Одна их моих заметок Вам нужен чек? уже касалась вопроса практического исполнения предусмотренной законом обязанности продавца выдать покупателю чек, а также о некоторых последствиях нарушения этого правила. В частности, я обращала внимание на то, что возврат приобретённого без чека товара может оказаться затруднительным.
В своих комментариях некоторые читатели, возражая против этого тезиса, сообщали о своём личном опыте при возврате товара. Например, указывали, что в тех магазинах, где их хорошо знают, и так принимают любой товар обратно без всякого чека, в других случаях читатели в комментариях, как им кажется, поправляли меня, сообщая, что по закону о защите прав потребителей чек для возврата товара не требуется вовсе.
Сразу замечу, как в известной притче, правы и те и другие, но …
Вот с этим немалым «НО...» и попробуем разобраться, так как на практике отсутствие чека — всё же распространенная причина отказов возврата товара ненадлежащего качества и возникновения споров.
Откуда мне знать, что вы это купили именно в моём магазине?
Такую фразу может услышать покупатель, явившись в магазин возвращать товар, приобретённый без получения чека. Однако в действительности одно лишь отсутствие кассового чека не может быть основанием для отказа потребителю в возврате товара. Это положение прямо предусмотрено в статье 18 Закона о защите прав потребителей и продублировано в статье 493 ГК РФ.
Каким же способом покупатель может подтвердить факт совершения покупки?
Роспотребнадзор обобщил существующую практику и перечислил в своём письме от 25 мая 2022 г основные способы подтверждения потребителем факта совершения покупки:
- при оплате безналичным путем доказательством может служить выписка с банковского счета покупателя, а также иные документы, подтверждающие перевод денежных средств;
- при оплате товара наличными, можно запросить в магазине поиск информации о покупке;
- в качестве доказательства приобретения товара может служить отметки магазина в документах, связанных с покупкой: гарантийный талон, паспорт оборудования или инструкция по эксплуатации;
- сведения о покупке могут быть зафиксированы на личной дисконтной карте покупателя, данные которой доступны в личном кабинете на сайте магазина или в базе продавца;
- ну и конечно, свидетельские показания.
Как мы видим, все эти способы не являются безусловными, поэтому можно заключить, что в отсутствии чека покупателю придётся уже самому побеспокоиться о доказательствах факта совершения покупки. В тех случаях, когда приобретение товара оплачивалось безналичным путём или есть иные доказательства из вышеприведённого перечня — это не будет особо затруднительно. Однако самоочевидно, что при оплате наличными средствами факт совершения покупки покупатель не всегда сможет подтвердить, особенно, если продавец вообще не отразил операцию в ККТ.
Важно также отметить, что при возврате товара (надлежащего или ненадлежащего качества) существенную роль имеет в том числе период времени, прошедший с момента покупки. Покупатель, не имея возможности точно подтвердить точную дату приобретения товара, может столкнуться с уже вполне обоснованным отказом продавца.
Следовательно, исполнение продавцом предусмотренной законом обязанности выдать покупателю чек значительно всё упрощает и позволит в дальнейшем избежать непростых спорных ситуаций.
А у вас имеется опыт возврата товара без чека?
Вам могут быть интересны статьи на тему расчетов с покупателями: