Процесс подготовки к соревнованиям и тренировки в целом часто сопряжены со стрессом. Чтобы помочь детям справиться с этими сложностями, тренер должен стать для них не только наставником, но и другом, который поддержит, вселит уверенность и поможет быстрее ощутить радость от процесса и результатов.
Однако, что делать, если ребёнок не доверяет тренеру? И почему такое недоверие может возникнуть? В этой статье мы рассмотрим две наиболее распространенные причины, которые могут стать катализаторами этого процесса.
Первая ситуация, в которой виноват тренер. После поражения ученика на соревнованиях он, пытаясь его мотивировать, отпускает следующие комментарии:
* «Ну ты и лох, конечно, не мог выиграть у этого слабака? Всё с тобой понятно».
* «Разве так я тебя учил, бездарь?»
* «Посмотри на Пашку, вот он молодец, а ты что?!»
Комментарии в таком тоне, а также подзатыльники и оскорбления после поражений вряд ли помогут вашему спортсмену в будущем стать более уверенным в вас. Если вы будете применять такие методы слишком часто, то наладить с ним контакт будет невозможно.
Конечно, как собака Павлова, он будет вас бояться, но уважения и доверия вы не добьетесь..
Для ребёнка важно осознавать, что его принимают таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Даже если он проиграл или потерпел неудачу, он должен знать, что его выслушают и помогут.
Когда ребёнок приходит к секунданту, он понимает, что получит не критику и упрёки, а поддержку и конструктивную обратную связь. Секундант объяснит, что было хорошо, что можно было сделать лучше и как они будут вместе работать над улучшением ситуации.
Я не святой, и иногда мне тоже хочется вспылить. В такие моменты я задаю себе вопрос: «Как это изменит уже произошедшую ситуацию и поможет ли исправить ошибки?» Чаще всего ответ на оба вопроса — «нет».
Тогда я делаю глубокий вдох, отхожу на 5-10 минут подальше от спортсмена, возвращаюсь и спокойно подвожу итоги проделанной работы.
Вторая: этот момент касается родителей. Когда родитель в присутствии ребёнка критикует тренера и говорит о нём плохо, он подрывает его авторитет в глазах ребёнка.
Обычно это сопровождается следующими высказываниями:
- «Он ничего не знает!»
- «Как он тренирует!»
- «Да это вы неправильно делаете!»
Если вы не доверяете тренеру, как ваш ребёнок может верить ему? Это вызывает сильнейший внутренний конфликт, который вы даже не можете себе представить. Когда ребёнок приходит на тренировку или соревнования и слышит подсказки тренера, он не понимает, почему должен прислушиваться к ним и выполнять указания наставника. А ещё сложнее ему объяснить, зачем его отдали к человеку, который, как кажется, не разбирается в своём деле.
Поэтому никогда не обсуждайте действия тренера и тренировочный процесс в присутствии ребёнка.
Подводя итог, можно сказать, что не только спортсмен, но и его родители, и тренер несут ответственность за качество тренировок. Все три стороны должны понимать и доверять друг другу, чтобы создать комфортную атмосферу для тренировочного процесса и, как следствие, достичь наилучших результатов.