Найти тему

В Самару! - Дома "Волголесосплава" - освоение улицы Дыбенко и архитектурная классика без "излишеств и украшательств"

Символом волжского лесосплава второй половины 19-го и начала 20-го столетий можно считать беляны - огромные, размером с нынешний авианосец – «одноразовые» суда, предназначенные для сплава древесины по реке и полностью разбираемые на строевой и топочный лес в пункте назначения.

Огромные плоскодонные барки длиной до 100 метров, шириной до 25 и высотой до пяти имели грузоподъемность до 10 тысяч тонн и строились из лучших лесоматериалов, причем вплоть до конца 19-го века – без единого гвоздя. Груз размещался в корпусе штабелями со многими пролетами и постепенным расширением (до 3-х метров) за борта. Верхняя палуба отсутствовала, прямо сверху над грузом устанавливались ворота для якорей и возводились избы-«казенки» для команды, также продававшиеся в пункте прибытия.

Строительство беляны
Строительство беляны

Между крышами избушек ставили высокий поперечный мостик с перилами и резной будкой для лоцмана в середине, причем будку покрывали богатой резьбой и часто красили «под золото». Несмотря на утилитарность и «одноразовость», беляны богато украшались флагами – не только российским имперским и торговым, но и личными флагами купцов-грузовладельцев. Обычно на них вышивались изображения святых покровителей. Прохождение этих гигантов по Волге было зрелищем поистине великолепным!

Д.И. Архангельский, "Вид на Симбирск с беляны"
Д.И. Архангельский, "Вид на Симбирск с беляны"

Кроме белян для сплава менее ценного леса широко использовались плоты. И если беляны ходили по Волге до того момента, когда сложилась сеть железных дорог и лес стало дешевле возить по рельсам, то плоты продолжали сплавляться как до революции, так и долгое время при советской власти – практически до развала СССР.

-4

Интерес к лесосплаву возрос в начале 1950-х после публикаций крупнейшего авторитета гидротехники академика С.Я. Жука, подсчитавшего, что «Транспортирование леса по Волге в плотах обходится более чем в 2,5 раза дешевле перевозки его железнодорожным транспортом.

-5

В связи с витком активизации в Куйбышеве 29 августа 1953-го года был создан государственный сплавной транзитный трест «Волголесосплав» - «для организации и проведения магистрального сплава леса по рекам Каме, Волге, Волго-Донскому судоходному каналу и Каспийскому морю».

Дома рабочих "Волголесосплава" ,на улице Разгрузочной в 1967-м переименованной в ул. Дыбенко. Печное отопление ушло с 3 проезда только в начале 1960 гг., когда появился газ
Дома рабочих "Волголесосплава" ,на улице Разгрузочной в 1967-м переименованной в ул. Дыбенко. Печное отопление ушло с 3 проезда только в начале 1960 гг., когда появился газ

Одним из первых шагов вновь созданной организации стало возведение в том же году жилья для рабочих. Выделенный под строительство участок в границах нынешних улиц Дыбенко, 3-го и 4-го проездов в 1953-м представлял собой кусок степи. Наскоро возведенные деревянные двухэтажные домики внешне напоминали те самые избушки-«казенки» на белянах, имели печное отопление, воду и прочие удобства на улице.

Стоят да сих пор!
Стоят да сих пор!

Зато вокруг расстилались бескрайние поля, где плотовщики в лучших традициях послевоенных лет сажали картошку и пасли скот в кюветах будущего Московского шоссе. Одновременно с жилыми домами предприятие строило для сотрудников кирпичные сараи для складирования дров и продовольственных запасов.

Красноармейская 63,а
Красноармейская 63,а

В 1957-м году «Волголесосплав» приступил к возведению четырехэтажного жилого дома для ИТР с административными помещениями на первом этаже на Красноармейской, 63 а. Автором проекта стал Петр Щербачев. К этому времени как известно, вступило в силу Постановление № 1871 ЦИК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», так что задача перед приверженцем неоклассики встала непростая.

-9

Что получилось в итоге? Строгое монументальное здание с ровными рядами одинаковых лишенных декора окон действительно не имело «излишеств» - но при этом элегантная композиция соответствовала всем классическим канонам.

Размещение "сползающего" козырька посреди дверного проема представляется спорным!
Размещение "сползающего" козырька посреди дверного проема представляется спорным!

Традиционное горизонтальное членение выполнялось полукруглым цокольным валиком с тонкими профилированными тягами, профилированным междуэтажным поясом между вторым и третьим этажами и гладким фризом под массивным венчающим карнизом. Визуальная массивность и устойчивость нижних этажей достигалась использованием дощатого руста, покрывающего поле стен. Верхняя же часть выглядела более легкой благодаря вертикальному членению, создаваемому плоскими междуоконными пилястрами в уровне третьего и четвертого этажей.

-11

Репрезентативность первого этажа отмечена единственным декоративным элементом – веерными замковыми камнями, силуэт которых переходит в руст. Доминантой фасада можно считать расположенный по крайней левой оси высокий проем парадного входа, так же увенчанный замковым камнем и обрамленный имитацией перспективного портала.

-12

Нижний этаж «ведомственного» дома занимали административные помещения треста, наверху жили сотрудники. Самым известным жильцом стал инженер лесного хозяйства Яков Вениаминович Басс, дочь которого Аннета вошла в историю Самары как бессменный директор Художественного музея.

Нагрудный знак "Почетный мастер заготовок леса и лесосплава" изготовлялся из металла, имел эллиптическую форму  обрамлялся позолоченным венком из дубовых листьев. Внизу, в месте схождения ветвей, находилось позолоченное изображение гаечного ключа и молота. В верхней части знака крепилась лента, покрытая рубиново-красной эмалью с надписью золотыми буквами: "Почетный мастер". В середине знака изображен на фоне леса позолоченный трелевочный трактор с прицепленной древесиной.
Нагрудный знак "Почетный мастер заготовок леса и лесосплава" изготовлялся из металла, имел эллиптическую форму обрамлялся позолоченным венком из дубовых листьев. Внизу, в месте схождения ветвей, находилось позолоченное изображение гаечного ключа и молота. В верхней части знака крепилась лента, покрытая рубиново-красной эмалью с надписью золотыми буквами: "Почетный мастер". В середине знака изображен на фоне леса позолоченный трелевочный трактор с прицепленной древесиной.

С 1 августа 1975-го года трест переименовали в Куйбышевское производственное лесосплавное объединение «Волголесосплав». Во время великих потрясений, точнее – 13 декабря 1990-го года – приказом Минлеспрома объединение ликвидировали, создав на его базе хозяйственное объединение «Волголесосплав» по лесосплаву, лесоперевалке и деревообработке. В марте 1997-го объединение преобразовали в ОАО, вслед за чем его «профильная» деятельность окончательно сошла на нет.

Финская марка, посвященная сплавщикам леса
Финская марка, посвященная сплавщикам леса

Многочисленные нынешние арендаторы предлагают туристические путевки, строительные и отделочные материалы, программное обеспечение, полиграфические услуги, ручной массаж и консультации психолога.

Использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете