Асмик Григорян - литовское сопрано (родилась в Вильнюсе в 1981 г., рожденная в СССР) с армянскими корнями и голубыми глазами. Хрупкое поющее (и играющее!) чудо на оперных сценах мира. Нет, на самых лучших оперных сценах мира!
Супруга оперного режиссера Василия Бархатова (в кругу театральных фанатов известен больше как Вася Бархатов. Уж если прицепится к вам какой-нибудь ник, будьте уверены - он навсегда с вами).
Она пела в Большом и Мариинском. Имела счастье слушать ее партии в Мариинском, когда имя Асмик еще не блистало в прессе, но обещало и обращало на себя внимание.
Она поет в потрясающих воображение постановках Зальцбургского фестиваля. Ее голос Le Monde назвала «диким, густым и богатым». Ее драматический талант буквально эксплуатируют сегодня лучшие режиссеры-постановщики мира: оперу сегодня зритель больше «смотрит», чем слушает.
Ее любят, на ее концерты слетаются меломаны всего мира.
Есть эссе на канале об опере с ее участием - «Пиковая дама» (Мюнхен, Баварская государственная опера, февраль 2024). Там уже мои дифирамбы Асмик Григорян были. Повторить не жалко.
И есть такой журнал Opernwelt, ежемесячный немецкий журнал об опере и балете. Читают все, кому близок мир оперы.
Авторитет в мире музыки - Opernwelt. С 1994 года каждый год жюри из 50 (!) критиков выбирает лучших в сфере музыкального театра в семи номинациях, среди которых «режиссёр года», «постановка года», «премьера года» и т.п. Только что Opernwelt подвел итоги оперного сезона 2024, назвав лучшей певицей года Асмик Григорян.
Поздравления и наилучшие пожелания!
Ее последняя (по времени) работа была только что представлена в Вене в «Дон Карлосе», в нашумевшей (скандально) постановке Кирилла Серебрянникова. Постановка действительно сложная: смещение слоев действия во времени, костюмированный бал аватаров. Четыре главные действующие лица в опере Верди имеют в этой постановке двойников в исторических костюмах эпохи. В костюмах, которые весят до 30 кг, петь невозможно, но их можно носить статистам (?). Оценочно (от знатоков), каждый из этих исторических костюмов (диво дивное!) стоит около 250 тысяч евро (на минуточку!).
Как совместить эту сложнейшую сценографию, синхронность в движениях с аватарами, с партнерами и не забыть про вокальную сторону партию?.. Это же не кино, где монтаж делает все. Асмик справилась с партией блестяще!
Огромный респект всем участникам этой постановки. Вот уж удивили, так удивили! Несмотря на все внешние, скажем так, «обстоятельства», «русские» («старые» и «новые») поют, играют, танцуют и звучат на мировых площадках во всех жанрах, кроме скучного. Глубокая, мощная культура, которую не задвинешь, не перестает удивлять. Это высшая дипломатия.
…А современная опера - это отдельный жанр, повторюсь я. Тут готовиться к действию надо. Не каждому по плечу - это надо признать априори. Да и не каждому плечу опера нужна, это тоже факт. Но дерзнуть и пойти - всегда можно.
Дерзайте! «Чтоб не пропасть по одиночке». За Оперу, за лучший голос сезона 2024 - Асмик Григорян. И сцена теперь Ваша, дорогая Асмик.
До встреч в новых партиях! Ждем.
©️ Мила Тонбо 2024
N.B. Отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) собраны в подборке «Театральная гостиная».