Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Что такое опушь?

Опушь — это иконописный термин. Так называется полоса яркой краски, которая обрамляет икону по внешнему краю.

Николай Чудотворец. ΧIΧ век. Искитимский историко-художественный музей, Искитим, Новосибирская область
Николай Чудотворец. ΧIΧ век. Искитимский историко-художественный музей, Искитим, Новосибирская область

Термин появился от слова «опушить», или «оторочить» — то есть заметно выделить край изделия. Например, в швейном деле опушью называется меховая обшивка по краю шапки или рукавов, а «опушенными» в старину назывались лавки с резным навесом по краю.

Священные образы, обведенные яркой линией, встречались еще в искусстве ранних христиан. Красной полосой обрамлена, например, композиция III—V вв.еков «Исцеление кровоточивой женщины» в катакомбах Петра и Марцеллина в Риме. Красную опушь также можно увидеть на более поздних иконах Греции, Кипра и Македонии.

Собор двенадцати апостолов. 1432. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород
Собор двенадцати апостолов. 1432. Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород

Цвет опуши был своеобразным символом. Кандидат философских наук Виктор Кутковой отмечал, что икона «своими границами по периметру будет соприкасаться с внешним миром. С миром падшим, уязвленным грехом. И красный цвет опуши — символически граница земная, огненная, „опаляющая, очищающая“ всего человека». Также ученый писал, что красный напоминает о примирении, о любви между Господом и человечеством.

Кроме красного для опуши использовали и другие оттенки. Например, у знаменитого образа XIV века «Богоматерь Донская» снизу на лицевой стороне сохранился фрагмент красной опуши, а на обороте, где написана другая композиция, «Успение», мастер выполнил обводку зеленым.

Донская икона Божией Матери. 1382–1395. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Донская икона Божией Матери. 1382–1395. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Многие иконописцы создавали двойную и даже тройную опушь — составную линию из нескольких цветов. Часто встречаются красно-зеленые и красно-голубые варианты. Поморские старообрядцы в середине XIX века писали и по четыре полосы: красно-голубую опушь подчеркивали тонкими белыми линиями.

Зосима и Савватий Соловецкие. Начало XIX века. Частное собрание
Зосима и Савватий Соловецкие. Начало XIX века. Частное собрание

На образах из Мстеры и Холуя можно увидеть даже черную границу. Местные художники покрывали поля икон суриком — особой коричневато-оранжевой краской, которую изготавливали из окисленного железа или свинца. Поверх сурика проводили опушь ярко-красным баканом — краской из природных красителей на основе растений или древесины. При наложении сурика на бакан и получался темный, почти черный цвет.

Иконы с опушью создаются и сегодня. Опытные мастера учат начинающих иконописцев проводить линию быстро и ровно: для этого нужно опираться средним пальцем на торец иконы, а кисть держать в руке жестко, чтобы запястье не сгибалось. Если движение при этом будет идти от локтя, то линия выйдет ровной и аккуратной.