Сегодня д/р Анастасии Александровны Вертинской, актрисы, которая отпечатала моего товарища Александра Борисовича Градского. Как женщина отпечатала, а не как служительница Мельпомены, конечно.
Никак не обойти тему женщин в жизни творческого человека. Особенно в случае Градского, все супруги которого были исключительно красивы. Разглядывая их фотографии, трудно определиться с предпочтениями.
Сама Вертинская в беседе с моим коллегой Владимиром Вахрамовым (которую я опубликовал в своей «Музыкальной правде» к юбилею актрисы) говорила:
– Актёру, помимо внешности и природной органичности, обязательно нужны специальные, профессиональные навыки. Да и вообще – лишних знаний не бывает. Именно там, в училище, я познакомилась с 20-летним актером Никитой Михалковым и вскоре вышла за него замуж. В этом браке я родила сына Степана.
Однако вскоре после его рождения мы расстались.
Теперь уже, когда смотришь на наш брак с Никитой сквозь призму времени, понимаешь, что мы не смогли вместе жить не по каким-то житейским и бытовым причинам. Это был период жажды самоутверждения. Я исступленно, почти маниакально, хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем.
А Никита, конечно же, шёл своим путем. Ему нужна была женщина, которая жила бы его жизнью, его интересами. Он мне всегда говорил, что назначение женщины – сидеть на даче и рожать детей. И он, конечно, прав…
С годами, по мере того, как мы взрослели и умнели, наши отношения стали лучше. Не говоря уже о том, что нас объединяют сын и внуки.
– Никита Сергеевич ведь не единственный ваш муж, насколько я знаю?
– Вы про Александра Градского?
Мы с ним не были расписаны.
Просто по дурости я какое-то время жила с этим человеком. Ничего плохого и ничего хорошего из этой связи не получилось. Да и не могло получиться.
Я не знаю, почему Вертинская моему коллеге солгала, мне и Александр Борисович не смог на этот вопрос ответить.
Небольшой фрагмент главы РОМАНТИЧЕСКОЕ из книги, что была опубликована при жизни АБГ и прошла его редактуру, как было заведено (это важный нюанс):
Казалось бы, кто может затмить Анастасию Вертинскую? Но Ольга Фартышева, по мне, ничуть не хуже. Оля, кстати, на протяжении почти четверти века была лишена радостей невинного флирта: я сам был свидетелем, как начинающие делать комплименты молодые люди бесследно исчезали, узнав, за чьей женщиной они намереваются поухаживать.
Подобное наблюдал лишь в случае с женой Александра Иншакова, но там как бы понятна природа поведения.
Да, у Александр Борисыча отчего-то сложилась суровая репутация «великого и ужасного». Всегда так было. Даже когда он был мальчишкой.
Впрочем, мальчишкой и остался. Не раз приходилось слышать от пожилых мужчин, что в душе они, мол, ощущают себя юношами.
В случае с АБГ заверяю: Саня – реальный тинейджер. Невзирая на его несомненный авторитет, я, чесслово, ощущал себя старшим, общаясь с ним (хотя гений сел за школьную парту ещё до моего рождения). Меня всегда гипнотизировала его безусловная мальчишеская сущность. Которая, наверное, и объясняет обаяние. Да, вечный подросток, это уже можно утверждать.
«Я мало ругаюсь, просто делаю это смачно. Порой куда страшнее сказать человеку без всякого мата: "А ну-ка иди отсюда!"»
Александр Градский
Это качество, впрочем, нельзя характеризовать как исключительно позитивное. Его непосредственность может быть проблемой для соседа, не способного в полной мере оценить бурный темперамент. Помню, в доме 17/2 по улице Марии Ульяновой семейство Градских соседствовало на одной лестничной площадке с Валерием Тодоровским и начинающий кинематографист ощущал присутствие на своей территории заводного соседа в те дни, когда последний не рассекал по гастролям: АБГ мог позвонить в дверь в любое время суток. И с каким угодно предложением.
Знаю по собственному опыту: лето 1992 года мы решили проканикулярничать в Крыму вместе. И это был тот ещё опыт! Жили мы в соседних номерах тайного пансионата в Никитском ботаническом саду (НБС), который нам показал молодой повеса Костя Эрнст. В первое же постсоветское лето моя супруга сагитировала Ольгу Градскую туда поехать, и АБГ, поворчав, решился сменить освоенную им крымскую точку на новую.
Так вот, Саша в любой момент мог оказаться в нашем номере. Это не фигура речи. В любой. Просто грациозно перемахнув через балконную перегородку с бутылкой вина в одной руке и закуской в другой. С риторическим вопросом мальчика с сачком, «сквозного персонажа» фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»: «А чё это вы здесь делаете?»
Бывало, что заставал врасплох, хотя мы с женой, как правило, во второй половине дня либо читали, либо, напротив, сочиняли. Весёлое, впрочем, было время. И для нас, и для красавицы Ольги Семёновны.
Жёны Градского, между прочим, поначалу задерживались ненадолго. Первая продержалась всего три месяца (Наташа Смирнова вышла потом замуж за Сашиного соратника по «Скоморохам» Глеба Мая, который младше Градского на пару лет. Они, кстати, вместе по сей день, говорят).
Вторая (ею была как раз Настя Вертинская, называющая экс-супруга «Гадским») – полтора года.
Ну а Ольга стала спутницей жизни не на одно десятилетие и родила Градскому двух прекрасных созданий.
Ну и наконец, о нынешней спутнице жизни: Марина Коташенко и вовсе произведение искусства. И уже преодолела первый десятилетний барьер, а 1 сентября 2014 года подарила Градскому наследника Александра.
NB Напомню, это отрывок из книги, что издана три года назад.
Из нашей беседы с АБГ:
– Чем мужчина отличается от женщины кроме анатомии?
– Это вообще два совершенно разных участника жизненного процесса.
А красивые женщины и непривлекательные женщины между собой столь же разные существа, как и мужчина и женщина.
– Нужна ли таланту постоянная спутница? Если да, то чем она может помочь? Ведь совершенно очевидно, что талант не может себя подстраивать под партнёра. То есть какова роль любви (или эротики?) в творчестве?
– У эротики больше влияния положительного, но только если эпизодами. У любви – по-разному. Кому как, но всё хорошо в меру и без давления на сознание. Судя по мне, мог бы и без любви обойтись, наверное, но не выходит никак…
– Как старшие – Даниил и Мария – восприняли появление младшего братика Александра Александрыча, которому они по возрасту годятся в зрелые родители?
– Посмотрим, как выйдет, пока полёт нормальный…
NB Напомню, это отрывок из книги, что издана три года назад. Год назад Александр ушёл оставив вдову с двумя сыновьями и достойным наследством.
– Что для мужчины возраст?
– Сожаление об упущенных возможностях и радость от свершённого.
– А что есть возраст для женщины?
– А чёрт их знает. Я же не женщина.