Когда смотришь балет, кажется, что на сцене творится настоящая магия: здесь будто не существует законов гравитации. Невесомые балерины парят в воздухе, танцуют на кончиках пальцев ног и крутят бесконечные фуэте.
Как на самом деле происходит это волшебство, мы спросили у солистов Воронежского театра оперы и балета.
Как поднять балерину?
На первый взгляд кажется, что танцоры поднимают балерин, как пушинок, и будто весь успех парной поддержки заключается в силе мужчины, но солисты театра оперы и балета уверяют, что суть в фишках, а если им не следовать, то может произойти беда.
- Лучше для начала попробовать поднять партнершу до уровня груди, чтобы понять свои силы. А то бывают разные печальные случаи, когда поддержка заканчивается травмой. На репетиции – это еще полбеды, а вот когда такие казусы случаются на сцене, то нужно еще не показать виду, что тебе больно, иначе весь спектакль будет испорчен. Бывает так, что во время выступления артисты балета танцуют с серьезными травмами, а только потом узнают, что у них перелом. Болевой шок творит чудеса. Я видел, как мои коллеги во время выступления со сломанной ногой еще какое-то время танцевали, – рассказал солист балетной труппы театра Антон Пестехин.
Самая распространенная ошибка новичков заключается в том, что некоторые начинающие танцоры берут партнершу за талию, а нужно фиксировать руки на спине, под выпирающей косточкой (подвздошная кость. – Прим. ред.). При соблюдении такой техники будет легче поднимать балерину и меньше вероятности, что рука танцора соскользнет во время поддержки. И еще одна вещь, на которую рекомендуют обратить внимание артисты балета: распределение нагрузки при поддержке. В балете, как в работе со штангой, основную тяжесть нужно переносить на ноги.
Что едят балерины?
Наиболее распространенная диета в балете – отказ от всего мучного. При этом важно в организме поддерживать водный баланс - в течение дня нужно выпивать 1,5-2 литра воды, но не сразу, так как это вредно для организма. Сбалансированный и полезный рацион, в который входят все необходимые организму микроэлементы питания, поможет держать себя в форме.
- Я стараюсь не есть булочки и пирожные, но иногда могу себе позволить безглютеновую выпечку, хотя за одну репетицию могу скинуть до трех кг. При этом важно поддерживать энергетический режим в организме. Например, я каждый день натощак стараюсь выпивать стакан горячей воды с лимоном. Перед выступлением я не ем, потому что нужна легкость в организме, но можно подкрепиться – орехами, плиткой шоколада или козинаком. Я стараюсь завтракать и обедать каждый день, а ужин я пропускаю, так как он мне не нужен. Рацион выходного дня немного отличается от рабочей недели, могу побаловать себя жареным, так как на тренировке эти калории все равно сожгутся, - дополнила солистка балетной труппы театра Мария Стец.
Как омолодиться за полчаса?
В театре возможно все. К примеру, можно резко постареть или помолодеть. У юного лица есть своя особенность – оно всегда свежее, персикового оттенка. А когда человек приближается к преклонному возрасту, то на коже появляются серо-зеленые тона. И тут нужно знать особенности применения возрастного грима. Для того чтобы определить место нанесения будущих морщин, важно попросить актера нахмурить лицо, чтобы выявить соответствующие естественные морщинки, и по линиям, которые проявляются, нужно прорисовать очертания.
- Основные цвета, которые надо использовать для старческого грима: коричневый, серый и черный. Цвет кожи должен также соответствовать сценическому возрасту, поэтому надо добавить коричневый, красный или зеленый цвета. И еще одна характерная особенность пожилых людей – это тонкие губы, для этого надо закрасить свои и нарисовать соответствующей формы, - отметила заведующая гримо-постижерным цехом театра Людмила Высоцкая.
Солистка оперной труппы театра Светлана Дюдина утверждает, что подобное преображение с возрастом возможно и в обратном порядке: можно из пожилого артиста сделать героя, который по сюжету является молодым.
- Чтобы сделать из старого человека молодого, нужно придать лицу максимальную свежесть. Для героя юных лет характерными чертами являются высокие и очерченные брови. Можно под ними прорисовать белую полосу, чтобы взгляд был распахнутым, - отметила оперная певица.
Например, если по сюжету главное действующее лицо – юная девушка, то можно использовать хитрости в макияже. Хорошо подойдут розовая помада и синие тени без блесток. Для придания выразительности образу, как правило, используют красную помаду морковного оттенка и алый румянец, - отметила Светлана Дюдина.
Можно ли выходить на сцену с животными?
Если речь заходит о животных в театре, то тут все очевидно - зрителям на спектакль запрещено брать с собой питомцев. Другое дело, если речь идет о спектакле – по сюжету иногда действующими лицами выступают животные.
- История случилась давно, когда артистка Набиля Валитова танцевала Эсмеральду в балете «Собор Парижской Богоматери». По авторской задумке главная героиня везде ходила со своей маленькой козочкой, поэтому балерина решила купить себе для выступления козу, - пояснил заслуженный артист России, солист балетной труппы оперного Михаил Негробов.
Питомец собирал зрительские симпатии, но в итоге козочка запуталась в веревке и удушилась. После этого Набиля Валитова больше не выступала с животными.
Диета балерины
- Утро: овсяная каша с фруктами или ягодами, или гранола на альтернативном молоке, или яблочные оладьи на рисовой муке, или яйца, хлебец с сыром.
- Обед: суп или овощное рагу с мясом индейки, или креветки с крупой кускус или рисом, или отварная курица с крупой киноа.
- Перекус: фрукты, или диетическое печенье, или протеиновый батончик.
Текст - Алена Логунова, фото – Виталий Грасс