду подтянуть старшину к борту. Но конец, видимо, был перепревший, лопнул, и в вот в воде, в океане, барахтаются уже двое!
Вахта сработала оперативно и четко! Подняли быстро, отработав полным ходом назад, ребята и испугаться не успели, и старшина даже гаечные ключи из рук не выпустили. Но спустя полчаса у борта появились сразу три акулы, метра по 1,5-2 длиной. Согласитесь, оказаться за бортом в такой компании - не лучшее купание, от одной мысли мороз по коже!
Решили не упускать возможность для рыбалки - по одному такому экземпляру (по акуле) подводники с Б-72 и моряки с «Певеком» выловили, привязав к бросательному концу большой крюк с насаженной банкой консервов.
Как вспоминает Голосов: "...Живучая зверюга, сгусток мощных мышц и пасть с острейшими зубами. Гурманы предлагали изготовить акульи отбивные. Не рискнул, ограничились акульими зубами в качестве талисманов...".
21 февраля, выбрав момент, когда волнение не превышало двух баллов, решили перегрузить две запасные крышки дизелей с танкера к нам. Впереди был еще долгий путь, требовалось иметь запас этих "деталей" непосредственно на борту.
Легли по волне малым ходом, подготовили все необходимое и предусмотрели все мыслимые меры предосторожности. На катере доставили катером с «Певека» запасные крышки, и на тросах вручную перегрузили их в прочный корпус. Опасность процедуры состояла в том, что в ходе погрузки одна шальная волна могла не просто испортить всю операцию, но и поставить под угрозу боеспособность лодки.
Для справки: Детали операции здесь и сейчас мы описывать не будем - это будет очередным вопросом мини-викторины в ближайшее воскресенье. Так что кому интересно - милости просим, присоединяйтесь к обсуждению в ходе викторины, или просто ждите подведения итогов.
Вообщем, все завершилось удачно и без неприятностей, одновременно была произведена очередную замену моряков с лодки на танкер и обратно, также доставили катером продукты и свежий хлеб.
Поход продолжился, но все больше начало сказываться физическая и нервная усталость экипажа. Особенно доставалось мотористам и трюмным из-за непрерывных ремонтных работ в тяжелейших условиях. Да и другим немногим легче. Как вспоминал командир, даже в центральном посту через пару часов после погружения со всех пот лил ручьями, и даже единственную одежду - трусы - можно выжимать, )). Как следствие усталости возросло количество ошибок в действиях у мотористов, все время командирам необходимо было предусматривать «Поправки на дурака», предугадывая возможные ошибки. Играл роль и тот факт, что специалисты второго экипажа (которые были доставлены на танкере и "играли" роль подмены), приходящие на подмену штатных моряков Б-72, были подготовлены хуже.
Голосов: "... В один из дней я в весьма корректной форме сделал замечание командиру отделения радиометристов за ошибочные действия. Парень грохнулся в обморок! Хорошо успели его подхватить, а то разбил бы голову".
В День Советской Армии и ВМФ 23 февраля 1959 года лодка пересекла экватор. В ознаменование праздника днем экипаж принимал запасы с "Певека" на ходу, к праздничному столу, так сказать, но главное - была организована помывка подводников непосредственно в ограждении рубки пресной водой с танкера. По мнению многих, это было лучшим из всех праздничных мероприятий!
Вскоре из штаба флота получили информацию о планирующемся противолодочном учении ВМС США в районе Гавайских островов и стрельбах управляемыми ракетными снарядами. Для выполнения стрельб из США в Перл-Харбор была отправлена дизельная подводная лодка «Грейбек» - носитель этих снарядов.
Для справки: более подробно о подводной лодке типа "Грейбек" - в данной статье! Здесь речь идет об однотипной ПЛ "Гроулер", которая в настоящее время сохранена как лодка - музей в г Нью-Йрке. Читать ЗДЕСЬ
Поскольку маршрут советской Б-72 пролегал довольно близко от Гавайских островов, а скрытность плавания была потеряна (почему - пояснения в прошлой части), то период с 4 по 20 марта 1959 года прошел в достаточно тесном контакте нашей субмарины с ВМС США.
Началось с того, что 4 марта, следуя в надводном положении, на ходу 8 узлов, советские подводники обнаружили перископ подводной лодки, слева 30 градусов, на дистанции примерно 4 кбт. Решили не реагировать - объявили боевую тревогу, оповестили «Певек» и продолжали следовать своим курсом (смысла отрываться все равно не было, если маршрут известен всему миру!).
Голосов вспоминал: "...Перископ (подводная лодка) зашел нам в кильватер, повертелся там на дистанции около двух кабельтовых минут 20 и исчез. Судя по шумам, записанным гидроакустиками – это была дизельная подводная лодка. На другой день повторилось то же самое, но с более опасным маневрированием. Только мы всплыли и начали продувать балласт на ходу под дизелем, как обнаружили перископ слева 20° на расстоянии не более полукабельтова. Пришлось отвернуть вправо и «дать дорогу дураку».
Перископ прошел вдоль левого борта советской ДЭПЛ, буквально метрах в 50, так, что под водой хорошо был виден корпус лодки. Даже если ее командир считал себя асом подводного плавания, то с предусмотрительностью и ответственностью за свой корабль и экипаж у него явно не все в порядке.
Голосов: "...Высказать свои эмоции я ему не мог, но кулаком перископу помахал. Конечно, не совсем дружественный жест своему американскому коллеге, но что делать! По анализу имевшихся у нас данных, это, вероятно и была «Грейбек».
10 марта 1959 года около полудня подводную лодку с "Певеком" несколько раз облетел противолодочный самолет США "Нептун" на высоте 50-70 метров, а минут через 40 после его ухода на горизонте обнаружили силуэт военного корабля. Б-72 уклонилась срочным погружением на 100 метров и отворотом в сторону, а «Певек» продолжил движение прежним курсом. Часа через четыре, когда перестали прослушиваться сигналы гидролокатора, лодка всплыла, установила радиосвязь с танкером, назначила ему время и точку встречи и моряки продолжили свою работу.
В конце суток встретились. Капитан сообщил, что в течение трех часов их преследовал американский эсминец «Браун», задавая различные вопросы типа: «Где лодка?», «Куда идете?», «Предлагаю остановиться». Танкер не останавливался, в переговоры не вступал, а поднял на флагах несколько заведомо неразбираемых флажных сигналов, заставив, очевидно, американцев в недоумении чесать затылки.
16 марта после погружения для производства измерений акустики Б-72 обнаружили работу гидролокатора, а затем шумы винтов дизельной подводной лодки, которая в течение полутора часов сопровождала советскую лодку в подводном положении, непрерывно работая гидролокатором. Судя по силе сигналов дистанцию до Б-72 американец держал весьма малую. На следующий день советской лодке снова пришлось уклоняться погружением от американского сторожевого корабля, который сблизился с танкером и ушел.
В это время проходили линию надводно-воздушного барьера США, и 20 марта отряд советских кораблей дважды облетали "Нептуны" и раз - «WV-2», От них уклоняться уже не имело смысла.
20 марта «Певек» запросил разрешения увеличить ход и уйти вперед для уклонения от приближающегося, по их оценке, урагана. Ему с подводной лодки дали «добро» следовать прямо в Петропавловск, поскольку в дальнейшем встречаться уже не было смысла - до базы подводной лодке оставалось ходу меньше недели.
Для справки: ТТХ WV-2: Экипаж - 26-31 чел.; Размах крыла - 38, 3 м, длина самолета -35,3 м, высота самолета -7,5 м; Площадь крыла - 153,66 м2; Масса пустого/максимальная взлетная - 32985/ 65050 кг; тип двигателя - 4 ПД Wright R-3350-34, тяга, 4х3400 кН; максимальная скорость - 516 км/ч, крейсерская скорость - 410 км/ч; Практическая дальность - 7400 км; Практический потолок -6850 м;
Но "под занавес" погода приготовила "ураган не ураган", но к исходу дня ветер достиг 20 м/сек, море 6-7 баллов. И такая погода с ветрами 15-25 м/сек, соответствующим морем, зарядами мокрого снега, переменной видимостью и облачностью сопровождала советскую ДЭПЛ до 24 марта - океан не давал расслабляться до последних дней похода.
И вот 25 марта 1959 года около 16 часов по носу открылся родной камчатский берег. На мостике и в отсеках грянуло дружное «Ура!». Показательно, как отмечал командир, что его штурмана не подкачали! За весь поход основной и, практически, единственный способ определения места - астрономия, никаких GPS, радиопеленгов, спутниковых карт и т.д. Астрономический расчет - оба штурмана и при первой же возможности, командир. Вахтенные офицеры также получили богатую практику в астрономии, не говоря уже обо всем остальном.
Около 22 часов в тот же день подводная лодка Б-72 легла на грунт в бухте Русская в той же точке, что и перед началом похода для заключительной выверки гравиметрических приборов. За четыре месяца похода выполнено 232-е погружения и к счастью, число всплытий оказалось таким же.
Утром 26 марта лодка всплыла, взяв курс в родную базу, в бухту Крашенинникова. Швартовка, встреча, доклад командиру дивизии - позади осталось 120 дней и 20120 миль океанских миль.
В последствии, Рудольф Александрович Голосов руководил рядом больших и сложных походов подводных лодок, включая переходы через три океана, походами подо льдами и к Северному полюсу, но по его словам этот поход 1958-1959 годов был самым сложным. Но советские моряки справились.