Вино — один из самых натуральных и древних продуктов, для его получения нужен только виноград. Наиболее престижные образцы требуют особых виноградников и навыков, поэтому в разные времена был велик соблазн их подделать. В борьбе с недобросовестными производителями правители прошлого применяли жестокие методы. Ну а в наши дни используют систему апелласьонов, акцизные марки и сертификаты. Рассказываем историю противостояния, которая увенчалась успехом.
Древний мир
Во все времена продавцы некачественных товаров, будь то в Древней Месопотамии или где-то еще, подвергались наказаниям, и их нередко топили в реке. Скорее всего, вина стали подписывать именно для того, чтобы уменьшить количество подделок. Уже в Древнем Египте на амфорах указывали место происхождения вина, год и производителя.
Но только ко II веку до н.э. у вина появился бренд, сопоставимый с современными бордоскими гран крю. Это было фалернское – оно ценилось в четыре раза выше других и его часто использовали вместо денег. Неудивительно, что искушение подделать его было очень большим! Оно было сухим, сладким, густым и крепким одновременно, наподобие хереса, и мошенники использовали любые подручные средства чтобы добиться такого вкуса: от хвои и смолы до толченого мрамора.
В I веке Плиний Старший сокрушался, что в Риме подделывают вина и даже патриции не могут быть уверены в том, что они пьют. И хотя апелласьон Ager Falernum (регион в Кампании) можно считать первым в истории, он скорее способствовал подделкам, чем боролся с ними. Потребителям оставалось уповать только на собственную напробованность и личное знакомство с поставщиками.
Средние века
В Европе уже с XI века появляются монашеские виноградники в Бургундии, а в Эльзасе с 1180 года ведут аккуратное описание всех урожаев. Далее рождаются знаменитые винодельческие дома в Тоскане, Шампани, Медоке и даже Новом Свете. Так что искушение подделать знаменитое вино и продать побольше было огромным. В 1327 году английский король Эдуард III жаловался шерифу Лондона на городских виноторговцев, которые разбавляли хорошее вино «слабым и испорченным», пользуясь тем, что бочки хранились в погребах и никто не видел, как напитки приносили на стол. В итоге появился закон, обязывающий трактирщиков хранить бочки на виду и разливать вино при посетителях.
Если кого-то уличали в мошенничестве, то могли пригвоздить к позорному столбу, клеймить, просто повесить или заставить выпить весь объем своего контрафакта. В 1482 году так произошло с одним виноделом в Германии, пойманном на разбавлении хорошего вина. Исполнение наказания мошенник не пережил.
Новое время
В борьбе с виноделами, которые могли пренебрегать качеством в пользу количества, наконец-то появилась идея ограничивать зону производства. Конечно, виноградники обносили стенами и раньше (знаменитые бургундские кло), но это делали скорее, чтобы обозначить территорию для определенных сортов или просто защититься от животных. А вот государственное регулирование началось с Португалии.
С начала XVIII века был большой спрос на портвейн в Англии. Чтобы его удовлетворить, производители могли усиливать бледные вина за счет сахара и бузинного отвара. В итоге репутации этого крепленого вина был нанесен серьезный ущерб. В 1756 году премьер-министр маркиз Себастьян Жозе де Помпалу впервые в мире провел границу региона в Долине Дору для производства портвейна, ввел ограничение на объемы и сбыт.
Полноценная система апелласьонов, как защита вина по происхождению, появилась в Европе только в 1935 году. Первыми AOC (Appellation d'Origine Contrôlée) стали Арбуа, Тавель, Коньяк, Шатонеф-дю-Пап, Бургундия, Бордо, Шампань и некоторые другие. Последним из ведущих регионов был Эльзас в 1962 году. Затем и остальные страны подхватили эту инициативу, защищая свои уже исторически сложившиеся стили. Сейчас в ведущих винодельческих странах Европы вроде Италии и Франции свыше 300 апелласьонов со своими нормами производства, четкими географическими границами и другими регламентами, вплоть до оформления этикеток. Как правило, для защиты категорий используются голографические наклейки и другие специально разработанные государственные знаки.
Современная Россия
В России на алкогольном рынке много ограничений, а все продавцы в обязательном порядке используют ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система для контроля сбыта алкогольной продукции). Для борьбы с подделками существует федеральная система учета. На всех бутылках крепче сидра и пива (более 9%) есть наклейка – акцизная марка (устаревший вариант) или федеральная специальная марка. Она содержит номер, голограмму и графический код, а еще плотно наклеена. Если марка повреждена или не читается, лучше взять другую бутылку.
За регистрацию производителей и их товара отвечает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование). Проверить марку можно в ее приложении «АнтиКонтрафакт Алко» или прямо на сайте РАР: public.fsrar.ru/checkmark.