Есть такой термин 武术之乡 Wǔshù zhī xiāng, что в переводе означает «родина боевых искусств». Но он относится не к одному конкретному месту, а сразу к нескольким регионам Китая, каждый из которых внес значительный вклад в развитие и распространение китайских боевых искусств. Эти города продолжают сохранять и передавать свои уникальные традиции, делая их центрами притяжения для тех, кто интересуется боевой культурой Китая.
Активное развитие боевых искусств этих регионах было связана как с долгой и насыщенной древней историей этих провинций, так и с их расположением, граничившим с «неспокойными соседями» из степи или Желтого моря. Кроме того, там были расположены важные логистические узлы для обеспечения товарооборота в Пекине и Тяньцзине, а также в провинциях Хэбэй, Шаньдунь и Хэнань.
И когда говорим о «Родине китайских боевых искусств», начинать надо с города Цанчжоу в провинции Хэбэй, где уже с эпохи Мин процветали разные стили ушу. Это явление достигло расцвета в эпоху империи Цин, и уже к периоду правления пятого маньчжурского императора под девизом «Цяньлун» (1735-1796, 乾隆 qiánlóng, буквально «Непоколебимое и славное») Цанчжоу уже стал известным как «Родина боевых искусств».
В Цанчжоу в ту пору сосуществовало множество разнообразных стилей и школ боевых искусств, каждая из которых обладала уникальными особенностями. Среди них можно выделить такие известные и практичные стили, как бацзицюань, пигуацюань, люхэцюань, яньцинцюань (мицзунцюань), минтанцюань, тайцзуцюань (八极拳, 劈挂拳, 六合拳, 燕青拳(迷踪拳), 明堂拳, 太祖拳). Есть там даже свой танланцюань, отличающийся происхождением, теорией и практикой от своего более знаменитого "однофамильца" из провинции Шаньдун. Есть там и другие стили, всего во время знаменитый изысканий Госкомспорта в 80-х годах в тех краях зафиксировали аж 52(!!!) стиля, что составляет около 40% от всех известных стилей боевых искусств в Китае.
Цанчжоу был важным логистическим узлом, здесь пересекались северные сухопутные пути и Даюньхэ - Великий канал (大运河 Dà Yùnhé).
Как и Великая стена, строился он долго - с VI века до нашей эры до XIII века нашей эры, практически два тысячелетия.
И даже в настоящее время, при высочайшем уровне развития высокоскоростных автомобильных и железнодорожных путей сообщения, Великий канал остается одной из важнейших внутренних водных артерий КНР, а в годы империй Мин и Цин был наиболее комфортным и быстрым способом попасть в столицу из центрального и южного Китая, и Цанчжоу был практически единственным путем в Пекин, поэтому, естественно, здесь было довольно много специалистов по боевым искусствам.
Цанчжоу оказался последним крупным узлом перед Тяньцзином, поэтому там естественным образом формировалась инфраструктура для удобства торговцев, богатых путешественников и чиновников - гостиницы, трактиры и многочисленные охранные структуры из практиков боевых искусств данного региона. Их авторитет был настолько серьезным, что до нас дошла поговорка той поры: "Охранение не кричит в Цанчжоу" (镖不喊沧州 Biāo bù hǎn cāngzhōu).
Смысл такой: в прошлом, когда южные и северные эскорты шли по этому пути, независимо от того, были ли они из преступного мира или законопослушные, независимо от того, путешествовали ли они по воде или по суше, как только они прибывали в Цанчжоу, необходимо было снять флаги и эмблемы охранной структуры, тихо пройти и не выкрикивать свои лозунги. Иначе
независимо от того, насколько велика твоя репутация, насколько умел ты в бою, если ты в Цанчжоу выкрикнешь свой призыв бяоши или бросишь вызов, гарантированно потерпишь поражение и потеряешь лицо.
Тут надо пояснить: охранные структуры стремились спокойно зарабатывать деньги, а не демонстрировать в сражениях свое боевое искусство, поэтому активно использовались различные договора с криминалитетом, так как часто там и там были "братья по школе", поэтому устоявшейся традицией было вывешивать флаги с наименование своей конторы и выкрикивать соответствующие лозунги (喊口号 Hǎn kǒuhào).
Эта многолетняя традиция "заявлять об охране" (喊镖 hǎnbiāo) представляла собой не только выкрикивание различных лозунгов, но и рекламу и хвастовство силой своего эскорта, чтобы разбойники держались подальше и не создавали проблем уважаемым людям.
Такой подход действительно был довольно эффективен: обычно люди, услышав возгласы глашатаев каравана, благоразумно уходили. Но на территории, контролируемой структурами Цанчжоу нельзя было "заявлять об охране", нужно было даже снять флаги и тихо проходить, иначе последствия могли бы быть очень серьезными, так как это заявление воспринималось как намеренный вызов, и в Цанчжоу было равносильно оскорблению.
Естественно, были те, кому такой подход категорически не нравился. Например, передается история про мастера Дай Эрлу, который считается ключевой фигурой в распространении синьицюань вне клана.
Согласно уездным хроникам Цанчжоу, сразу трое мастеров бросили ему вызов. Однако его уровень был настолько высок, что победить его - не могли. Однако и караван с грузом - проехать тоже не мог. Возникла патовая ситуация, поэтому в итоге Дай извинился и они проследовали далее через Цанчжоу. Забавно, что в ряде случаев пишут, что он просто выкрикнул утвердительное междометие (嗷áo)... Что поделать, нравы были суровые.
Экзаменационная система империй Мин и Цин также способствовали развитию боевых искусств в Цанчжоу, и в этот период более 1800 человек успешно сдали имперский военный экзамен. После Синьхайской революции Цанчжоу тоже не был забыт и местные практику ушу были востребованы новой властью. Например, в 1918 году Чжилийский наместник Цао Кунь набирал там инструкторов для службы в своём военном лагере армии нового образца. Что интересно, мастеров привлекали затем и правительство Гоминьдан, и правительство Китайской Народной Республики. Причем одних и тех же людей. Например, после основания в 1927 году Центрального Института Гошу (国术 研究馆 Guóshù Yánjiū Guǎn), мастер Ван Цзыпин был назначен ректором этого знаменитого учреждения, оказавшего фундаментальное влияние на реформы ушу в Китае.
В 1949 году Коммунистическая партия Китая и правительство признали китайские боевые искусства выдающимся национальным культурным наследием и включили их в число национальных видов спорта. После Национального фестиваля народных видов спорта в Тяньцзине в ноябре 1953 года, такие мастера как Ван Цзыпин, Тун Чжунъи, Ван Цзиньшэн были выбраны для демонстрации традиционного ушу перед высшим руководством страны - Мао Цзэдуном, Чжоу Эньлаем, Чжу Дэ и другими. Что интересно, в 1960 году тот же Ван Цзыпин сопровождает премьера Государственного совета КНР Чжоу Эньлая в составе государственной делегации в поездке в Бирму, где организует очередной филиал для развития ушу вне КНР.
Но во время "Культурной революции" некоторые мастера боевых искусств подверглись гонениям по самым разным причинам, часто не связанным с их практикой ушу, часть рукописей и исторических памятников была уничтожена, что нанесло существенный урон традиции и развитию боевых искусств в Цанчжоу. Однако эта традиция - не угасла, а после известного решения третьего пленума ЦК КПК в 1979 году боевые искусства Цанчжоу снова начали возрождаться. В 1985 году Комитет по физической культуре и спорту провинции Хэбэй официально присвоил Цанчжоу звание «Родина китайских боевых искусств».
Однако, жизнь не стоит на месте, и в 2011 году в рамках «Рейтинга китайских городов», проводимого под руководством Министерства культуры и Государственного управления по туризму, при поддержке Главного государственного управления по физкультуре и спорту тремя основными "родинами ушу" были объявлены Цанчжоу, уезд Вэнь с деревней Чэньцзяго и город Дэнфэн провинции Хэнань. Их выделили среди 88 "родин ушу" по всей стране, удостоив почетного звания «Величайшая родина китайских боевых искусств» (最中国武术之乡 Zuì zhōngguó wǔshù zhī xiāng).
Дм. Моисеев, СПб