В петербургской «Эрарте» открылась выставка «Откровения души». На вернисаже художники-участники увлеченно презентовали свои работы. Нам удалось поближе познакомиться с их взглядом на творчество и жизнь.
Павел Маркайтис, куратор выставки от музея современного искусства «Эрарта»
Откровения души — это тема, о которой напрямую говорить как-то не принято. Обычно такие рассуждения идут в контексте философии или психоанализа, а мы организуем открытую выставку. Да, здесь, в залах музея мы демонстрируем работы на христианскую тематику, но нам удалось показать, что эта тема может звучать в довольно непривычных видах искусств.
В то время как большинство авторов работает в иконописных мастерских и имеет религиозную аудиторию, наш музей отбирал для выставки более нетрадиционных художников: тех, кто работает на улице, кто работает с анимацией, кто предлагает оригинальные материалы.
Мы очень благодарны Нике Клёцки и всем художникам, которые откликнулись и приняли участие, потому что выставка готовилась довольно долго, на протяжении двух лет, и это был определенный процесс. В итоге, несмотря на то что экспозиция выглядит довольно просторно, здесь действительно 13 молодых авторов с уже сформировавшимся видением своего творчества, и все 25 работ производят должное впечатление.
Например, в католических странах граффити с распятиями, с Богоматерью — довольно частое явление. А у нас этим занимается Ника и несколько авторов по всей России. То же самое и с анимацией. На выставке представлены кадры из мультфильма Екатерины Беляковой, посвященного житийной литературе. Если посмотреть житие этого святого, то там есть и приключения, и разбой, и смирение, то есть, перед нами предстает вполне себе авантюрный персонаж. Очень интересно наблюдать, как языком анимации можно пересказать то, что некогда было показано в иконах.
Ника Клёцки, художник, участница, идейный вдохновитель и со-куратор выставки, г. Санкт-Петербург
Для меня это большое событие. Еще два года назад подобное казалось невозможным, но благодаря интересу музея и доверенной мне возможности отобрать работы авторов, прислать их и вместе подумать, как бы звучали голоса художников в залах музея, благодаря этому мы находимся сегодня здесь. Каждый из представленных художников достиг пика в творчестве. Это не авторы, которые случайно, внезапно подумали сделать работу на тему христианского искусства, это авторы, которые занимаются этим вопросом много лет своей жизни.
Здесь мы показываем то, что близко нашей душе, то, что интересно презентовать зрителю в музейном пространстве и вызвать обратный диалог. Не эпатаж, как некоторое странное современное искусство, а способ созидания и включения внутренних идентификаторов чувств зрителя.
Свои работы я изначально создавала в руинах, на заброшенных объектах. Уходя с локаций, я оставляла их с надеждой, что они подарят зрителям, оказавшимся в мрачном месте, какие-то светлые мысли. Тогда я и предположить не могла, что экспонирование этих работ станет возможным в стенах музея. Но благодаря креативному подходу «Эрарты» это все-таки случилось.
С одной стороны, сегодня мне очень радостно, а с другой я испытываю опустошение от длительной подготовки, когда мы отбирали авторов, собирали и подписывали документы, продумывали логистику. Здорово, что сейчас свершилось то, к чему мы шли.
На выставке хотелось представить, как по-разному работают авторы. То есть, они работают в дереве, создают скульптуру крупных и малых форм, уличное искусство и диджитал. Мы охватываем целый пласт средств изобразительного искусства и надеемся, что в дальнейшем будем показывать зрителю еще больше новых работ, еще более разномедийных.
Николай Рындин, художник, участник выставки, популяризатор живописи, г. Москва
Я работаю с идеей разрушения фактического материала, и с помощью света изображаю образы святых.
Для меня это такой поиск духовности, поиск ответов на свои вопросы, в первую очередь.
Обращение к данной теме — это обращение к корням, к истории. Это поиск Бога в самом широком смысле этого слова, потому что все мы зачастую сомневаемся и в себе, и во всем вокруг. Так возникает рефлексия над всем.
Кирилл Ведерников, художник, участник выставки, г. Владимир
Я работаю с фасадами и монументальным искусством. Я наблюдаю, как постсоветское заброшенное пространство сформировало большое количество пустоты, которое меня как молодого автора всерьез заставило обратиться к серьезным сакральным смыслам и реализовать желание заполнить эту пустоту.
Мой маршрут проходит по разным городам, в том числе, и через Петербург. Работу, которую я представляю на выставке, мы изначально задумывали сделать в одном из заброшенных двориков Петербурга. Потому что это очень романтический и атмосферный город, и, наверняка, каждый художник фантазирует по поводу его стен и фасадов.
В итоге, оригинал был создан для лютеранской церкви Анненкирхе, где он просуществовал около года, а потом экспозиция сменилась и картину демонтировали. Потом Ника предложила выставить эту работу, и вначале мы хотели показать оригинал, но, учитывая габариты зала, приняли решение сделать новую работу, и я очень рад ее представить. Получается, что, с одной стороны, работа имеет уже историю, а с другой стороны — выставлена впервые.
В целом, мне очень близка тема сотворения мира. Она проходит через все религии, и я создал цикл работ, объединяющий древнерусские и готические библейские сюжеты. На выставке - одна из ключевых работ цикла, она несет сюжет жертвенности. И хотя в нашем мире это идея не новая, и встречается у многих художников, свой особый акцент я делаю на том, что в современном сытом мире человек теряет сверхзадачу, что вообще сейчас происходит перестройка всего мира и перестройка человека, осознания его в пространстве. Свидетельство тому — феномен появления большого число современных авторов, которые обращаются к серьезным темам.
Выставка проходит с 23 августа по 24 ноября 2024 года в выставочном крыле музея современного искусства «Эрарта», 4 этаж.
Статья подготовлена Анной Сергеевой