Найти в Дзене
Исторические мелочи

О том, как ошибка художника затрудняет атрибуцию портрета

Некоторое время назад в Госкаталоге музейного фонда мне попался «портрет военного» (личность изображенного на котором человека, соответственно, неизвестна). Хранится портрет в Острогожском историко-художественном музее имени И.Н. Крамского. Это в Воронежской области.

Портрет меня крайне заинтересовал. Изображенный, относящийся, несомненно, к первой половине XIX в., имел явно российское происхождение. Об этом свидетельствовало преобладание среди наград русских орденов – Св. Владимира 2-ой (или 3-ей, смотря как трактовать верхнюю звезду на левой стороне груди) степени на шее, лента ордена Св. Станислава через правое плечо (забегу вперед и отмечу, что это оказалось неверным восприятием), орден Св. Владимира 4-ой степени (?) и две определенно российские медали в наградной колодке. Поверх колодки закреплена некая желтая «полоса», которую я воспринял как, предположительно, маленькую сабельку – такие свидетельства наличия у носителя золотого оружия «За храбрость» использовали на фрачных колодках с уменьшенными копиями орденов.

Но самая интригующая деталь – второй сверху на левой стороне груди у персонажа была закреплена звезда Большого креста французского ордена Почетного легиона. Эту пятиконечную (ну, или, учитывая, что концы у нее раздвоены, десятиконечную) звезду вряд ли можно спутать с инсигнией какого-то другого ордена. Список российских обладателей этой высшей награды Франции ограничен, и поиск в нем нашего персонажа обещал быть недолгим.

Ага, сейчас…. Я снова и снова просматривал этот недлинный перечень и не находил в нем никого подходящего. Пошел другим путем. Обратился к списку послов России во Франции, ну мало ли, какой-то посол России удостоился по дипломатическим соображениям высшей французской награды, а в уже просмотренном перечне кавалеров Большого креста не отражен – Википедия же не самый надежный источник. Опять ничего. Просмотрел министров иностранных дел России. Ничего. Просмотрел генералов, состоявших в оккупационном корпусе М.С Воронцова в 1815-18 гг. Тот же результат.

Этот седовласый орденоносец насмешливо смотрел на меня, как минимум, несколько недель. Пока я не добрался, наконец, до своей библиотеки и не выяснил, что старшие товарищи уже атрибутировали этого «военного». Могу лишь в скобках в очередной раз посетовать, что тяжело заниматься атрибуцией, проживая с имеющейся профильной литературой на разных квартирах)

Так вот, известным А.В. Кибовским этот портрет уже атрибутирован (и явно совершенно верно) как изображение Николая Никитича Демидова. Представитель известного рода уральских горнозаводчиков родился в 1773 г. Побыл на военной службе, послужил в Камер-коллегии, занимался унаследованными железными и медеплавильными заводами. С 1810 (по другим данным – с 1815 г.) Н.Н. Демидов занимал пост посланника при Тосканском дворе (тут в скобках отмечу, что при этом в списке российских дипломатических представителей в Тоскане в той же Википедии он не значится).

Достоверные портреты Н.Н. Демидова позволяют ответить на вопрос, почему мне не удалось обнаружить персонажа заинтересовавшего меня портрета среди обладателей Большого креста Почетного легиона.

Неизвестный художник «Портрет Н.Н. Демидова»
Неизвестный художник «Портрет Н.Н. Демидова»

Та же самая звезда, которая на портрете из Острогожского музея имеет пять раздвоенных лучей, на портрете из музея Нижнетагильского имеет таковых шесть. И таким образом безошибочно опознается как звезда тосканского ордена Св. Иосифа.

Ниже на первой картинке – звезда Большого креста французского ордена Почетного легиона, на второй – звезда тосканского ордена Св. Иосифа.

-3
-4

У Н.Н. Демидова не было высшей награды Франции. А вот наличие у посланника России при Тосканском дворе тосканского ордена Св. Иосифа засвидетельствовано на достоверных его портретах. К этой же тосканской награде относится и чресплечная красно-белая лента, которую я принял за ленту российского (польского происхождения) ордена Св. Станислава. Насколько я понимаю, и золотого оружия «За храбрость» у Н.Н. Демидова не было, а то, что я принял за золотую сабельку, является лишь декоративным украшением наградной планки.

И в качестве дополнительной иронии судьбы теперь, после того, как я уже при помощи литературы установил личность «военного» из Острогожского музея, его стал совершенно верно опознавать и поиск Яндекса по изображениям, хотя ранее наотрез отказывался это делать, выдавая только совершенно сумасбродные версии. Возможно, за это время в интернет подгрузили какие-то похожие на этот портрет изображения Демидова.

Ну и напоследок напомню, что когда-то однажды мы на данном канале уже разбирали занятный случай с другим «портретом Н.Н. Демидова».

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.