- 3 ноября Александру Градскому – 75. Приглашают на записи ТВ-передач, посвящённых этой дате. Стал разбирать записки, которые готовил для книги и нашёл интервью с Вертинской, записанное моим коллегой Владимиром Вахрамовым – я напечатал этот материал в своей «Музыкальной правде» 15 лет назад.
- ИЗ КОММЕНТОВ:
- А вот как их знакомство вспоминал АБГ:
3 ноября Александру Градскому – 75. Приглашают на записи ТВ-передач, посвящённых этой дате. Стал разбирать записки, которые готовил для книги и нашёл интервью с Вертинской, записанное моим коллегой Владимиром Вахрамовым – я напечатал этот материал в своей «Музыкальной правде» 15 лет назад.
Анастасия – младшая дочь великого русского актёра и шансонье Александра Вертинского, родилась в Москве, куда из Шанхая вернулась их семья, получив советское гражданство. Отец обожал своих дочерей, посвятив им широко известную песню “Доченьки”. Но актёрской карьере своим девочкам он не желал. Но жизнь распорядилась по-своему.
– Анастасия Александровна, каким отцом был Александр Николаевич?
– Папа баловал нас до чрезвычайности, любовь его не знала границ. Я вспоминаю нашу жизнь с папой как чистую идиллию.
Воспитание он стремился воссоздать по образу дворянских, дореволюционных семей: бонны, манеры и множество чудных домашних праздников – Рождество, Новый год с подарками под елкой, Пасха, дни рождения…
А бабушка, мамина мама, Лидия Павловна Циргвава, была строга и терпеть не могла, когда рядом бездельничали. Она прекрасно готовила самые разнообразные кушанья – от грузинских до китайских.
Благодаря бабушке я, во-первых, трудоголик, во-вторых, считаю основным своим призванием кулинарию.
– Что из детства вам запомнилось больше всего?
– У папы был мягкий, теплый домашний халат – он его обожал, а еще всегда духи с легким запахом лаванды и хорошие сигареты. Он вставал рано, бесшумно готовил завтрак. Любил убираться в квартире, хотя в доме было кому навести порядок. Папа часто уезжал, постоянно гастролировал, мама училась в суриковской школе живописи. Помню, когда папа возвращался из поездок, я шла вниз (мы жили рядом с Елисеевским магазином), покупала самое твердое мороженое, глотала его большими кусками, чтобы заболеть и остаться дома – потому что дома был папа.
– В школе вы были примерной ученицей?
– Я была двоечницей. Отец поражался этому, но приходил в восторг от того, что я – в него. Мои мысли постоянно летали где-то вдали от алгебры или грамматики. Но я любила уроки труда, когда мы лобзиком выпиливали разные забавные вещицы.
– Вы играли в нескольких театрах. В “Современнике” у вас были блестяще сыгранные Нина Заречная в “Чайке” и Раневская в “Вишневом саде”. Почему вы оставили эту труппу?
– В определенный момент я поняла, что в “Современнике” для меня все закончилось. Пришла Марина Неелова, и Галина Волчек была увлечена исключительно этой индивидуальностью. И нас всех, кто стоял слева и справа, больше ничего не ждало.
– И вы пришли во МХАТ?
– Да, я вновь окунулась в классику: играла в “Чайке”, “Дяде Ване”, “Живом трупе”, “Тартюфе”. Моими режиссерами были Олег Ефремов и Анатолий Эфрос. Гениально одаренные мастера. Я просто считаю себя счатливейшей актрисой, которой довелось работать с Анатолием Васильевичем. Но он так рано оставил нас. И мне стало неинтересно работать в театре.
– Расскажите о вашем пути в кино.
– Кино в те уже далекие шестидесятые годы настолько захватило меня, что я совершенно забросила учебу. Когда ситуация достигла предела и учителя поставили вопрос ребром, я перешла к школу рабочей молодежи. Бабушка была потрясена: для нее пойти в ШРМ было равносильно тому, чтобы выйти на панель. А мне там было легко – давала автограф на своей фотографии, и мне в дневнике соответственно ставили автограф.
Потом Григорий Козинцев пригласил меня на роль Офелии в фильме “Гамлет”. У меня были дивные партнеры – Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов, Эльза Радзиня, Юрий Толубеев… А потом была Лиза Болконская в “Войне и мире” Сергея Бондарчука и Кити в “Анне Карениной” Александра Зархи.
Последнюю картину выбрали на Каннский фестиваль 1968 года. Мы с Татьяной Самойловой поехали во Францию. Но фестиваль того года был отменен из-за студенческих волнений, а так как мы уже были с ней в Париже, то решили погулять по французской столице. Парижане знали и любили Таню, у нее было много знакомых в городе, правда, наши суточные быстро испарились, но мы благосклонно принимали помощь французов (очень, кстати, скупых).
– Вы были уже знаменитой актрисой, когда поступили в Театральное училище имени Б.В.Щукина. Зачем?
– Актёру, помимо внешности и природной органичности, обязательно нужны специальные, профессиональные навыки. Да и вообще – лишних знаний не бывает. Именно там, в училище, я познакомилась с 20-летним актером Никитой Михалковым и вскоре вышла за него замуж. В этом браке я родила сына Степана. Однако вскоре после его рождения мы расстались.
Теперь уже, когда смотришь на наш брак с Никитой сквозь призму времени, понимаешь, что мы не смогли вместе жить не по каким-то житейским и бытовым причинам. Это был период жажды самоутверждения. Я исступленно, почти маниакально, хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем.
А Никита, конечно же, шёл своим путем. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины – сидеть на даче и рожать детей. И он, конечно, прав… С годами, по мере того, как мы взрослели и умнели, наши отношения стали лучше. Не говоря уже о том, что нас объединяют сын и внуки.
– Никита Сергеевич ведь не единственный ваш муж, насколько я знаю?
– Вы про Александра Градского? Мы с ним не были расписаны.
Просто по дурости я какое-то время жила с этим человеком.
Ничего плохого и ничего хорошего из этой связи не получилось.
Да и не могло получиться.
ИЗ КОММЕНТОВ:
Анастасия Вертинская, конечно, по молодости очень интересная была. Но по молодости. Можно ли говорить про породу, воспитание и аристократизм у женщины, которая школу не закончила? Нормальной женой никому не стала? Которая считала, что её содержать должны? Если брала за образец жизнь родителей - надо было выходить за старичка, который бы платил ей за молодость. Но Настя хотела всего и сразу. Я не осуждаю Настю (кто я такая, чтобы это делать), я отвечаю тем людям, которые пишут, что она аристократка. Держать спину прямо и покупать прадо - это ещё не аристократизм.
*****
Не расписаны с Градским???? Есть фото их регистрации в загсе!
*****
В который раз из интервью убеждаюсь: неблагополучная семья была - семья Вертинских! Первый раз после интервью с мужеподобной бабой Марианной - сожительства и романы с несовершеннолетнего возраста, сбегание из дома, по мужикам пошла - по рукам. Дочку одну родила, бросила и т.д. И видно по роже, что закладывает хорошо за воротник. Теперь с этой читаю интервью - та же история: исключение из школы, школа рабочей молодежи, браки, сожительства..... А чего удивляться то, сам папаша Вертинский в старческом возрасте сожительствовал с несовершеннолетней страшилищей - матерью этих оторв...
*****
Была красавица, в маму. Но пластика ее испортила. Стала страшная и злая. Хотела быть звездой, но режиссёров и мужчин достойных не встретила.
*****
Гениальная актриса. Ее Ассоль и Гуттиэре неповторимы. Конечно же, самовлюбленная эгоистка, но этот недостаток свойственен всем без исключения. Что касается её союза с Градским, то она права.
*****
По дурости, да она со всеми по дурости получается. С мужчиной жить надо уметь ухаживать и накормить хотя бы вовремя. Сын ещё маленький был и Градский ещё не готов был быть отцом.
*****
Степан где-то рассказывал... будучи подростком (уже после того как Градский ушёл от Вертинской) встретил его на улице и попросил денег на мороженое, на что тот прочитал ему лекцию, что пора самому начать зарабатывать, например ,собирая бутылки. Денег естественно не дал. Собственно, по причине его широко известной скупости он и расстался с его мамой.
*****
Просто этой женщине уже много лет. Всё ее страсти и любови теперь позади. Теперь она оглядывается на прошедшие годы и дает оценку прожитым событиям, своей жизни, прошлым чувствам, поступкам. С высоты прожитых лет ей этот роман с Градским теперь уже кажется действительно ничтожным. Значит так и есть! Она сама на себя(ту молодую) удивляется, как она могла с ним сойтись и прожить 1,5 года?! Понятно, что она с неудовольствием и с неприятием вспоминает тот свой период. Значит она имеет на то все основания! Мне она и сейчас нравится. Достойная и сдержанная дама. И её сын Степан сейчас мне очень нравится. Недавно они оба мелькнули в Дачном ответе, было очень интересно на них смотреть и слушать рассказы об их доме, об их теперешней жизни. Классные! Михалков был равен Вертинской и как пара они были очень интересные, но молоды и горячи оба. А Градский, он совсем из другого теста. Он Насте Вертинской был точно не пара, поэтому и сошлись они ненадолго, и след друг в друге оставили не очень хороший. В принципе, все говорят, что у Саши Градского был несносный характер, что он орал всегда и на всех, был слишком категоричен, нагл, напорист, прижимист и скуп. Но он был талантлив в своей сфере и этого у него не отнять. Пусть он покоится с миром!
*****
Она чего, стесняется что была с Градским. Кто она? красотка актрисуля - каких тысячи. А Градский талант - вокал изумительный и он до сих пор востребован, а кто о Насте помнит...
*****
Бывает так , когда через время женщина не хочет вспоминать и даже стеняется факта , что была с этим мужчиной . Так не только у Вертинской , так и у других женщин тоже бывает . И может она не перед вами стесняется , а перед собой и перед своим прошлым . Ну и наверное знает точно за что .
*****
Почему от Градского у неё такие дурные впечатления? Тоже талант-у него-пусть даже не кинематографический..но музыкальный.. Может, потому, что часто ссорились во время брака - как рассказывал Градский? Он был моложе неё - и воспитывать её сына, который был сам непослушен и избалован - не мог..поэтому сам обратился к Никите - твой, мол, сын, ты и принимай меры.. А вообще Вертинская так мужа себе и не нашла... Желание трепетное стать актрисой-как-то потом испарилось, потом она читала лекции с Калягиным во Франции..а потом и вовсе "ушла на кухню"- помогает сыну с рестораном.. А может Михалков изначально в ней не видел актрису, а "женщину у плиты"? Она долгое время не снимается, сестра тоже..живут на наследство отца и на свои "опусы в молодости"? Молодость прошла и увлечение кино и театром-тоже... а у настоящих актёров - любовь к кино и театру-не покидает их всю жизнь.
*****
Интересно, если Михалков считает, что женщина должна сидеть дома и рожать детей. То почему его дочь Анна, кстати, талантливая актриса, не сидит дома. Что ж он не воспитал её в таком патриархальном ключе? Какие-то двойные стандарты.
*****
У Вертинской был только один муж - Никита Михалков. От которого она родила в юнном возрасте сына - Степана. А влюбленностей и увлеченностей по молодости лет, после развода было немало. И Градский в том числе, и конечно Олег Ефремов. Красота у Вертинской была, но довольно экзотическая. Для меня эталон этой красоты с переходом из одного возраста в другой - Ассоль ("Алые паруса") и Гуттиэре ("Человек -амфибия"), Офелия ("Гамлет"), Мона ("Безымянная звезда"), Джемма ("Овод"), Маргарита ("Мастер и Маргарита"). Вертинская всегда выделялась на фоне других актрис, не только экзотической внешностью, но и очень тонкой и глубокой проработкой роли. А то, что Анастасия Александровна несколько растеряла свою былую красоту и индивидуальность. Так и лет то немало! К тому же она очень рано, сразу после 50 лет, увлеклась пластической хирургией и уколами красоты. Возможно, это была её стратегическая ошибка...
*****
Летела с ней из Риги в соседних креслах, она была с подругой какой то, красивая женщина, даже в её возрасте, осанка королевская, как она себя несёт и ведёт... Одета стильно, с подругой тестили новый парфюм, сумки и обувь prada и jimmy choo, сидела и любовалась ею))) большинство наших женщин после 60 бабушки, а она Женщина.
*****
А наши современные актёры своим женам физиономии бьют! Вы можете представить чтобы Михалков мог ударить женщину? Конечно, она подсознательно искала мужа похожего на отца, но такого быть не могло в совке.
*****
Вертинская такая же вертихвостка как и Александра Яковлева. Обе одинаково откровенно лгут о своих замужествах даже публично. Какой цинизм, ни дети ни родственники ни знакомые которые в курсе всей правды их не останавливают.
*****
Великолепная, неординарная красавица, талантливая как и ее родители. Я благодарна ей за Ассоль, Гуттиэре, Мону, Офелию и других героинь, которых могла воплотить только такая женщина. Имея толпы известных поклонников, не выставляет свою жизнь на показ, молодец.
А вот как их знакомство вспоминал АБГ:
«-Познакомились на вечеринке в одном доме. Я пытался за ней приударить, но из этого ничего не вышло. Зато полгода спустя у меня был концерт в спортивном лагере МЭИ под Алуштой. Настя же, как выяснилось, отдыхала в соседней деревеньке с сестрой и друзьями, и кто-то ей рассказал про концерт. Ну а Крым, жара, вино, море - сами понимаете, как они действуют... Она вышла на дорогу, поймала попутный грузовик - «ЗИЛ-130» - и приехала ко мне в лагерь. В это время я, вполне кирной после ночных возлияний, сидел на берегу моря в рассуждении, не броситься ли в воду, дабы охладиться. Вдруг рядом возникает девушка в домашнем халате, поддатая, в треснутых, как у булгаковского персонажа, очках: «Вот так мы, значит, отдыхаем?» Я поначалу даже не понял, кто это такая. А когда понял, то очень удивился. Словом, у нас как-то сразу, без напряжения, без усилий с чьей-либо стороны, начался роман. Мы как бы слились в крымском экстазе. Попали на какую-то безумную пьянку в лагере, шатались по горам, ели барана, пили вино, прилично бухие гуляли по лесным тропинкам и просто очень сблизились... Потом я укатил в Москву - я был на своей машине, - а она должна была прилететь через пару дней. Договорились, что я её встречу. Однако, немного не доехав до Московской окружной дороги, я вдребезги разбил автомобиль, который перевернулся от полувстречного удара в грузовик. После чего пришлось послать Насте телеграмму, предупредив, что встретить не могу, поскольку Аннушка разлила подсолнечное масло, но я жив и здоров. Короче говоря, её встретил и привёз домой Олег Николаевич Ефремов, она тут же пересела в свою машину и приехала за мной. А мы с друзьями как раз выпивали по случаю чудесного спасения от неминуемой гибели; она посадила меня в машину и увезла к себе. Так я у неё и остался...»