Спектакль «Искуситель» по пьесе Валерия Шаника "Поджигатель" о человеческих страстях, пороках, слабостях, соблазнах, жажде наживы. Главные роли блестяще исполняют выдающиеся российские актеры. Елена - Мария Аронова, Народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ, актриса театра и кино, с 1 октября 2024 — художественный руководитель Театра им. Е. Вахтангова. Дмитрий - Даниил Спиваковский, Заслуженный артист России, актер театра и кино, преподаватель в Институте театрального искусства имени народного артиста СССР И. Д. Кобзона. Искуситель (Крамов) - Сергей Векслер, Заслуженный артист России, актёр театра и кино, театральный режиссёр (главный режиссёр Московского Театра Иллюзии), режиссёр по пластике.
Сергей Векслер (Крамов) - словно маг, чародей и волшебник в черном плаще появляется из тумана и нарушает спокойную, разменянную жизнь супружеской четы. Он устраивает встряску и проверяет на крепость семейные отношения пары, но вовсе не в том смысле, в каком можно подумать. Он искуситель, но при этом не любовник.
Начинается спектакль с того, что женщина вышла выносить мусор, не закрыв на ключ квартиру. В доме появляется посторонний мужчина, и пугает вернувшуюся хозяйку своим присутствием. Возникает интрига, и не ослабевает до последнего момента. До самого финала зрители теряются в догадках, кто совершил преступление, и было ли оно действительно совершено, или произошло роковое стечение обстоятельств. Так что жанр спектакля можно назвать не просто комедией, а комедией с детективной составляющей. Это еще не все. В постановке есть и драматические мотивы, размышления о роли интеллигенции в современном мире, значимость дворянских корней и наследия предков.
Конечно, не обходится без внезапного появления мужа, Даниила Спиваковского, который принимает незнакомца за любовника, но истинные мотивы гостя быстро выясняются. Дело в том, что Дмитрий из древнего дворянского рода, и где-то за городом находится их обветшалое родовое гнездо, построенное прадедом и дедом – место, где хранятся под толстым слоем пыли воспоминания. Вот этот ветхий дом и предлагает сжечь Крамов, с целью получить страховку, а деньги поделить. Эта мысль вносит сумятицу в умы супружеской четы. Начинаются сомнения, обсуждения, споры, уговоры. Муж ни в коем случае не готов пойти на такое преступление, тем более, что дом дорог, как память о предках.
Проблема в том, что собственных средств на восстановление усадьбы у них нет, есть только мечты, чертежи, планы, ведь хозяин дома по профессии архитектор. Сможет ли алчность, и жажда легких денег заставить супругов пойти на преступление, задушит ли в них все светлое, человеческое, или честный человек не способен в принципе на совершение плохого поступка!? Этот вопрос не покидает зрителя до самого финала. Да и финал можно трактовать по-разному. Возможно искуситель и не существовал в принципе, исчез так же неожиданно как появился, а играл роль некого библейского яблока, того самого, которым искушал в райском саду змей Адама и Еву. Первые люди не устояли, устоят ли наши герои? Вот в чем вопрос: жечь или не жечь!?
Даниил Спиваковский неподражаем в разных образах. Сперва он изображает ревнивого мужа-простачка, недотепу в нелепых берете, очках и пальто, затем, после бурного застолья на троих, пьяного хозяина загородной недвижимости в сомнениях и смятении, а во втором акте преображается в практичного и делового человека, но с истерическими наклонностями. Он меняется на протяжении всего спектакля, оставаясь при этом неизменно смешным. Для меня, его персонаж был самым выдающимся. Мария Аронова – прекрасна дама, талантливая и харизматичная в окружении галантных мужчин. Каждая ее роль яркая и запоминающаяся. Она способна любой спектакль сделать интересным, захватывающим и смешным, даже, если в пьесе существуют недостатки. На поклонах Мария Аронова трогательно приняла все цветы, каждому уделила внимание, выслушала, сказала несколько приятных слов. Чувствуется ее уважение и теплое отношение к зрителю. Понравился и Сергей Векслер, оригинально и динамично воплотивший образ коварного искусителя душ. Он был дьявольски хорош, устоять героям против его напора и доводов было практически невозможно.
Спектакль легкий, приятный, с песнями и танцами, но при этом таящий повод для размышления. Выходя из «Театра Терезы Дуровой» (в здании «Театриума» на м. Серпуховской), где показывали антрепризу, слышала много положительных отзывов и комментариев от зрителей, а это лучшая похвала и признание успешности проекта.