Найти тему

Фотография как философия. Возникновение изображения

Дорогой заинтересованный искатель жизненной реальности, почему фотография? Наверное, потому, что фотография базируется на образах реальности. Ведь что такое фотография? Можно сказать так, это искусство рисования светом. Скажем, определённый фрагмент реальности переносится в сюжет, и он надолго становится частью нашей памяти. Благодаря этому мы можем условно объективно заглянуть в застывшее прошлое, актуализировать какие-нибудь жизненные моменты, важные для нас. С другой стороны, мы как бы останавливаем время, этот неугомонный жизненный поток, тем самым пытаемся увидеть реальность. В общем и целом, фотография - это философия, которая начинается с образов. Но как возникает изображение?

Итак, почему мы рассуждаем о фотографии, в том числе как о философии? Есть тому основание. Какое? Это, прежде всего, само понятие образа, которое требует глубоких философских размышлений. Почему? А это собственно вопрос понимания природы образа. Но мы пока предлагаем попробовать понять, как возникает изображение и что такое изображение. Для этого обратимся немного к истории.

Да, ещё с давних пор люди замечали, что солнечный луч, проникая в тёмное помещение через небольшое отверстие, рисует на плоскости картинку предметов окружающего нас мира. Однако интересно следующее: «Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевёрнутом виде».[1] Скорее всего, многие из нас сталкивались с подобным эффектом в жизни, надо было лишь зайти в тёмное помещение (тамбур какой-нибудь) с дырочкой и источником светового луча. Между тем, на основе данного наблюдения была создана так называемая камера-обскура, по сути, ящик, в котором делали зарисовки предметов.

Что тут можно сказать? Есть предмет, а есть изображение этого предмета на некоторой плоскости. Является ли это изображение предмета самим предметом либо всё-таки его копией? В то же время, объект непосредственно воспринимается благодаря световому лучу при определённых условиях соответствующей материей. Так что такое копия объекта? Следует учитывать, что сам процесс копирования связан с переносом информации с оригинала на воспринимающую матрицу. Выходит, копия - это информация об объекте? А свет здесь носитель информации. Тогда понятно, изображение - это визуальная информация о реальном материальном объекте. Тем не менее, изображение одновременно есть также материя.

Хорошо, что дальше? Объективно отпечатанное на материальной плоскости изображение может стать частью нашей памяти. Между тем, если исходить из аспектов фотографии, то оптическое изображение способно превратиться в химический процесс. За счёт чего? Дело в том, что некоторые химические соединения меняют цвет под воздействием солнечных лучей. Но это происходит в результате способности вещества поглощать те или иные лучи. А химической основой фотографического процесса стало серебро. И нам предстоит об этом поговорить отдельно. В дальнейшем посмотрим, как поглощает вещество свет. Наверняка с данным процессом как-то связано появление изображения на светочувствительном материале.

Мы же вот о чём, что всё-таки происходит со светом в камере обскура? Вообще теоретически от объекта распространяются параллельные световые лучи, которые, проходя через некое отверстие, рисуют картинку такого же размера. Но те же лучи, «повинуясь» волновой природе света, пройдя через отверстие, становятся расходящимися, в результате чего картинка возникает размытой. Хотя свет в однородной среде распространяется прямолинейно. Действие камеры-обскуры, как и существование резких теней от непрозрачных предметов при малом источнике света, - это факты, указывающие на прямолинейное распространение света в однородной среде».[2]

Ладно, всё же мы имеем дело с электромагнитными волнами, и как бы нам не хотелось больше философствовать, но придётся где-то (местами) подружиться с физикой. Прежде всего, прямая линия, вдоль которой распространяется электромагнитная энергия, является световым лучом. Так вот, если по теме, «под предметом понимают совокупность точек, светящихся собственным или отражённым светом, а под изображением - картину, получаемую в результате действия оптической системы на лучи, испускаемые предметом, и воспроизводящую контуры и детали предмета». Иными словами, чтобы получить изображение объекта, нужно чтобы этот объект светился, а многочисленные точки этого предмета испускали свет. В то же время, изображение объекта возникает также, судя по всему, как совокупность точек.

Что касается волновой природы света и точек, существует такое явление, как интерференция, с чем, в свою очередь, связано появление интерференционной картинки. «Это явление обычно характеризуется чередующимися в пространстве максимумами и минимумами интенсивности света. Конкретный вид такого распределения интенсивности света в пространстве или на экране, куда падает свет, называется интерференционной картиной».[3] Куда падает свет? Конечно, на материал, где волны накладываются друг на друга в некоторой точке. Как мы поняли, волны способны накладываться друг на друга, в результате в одних точках волны усиливаются, а в других ослабляются. И чего? «Пройдя сквозь маленькое круглое отверстие, пучок параллельных (вначале) лучей даст на экране светлое пятнышко, окружённое концентрическими тёмными и светлыми кольцами спадающей яркости». [4]

Светлое пятнышко, чем не точка? «Можно сказать, что камера обскура отображает на экране каждую точку светящегося объекта в виде такого светлого пятна, окружённого «зеброй» колечек».[5] Стоит отметить, получаемое изображение в «дырочной камере» не зависит от формы отверстия и хорошо воспроизводит форму объекта. То есть вместе с изображением объекта осуществляется воспроизведение именно формы этого объекта, так сказать, внешнего вида предмета. Это в чём-то физический вариант образа предмета в виде его копии. Но копия не есть же сам предмет?

Замечательно, но мы, в общем, размышляем, какие-то неточности с жёсткой научной точки зрения можем допустить. Тем не менее, что за световые точки рисуют картину? Да, к точкам (различного вида) придётся постоянно возвращаться, зачастую с ними отождествлены и атомы (как своеобразные точки силы). В качестве точек выступают и заряды, например, принадлежащие частицам. Точка - это элемент, а что является элементом поля? «Квант поля представляет собой элементарную частицу. Поэтому квант вряд ли может быт элементом конкретного поля. Скорее всего, такими элементами являются узловые «точки» структуры элементарных частиц».[6] Это всё так, к сведению, но изображение создаётся благодаря точкам, при их соединении друг с другом.

Что касается световых точек. «От каждой точки источника через отверстие проходит узкий световой пучок, который даёт на экране небольшое пятнышко, воспроизводящее форму отверстия. Свет от всего источника в целом даёт на экране картину, нарисованную такими светлыми пятнышками, накладывающимися друг на друга. Если размер отверстия таков, что отдельные пятнышки превосходят детали картины, то она получается размытой, плохо передающей объект. Но при достаточно малых размерах отверстия размеры пятнышек будут меньше деталей картины, и изображение получится вполне удовлетворительным».[7] В каком-то смысле, точка, как элемент общей картины будет у нас считаться квантом информации и оцениваться в битах. Тогда, получается, что изображение составлено из сигналов. Где-то это светлые точки, а где-то, соответственно, тёмные.

Чего в итоге? Как реальность объекта состоит из множества точек (неделимых элементов), так и изображение данного объекта на материальном носителе есть совокупность точек. Однако мы воспринимаем объект таким, каким он есть на самом деле. Почему? А как вообще происходит восприятие объекта? Вот об этом планируется поговорить в дальнейшем. Однако возникает снова вопрос, проработка которого очень важна для того, чтобы сложилась цельная картинка всего того о чём мы рассуждаем. Что такое сигнал?

[1] Краткий справочник фотолюбителя / Сост. и общ. ред. Н.Д. Панфилова и А.А. Фомина. - М.: Искусство, 1985. С. 5

[2] Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Учеб. пособие: В 3 кн. Кн.2. Электродинамика. Оптика. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. С. 319

[3] https://ru.ruwiki.ru/wiki/Интерференция_света

[4] Сурдин В.Г., Карташев М. Камера обскура // Квант, 1999, №2. С. 12-15

[5] Сурдин В.Г., Карташев М. Камера обскура // Квант, 1999, №2. С. 12-15

[6] Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. - К.: МАУП, 2003. С. 30

[7] Элементарный учебник физики: Учеб. пособие В 3 т. Т.3. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика / Под ред. Г.С. Ландсберга. - 13-е изд., М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. С. 216

Наука
7 млн интересуются