Во второй половине 60-х гг высшее советское политическое и военное руководство, ранее считавшее приоритетным активное внедрение ракетной техники на вооружение практически всех родов войск, пришло к выводу о необходимости продолжения работ и по совершенствованию ствольной артиллерии , включая самоходную. В июле 1967 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 о создании рада образцов самоходных артиллерийских орудий ( САО) , получивших в дальнейшем известность, как "цветочное семейство", поскольку все машины имели условные обозначения, соответствующие тому или иному растению. Первым САО из этого семейства, принятого на вооружение Советской Армии в сентябре 1970 года, стала самоходная гаубица полкового звена 2С1 "Гвоздика", разработанная в КБ Харьковского Тракторного Завода им. Серго Орджоникидзе ( Гл. Конструктор- А. Ф . Белоусов). Она представляла собой полностью бронированную плавающую гусеничную машину , созданную на базе многоцелевого транспортера- тягача МТ-ЛБУ. Предназначена для уничтожения и подавления живой силы противника, разрушения полевых укрытий и фортификационных сооружений, проделывания проходов в минных полях и инженерных заграждениях, борьбы с артиллерией, небронированной и бронированной техникой противника. Боевая масса "Гвоздики"- 15,7 тонн; экипаж-4 человека. Компоновка машины- с передним расположением ведущих колес. В носовой части корпуса расположено отделение силовой передачи (трансмиссии); далее, со смещением к левому борту , расположено отделение управления с рабочим местом мехвода, посадочным люком в крыше корпуса и смотровым окном - в верхнем лобовом листе ( оборудовано ветровым стеклом и защитной бронекрышкой). За отделением управления расположена силовая установка с дизельным двигателем и обслуживающими системами. Оставшаяся часть корпуса и вращающаяся башня образуют боевое отделение . В башне по левому борту размещены рабочие места командира и наводчика, по правому- заряжающего. В крыше башни оборудована командирская башенка с люком; у заряжающего имеется свой посадочный люк. В кормовой части корпуса имеется дополнительная бронедверь, через которую осуществляется подача боеприпасов с грунта или пополнение боекомплекта, а также, при необходимости- посадка и высадка боевого расчета.
Основное вооружение- 122мм нарезная гаубица 2А31, установленная в башне кругового вращения , аналогичная по баллистическим характеристикам буксируемой гаубице Д-30. Она состоит из ствола с двухкамерным дульным тормозом и механизмом эжекционной продувки канала после выстрела, вертикального клинового затвора с полуавтоматикой копирного типа, люльки, противооткатных устройств , подъемного механизма, уравновешивающего механизма, механизма досылания, откидного и неподвижного ограждений, электрооборудования.
К верхнему кольцу погона башни крепится кабина, представляющая собой сварную конструкцию изготовленную из листов алюминиевого сплава и вращающуюся вместе с башней. В кабине размещается экипаж и часть боекомплекта. В боекомплект входит 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания . Выстрелы комплектуются полным , переменным или уменьшенным переменным зарядом, размещенном в стальной гильзе. В базовом варианте основным боеприпасом считался осколочно-фугасный снаряд ( ОФС) 53-ОФ-462 ( в составе выстрелов 3ВОФ5, 3ВОФ6, 3ВОФ47 и 3ВОФ48, различающиеся конструкцией метательного заряда). Масса снаряда- 21,76 кГ; масса ВВ - 3,53 кГ; начальная скорость- 686 м/c. Максимальная дальность стрельбы ОФС- 15200 метров. При установке взрывателя на осколочное действие снаряд дает 1100...1200 убойных осколков массой более 1 гр. При установке взрывателя на фугасное действие в сухом грунте образуется воронка диаметром 3...3,3 метра и глубиной 1...1,3 метра. Приведенная площадь поражения составляет ~310м.кв.
В 70-е гг в боекомплект были введены выстрелы 3ВОФ29 и 3ВОФ30 с ОФС повышенного могущества 3ОФ24 ("Ворон"). Снаряд снаряжается новым ВВ ( A-IX-2 вместо TNT) , масса которого увеличена до 3,97 кГ. Соответственно, количество убойных осколков возросло до 1300...1400шт; а приведенная площадь поражения- до ~400м.кв.
Наконец, в 80-е годы в боекомплект введены выстрелы 3ВОФ81 и 3ВОФ82 с ОФС повышенного могущества 3ОФ56 ( "Лещ"), массу ВВ в котором удалось довести до 4,4кГ. Снаряд имеет корпус , создающий при взрыве осколочное поле повышенной эффективности. Площадь практического поражения составляет ~520м.кв.
Для стрельбы по бронетехнике противника прямой наводкой применяются выстрелы с кумулятивными снарядами (КС) . Вращающийся КС 3БП1 имеет начальную скорость 740м/c . Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 метра составляет 860 метров. Кумулятивная БЧ обеспечивает пробитие гомогенной брони толщиной 180мм по нормали или 80мм/60 град. В дальнейшем были введены выстрелы с оперенными КС 3БК6/3БК6М ( со стальной/медной воронкой; начальная скорость -680м/c; дальность прямого выстрела -800 метров ; бронепробиваемость по нормали- 400/440мм; под углом 60град. - 200/220мм). Во второй половине 70-х годов на вооружение был принят выстрел с оперенным КС повышенного могущества 3БК13/3БК13М ( соответственно, 726м/c; 790 метров; 440/480 и 220/240мм).
В боекомплект могли входить также выстрелы со снарядами следующих типов:
- с готовыми поражающими элементами;
- дымовые;
- осветительные;
- агитационные;
- специальные ( химические). В 2000-х годах для гаубицы разработан выстрел с корректируемым артиллерийским снарядом "Китолов-2М" с осколочно-фугасной боевой частью и полуактивным лазерным самонаведением на конечном участке траектории полета.
Пять снарядов и семнадцать зарядов с гильзами размещаются в правой части кормовой ниши башни ( снаряды - только кумулятивные). В боеукладке на правой стенке башенной корзины крепятся в два ряда девятнадцать осколочно-фугасных снарядов; вместо пяти из них в нижнем ряду могут укладываться кумулятивные снаряды. Семь гильз с зарядами крепятся в укладке на правом лобовом листе башни. Еще 16 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами размещены в двух укладках в кормовой части корпуса.
Заряжание пушки осуществляется вручную. Заряжающий последовательно подает снаряд и заряд в гильзе на лоток электромеханического досылателя с цепным приводом, закрепленный на ограждении пушки, который затем перемещает их в камору ствола. Скорострельность составляет 4...5 выстрелов в минуту ( без изменения наводки). После выстрела стреляная гильза выбрасывается через лючок в правом борту башни.
Для наведения гаубицы при стрельбе с закрытых огневых позиций и прямой наводкой наводчик использует перископический прицел ПГ-2, состоящий из панорамы с механическим прицелом и углом согласования 10П40 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37 с параллелограммным приводом и электроблоком. Панорама имеет оптический канал с увеличением 3,7 крат и полем зрения 10,5 градусов. Оптический канал прицела прямой наводки имеет увеличение 5,5 крат и поле зрения 11 градусов. Приводы вертикального наведения- ручные, секторного типа. Диапазон углов ВН составляет от -3 до +70 градусов. Привод поворота башни - электрический ( основной ) и ручной ( дублирующий).
Для наблюдения за полем боя у командира установлены комбинированный прибор наблюдения ТКН-3Б с ИК-осветителем ОУ-3 и два дневных призменных прибора наблюдения ТНПО-170А. Заряжающий использует перископический прибор наблюдения МК-4, установленный в крыше башни. В качестве средств связи используется УКВ- радиостанция Р-123М и аппаратура внутренней телефонной связи 1В116 ( обслуживаются командиром).
Корпус и башня машины сварные, выполнены из катаных броневых листов. Броневая защита- противопульная; обеспечивается защищенность бортовой проекции корпуса от бронебойной пули Б-32 калибра 7,62*54мм с дистанции более 300 метров. САУ оборудована устройствами коллективной защиты от оружия массового поражения ( включая две раздельных фильтровентиляционные установки : ФВУ-100- в отделении управления и ФВУ-200- в изолированном отсеке кормовой ниши башни , за рабочим местом командира.
В отделении силовой установки монтируется восьмицилиндровый четырехтактный дизель ЯМЗ-238М жидкостного охлаждения мощностью 300 л.с.
С помощью центрального карданного вала двигатель стыкуется с трансмиссией, состоящей из главного фрикциона, промежуточного редуктора, главной передачи, зубчатых карданных валиков, планетарных бортовых передач, тормозов и приводов управления движением.
В состав ходовой части входят по семь обрезиненных односкатных опорных катков с полыми дисками, ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами переднего расположения, цельнометаллических направляющих колес заднего расположения, мелкозвенчатые гусеницы с РМШ или ОМШ.
Опорные катки имеют независимую торсионную подвеску с несоосным расположением торсионных валов и гидроамортизаторами на первых и последних узлах подвески.
Машина является плавающей; движение на плаву осуществляется за счет перематывания гусениц; при этом в передней части бортов и в кормовой части крепятся дополнительные гидрореактивные решетки для придания оптимального направления набегающим потокам воды, на нижнем лобовом листе крепится волноотражающий щит. Топливные баки общей емкостью 550 литров крепятся в двух надгусеничных отсеках кормовой части корпуса. Максимальная скорость по шоссе составляет 60 км/ч; на местности- 30...35 км/ч; а плаву- 4,5 км/ч. Запас хода по шоссе-500 км.
На момент принятия на вооружение, "Гвоздика" являлась достаточно современной САУ, не уступая по боевой эффективности американской 105мм самоходной гаубице М108 и английской FV433 Abbot. Однако, в 80-х гг ее концепция уже значительно устарела. Тем не менее, массовое производство наряду с простой и надежной конструкцией способствовали тому , что 2С1 остается на вооружении многих армий Мира, включая ВС РФ, по сей день.
* "Танки АМ" искренне признательны сотрудникам Музея Отечественной Военной Истории ( д. Падиково, г.о. Истра Московской Области за помощь в подготовке статьи.