Найти тему
Navygaming Channel

Когда автономка заканчивается и "Грейбек" не проблема (3)

Напоминаем, что осень 1958 года в Тихий океан в поход вышла советская ДЭПЛ Б-72 (проекта 611) под командованием капитана 3 ранга Р.А.Голосова. Задача, поставленная экипажу была необычной, следовало провести цикл гравиметрические измерений в районе Тихого океана, пройдя вдоль берегов Америки почти до антарктических вод. В помощь советским морякам был выделен танкер "Певек", который вторую часть маршрута следовал вместе с лодкой, оказывая необходимую помощь и обеспечивая снабжение. Начало всей истории ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ. Вторая часть - ЧИТАТЬ ТУТ.

Окончание

...После посещение арктических вод в конце января 1959 года подводная лодка развернулась на север, в середине февраля пересекла тропик Козерога и снова войдя в экваторную зону. Сразу "потеплело", снова в отсеках - 35-40°, снова - на пределе температура электролита аккумуля­торов в батареях при зарядке и "нервотрепные доклады" о 3% водорода в отдельных аккумуля­торных ямах (как известно, при 4% - взрыво­опасная смесь).

Поход проходил спокойно, но скучать не приходилось. В один из дней Б-72 пришлось выполнить маневр «Человек за бортом» - сразу двое моряков ока­зались за бортом, и всё из-за необходимости устранения очередной технической неисправности - из-за работы с клапаном вентиляции кормовой цистерны. И волна-то была не более 2-3 баллов, и палубу даже не заливало, шли малым ходом, но неожиданно захлестнуло на палубу - и готово!

Как потом вспоминали для регулировки клапанов вентиляции кормовой цистерны главного балласта на кормовую оконечность палубы вышел старшина команды трюмных. Страховал его моряк, обвязанный бросательным концом, который держали еще двое, стоявших у ограждения рубки. Вдруг какой-то неожиданный всплеск волны, и старшину буквально слизну­ло за борт. Страхующий тут же прыгнул в воду под­тянуть старшину к борту. Но конец, видимо, был перепревший, лопнул, и в вот в воде, в океане, барахтаются уже двое!

Вахта сработала оперативно и четко! Подняли быстро, отработав полным ходом назад, ребята и испугаться не успели, и старшина даже гаечные ключи из рук не выпустили. Но спустя полчаса у борта появились сразу три акулы, метра по 1,5-2 длиной. Согласитесь, оказаться за бортом в такой компании - не лучшее купание, от одной мысли мороз по коже!

Подводная лодка Б-72
Подводная лодка Б-72

Решили не упускать возможность для рыбалки - по одному такому экземпляру (по акуле) подводники с Б-72 и моряки с «Певеком» выловили, привязав к бросательному концу большой крюк с насаженной банкой консервов.

Как вспоминает Голосов: "...Живучая зверюга, сгусток мощных мышц и пасть с острейшими зубами. Гурманы предла­гали изготовить акульи отбивные. Не рискнул, ограничились акульими зубами в качестве талисманов...".

21 февраля, выбрав момент, когда волнение не превышало двух баллов, решили перегрузить две запасные крышки дизелей с танкера к нам. Впереди был еще долгий путь, требовалось иметь запас этих "деталей" непосредственно на борту.

Легли по волне малым ходом, подготовили все необходимое и предусмотрели все мыслимые меры предосторожности. На катере доставили катером с «Певека» запасные крышки, и на тросах вручную перегрузили их в прочный корпус. Опасность процедуры состояла в том, что в ходе погрузки одна шальная волна могла не просто испортить всю операцию, но и поставить под угрозу боеспособность лодки.

Подводная лодка проекта 611
Подводная лодка проекта 611
Для справки: Детали операции здесь и сейчас мы описывать не будем - это будет очередным вопросом мини-викторины в ближайшее воскресенье. Так что кому интересно - милости просим, присоединяйтесь к обсуждению в ходе викторины, или просто ждите подведения итогов.

Вообщем, все завершилось удачно и без неприятностей, одновременно была произведена очередную замену моряков с лодки на танкер и обратно, также доставили катером продукты и свежий хлеб.

Поход продолжился, но все больше начало сказываться физическая и нервная усталость экипажа. Особенно доставалось мотори­стам и трюмным из-за непрерывных ремонтных работ в тяжелейших условиях. Да и другим не­многим легче. Как вспоминал командир, даже в центральном посту через пару часов после погружения со всех пот лил ручьями, и даже единственную одежду - трусы - мож­но выжимать, )). Как следствие усталости возросло количество ошибок в действиях у мотористов, все время командирам необходимо было предусматривать «Поправки на дурака», предугадывая возможные ошибки. Играл роль и тот факт, что специалисты второго экипажа (которые были доставлены на танкере и "играли" роль подмены), приходящие на подмену штатных моряков Б-72, были подготовлены хуже.

Голосов: "... В один из дней я в весьма корректной форме сделал замечание командиру отделения радио­метристов за ошибочные действия. Парень грох­нулся в обморок! Хорошо успели его подхватить, а то разбил бы голову".
Советский танкер "Певек"
Советский танкер "Певек"

В День Советской Армии и ВМФ 23 февраля 1959 года лодка пересекла экватор. В ознаменование праздника днем экипаж при­нимал запасы с "Певека" на ходу, к праздничному столу, так сказать, но главное - была организова­на помывка подводников непосредственно в ограждении рубки пресной водой с танкера. По мнению многих, это было лучшим из всех праздничных мероприятий!

Вскоре из штаба флота получили информацию о пла­нирующемся противолодочном учении ВМС США в районе Гавайских островов и стрельбах управляемыми ракетными снарядами. Для вы­полнения стрельб из США в Перл-Харбор была отправлена дизельная подводная лодка «Грейбек» - носитель этих снаря­дов.

Для справки: более подробно о подводной лодке типа "Грейбек" - в данной статье! Здесь речь идет об однотипной ПЛ "Гроулер", которая в настоящее время сохранена как лодка - музей в г Нью-Йрке. Читать ЗДЕСЬ

Поскольку маршрут советской Б-72 пролегал довольно близко от Гавайских островов, а скрытность пла­вания была потеряна (почему - пояснения в прошлой части), то период с 4 по 20 марта 1959 года прошел в достаточно тесном контакте нашей субмарины с ВМС США.

Американская подводная лодка SSG-574 "Грейбек"
Американская подводная лодка SSG-574 "Грейбек"

Началось с того, что 4 марта, следуя в надводном положении, на ходу 8 узлов, советские подводники обнаружили перископ подводной лодки, слева 30 градусов, на дистанции примерно 4 кбт. Решили не реагировать - объявили боевую тревогу, оповестили «Певек» и продолжали следовать своим курсом (смысла отрываться все равно не было, если маршрут известен всему миру!).

Голосов вспоминал: "...Перископ (подводная лодка) зашел нам в кильватер, повертелся там на дистанции около двух кабельтовых минут 20 и исчез. Судя по шумам, записанным гидроакустиками – это была дизельная подводная лодка. На другой день повторилось то же самое, но с более опасным маневрированием. Только мы всплыли и начали продувать балласт на ходу под дизелем, как обнаружили перископ слева 20° на расстоянии не более полукабельтова. Пришлось отвернуть вправо и «дать дорогу дураку».
Ракетный снаряд "Регулус" на борту "Грейбека"
Ракетный снаряд "Регулус" на борту "Грейбека"

Перископ прошел вдоль левого борта советской ДЭПЛ, буквально метрах в 50, так, что под водой хорошо был виден корпус лодки. Даже если ее командир считал себя асом подводного плавания, то с предусмотрительно­стью и ответственностью за свой корабль и эки­паж у него явно не все в порядке.

Голосов: "...Высказать свои эмоции я ему не мог, но кулаком перископу по­махал. Конечно, не совсем дружественный жест своему американскому коллеге, но что делать! По анализу имевшихся у нас данных, это, веро­ятно и была «Грейбек».

10 марта 1959 года около полудня подводную лодку с "Певеком" не­сколько раз облетел противолодочный самолет США "Нептун" на высоте 50-70 метров, а минут через 40 после его ухода на горизонте обнаружи­ли силуэт военного корабля. Б-72 уклонилась срочным погружением на 100 метров и отворотом в сторону, а «Певек» продолжил движение преж­ним курсом. Часа через четыре, когда перестали прослушиваться сигналы гидролокатора, лодка всплы­ла, установила радиосвязь с танкером, назначи­ла ему время и точку встречи и моряки продолжили свою работу.

Патрульный самолет ОР-2Е "Нептун"
Патрульный самолет ОР-2Е "Нептун"

В конце суток встретились. Капитан сообщил, что в течение трех часов их преследовал американский эсминец «Браун», задавая различные вопросы типа: «Где лодка?», «Куда идете?», «Предлагаю остановиться». Танкер не останавли­вался, в переговоры не вступал, а поднял на флагах несколько заведомо неразбираемых флажных сигналов, заставив, очевидно, американцев в не­доумении чесать затылки.

Не исключено, что именно этот DD546 "Браун" (тип "Флетчер") проявлял любопытство в данном эпизоде
Не исключено, что именно этот DD546 "Браун" (тип "Флетчер") проявлял любопытство в данном эпизоде

16 марта после погружения для производства измерений акустики Б-72 обнаружили работу гидро­локатора, а затем шумы винтов дизельной подводной лодки, которая в течение полутора часов сопровождала советскую лодку в подводном положении, непрерывно работая гидролокатором. Судя по силе сигналов дистан­цию до Б-72 американец держал весьма малую. На следующий день советской лодке снова пришлось укло­няться погружением от американского стороже­вого корабля, который сблизился с танкером и ушел.

В это время проходили линию надводно-воздушного барьера США, и 20 марта отряд советских кораблей дважды облетали "Нептуны" и раз - «WV-2», От них уклоняться уже не имело смысла.

Самолет ДРЛО WV-2 над морем
Самолет ДРЛО WV-2 над морем

20 марта «Певек» запросил разрешения увели­чить ход и уйти вперед для уклонения от прибли­жающегося, по их оценке, урагана. Ему с подводной лодки дали «до­бро» следовать прямо в Петропавловск, поскольку в дальнейшем встречаться уже не было смыс­ла - до базы подводной лодке оставалось ходу меньше недели.

Для справки: ТТХ WV-2: Экипаж - 26-31 чел.; Размах крыла - 38, 3 м, длина самолета -35,3 м, высота самолета -7,5 м; Площадь крыла - 153,66 м2; Масса пустого/максимальная взлетная - 32985/ 65050 кг; тип двигателя - 4 ПД Wright R-3350-34, тяга, 4х3400 кН; максимальная скорость - 516 км/ч, крейсерская скорость - 410 км/ч; Практическая дальность - 7400 км; Практический потолок -6850 м;

Но "под занавес" погода приготовила "ураган не ураган", но к исходу дня ветер до­стиг 20 м/сек, море 6-7 баллов. И такая погода с ветрами 15-25 м/сек, соответствующим морем, зарядами мокрого снега, переменной видимостью и облачностью сопровождала советскую ДЭПЛ до 24 марта - океан не давал расслабляться до последних дней похода.

И вот 25 марта 1959 года около 16 часов по носу открылся род­ной камчатский берег. На мостике и в отсеках грянуло дружное «Ура!». Показательно, как отмечал командир, что его штурмана не подкача­ли! За весь поход основной и, практически, един­ственный способ определения места - астроно­мия, никаких GPS, радиопеленгов, спутниковых карт и т.д. Астрономический расчет - оба штурмана и при первой же возможности, командир. Вахтен­ные офицеры также получили богатую практику в астрономии, не говоря уже обо всем остальном.

Вице-адмирал Р.А.Голосов
Вице-адмирал Р.А.Голосов

Около 22 часов в тот же день подводная лодка Б-72 легла на грунт в бухте Русская в той же точке, что и перед началом похода для заключительной выверки гравиметрических при­боров. За четыре месяца похода выполнено 232-е погружения и к счастью, число всплытий оказалось таким же.

Утром 26 марта лодка всплыла, взяв курс в родную базу, в бухту Крашенинникова. Швартовка, встреча, доклад командиру дивизии - позади осталось 120 дней и 20120 миль океанских миль.

В последствии, Рудольф Александрович Голосов руководил рядом больших и сложных походов подводных лодок, включая переходы через три океана, походами подо льдами и к Северному полюсу, но по его словам этот поход 1958-1959 годов был самым сложным. Но советские моряки справились.

Корпус Б-72 на корабельном кладбище в бухте Труда (примерно 2003 год). Современное состояние неизвестно
Корпус Б-72 на корабельном кладбище в бухте Труда (примерно 2003 год). Современное состояние неизвестно