Кинг взял антиутопию, триллер и психологическую драму, взболтал, поставил получившееся на дорогу и заставил идти вперед. И это сработало.
Дано: вымышленные США (на момент написания романа можно было бы сослаться на будущее, но теперь можно представить, что в нашем будущем прогулка была бы совсем другой. Гораздо ужаснее), где к власти пришли военные. Есть некто Главный — жесткий правитель, вызывающий у народа страх и восхищение, так как восхищаться можно, а критиковать — нет, иначе заберут «Взводы». А никто не знает, что случается с людьми, когда их забирают. Они просто никогда не возвращаются.
Время — странная штука. Даже если идешь нормально и без предупреждений, тебя отделяют от ограды кладбища всего две минуты. Это очень мало.
Жестокому правителю — жестокие развлечения. Раз в год проводится «Долгая прогулка» - игра на выживание, в которой участвуют несовершеннолетние мальчишки. Условия просты — 100 участников начинают идти вперед по дороге. Им нельзя останавливаться, нельзя замедляться, нельзя сходить с дороги. Им позволено неограниченное количество воды, раз в день им дают еду. Но сопровождающие военные строго следят за скоростью, и, если нарушаешь правила — получаешь предупреждение. Три предупреждения — билет на вылет. Билет на вылет — пуля в голову.
На игру делаются огромные ставки, участников отбирают в телевизионной лотерее, а толпы людей готовы смотреть на измученных детей, с жадностью ожидая, что на их глазах кто-то получит билет. До финала дойдет лишь один. Но зато он получит все, что захочет.
Это почти самоубийство, только нормальное самоубийство так долго не тянется
И в это жуткое путешествие читатель отправляется с шестнадцатилетним Рэймондом Гаррети. Вместе с ним увидит первую смерть, заведет друзей, упадет в яму отчаяния. Пять дней прогулки, без сна и без отдыха.
Несмотря на то, что действие романа происходит только на дороге (и если бы она не была такой длинной, вполне можно было назвать роман герметичным, потому что стен, хоть и невидимых, тут хватает), на него можно посмотреть, как на модель общества в антиутопии. И не придется долго приглядываться, чтобы увидеть в нем антивоенное высказывание.
Гэррети подумал, что воспоминания похожи на линию, нарисованную в грязи. Чем дальше идешь, тем более расплывчатой она становится, тем тяжелее ее разглядеть. Пока наконец не остается один только ровный песок и черная дыра в пустоту, откуда ты пришел. Воспоминания похожи на дорогу. Здесь, сейчас они реальны, осязаемы, вещественны. Но дорога несколько часов назад, дорога 9-ти часов утра отошла слишком далеко в прошлое, чтобы иметь смысл.
Так, почти все мальчики решались на прогулку с радостью и гордостью. Участие в прогулке — это почетно. Почти никто из них не сомневался в своей выдержке и стойкости. Но ответ на вопрос «Зачем?» был далеко не у всех. Гаррети, например, даже сам себе не мог объяснить причины, по которой он подал заявку и радовался победе в отборе. В начале прогулки никто из них не боялся сопровождающих военных. Ведь никто не хотел «дезертировать».
Понимание начало приходить после первой смерти. Усилилось после первых суток. Свело с ума тех, кто дожил до третьих.
«Прогулка» - небольшой роман, от которого сложно оторваться. С каждой страницей он все больше сковывает тревогой, даже когда заранее знаешь, чем закончится история. Читать его — словно залпом выпивать шот эспрессо: горькое послевкусие заставляет поморщиться, но зато определенно бодрит.
Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых уютных, захватывающих и интересных книгах.