Покупатель, придя в магазин, не всегда располагает наличными деньгами, так как в сегодняшнем мире все официальные доходы сотрудники получают в безналичном виде на банковскую карту. Что же делать, если в магазине покупатель видит объявление: «Терминал не работает, только наличный расчет»?
Требования закона
В соответствии со статьей 16.1 Закона«О защите прав потребителей» продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) на выбор потребителя либо путем использования национальных платежных инструментов, либо наличных расчетов.
Таким образом, выбор платёжного инструмента (наличные или карта) согласно закону оставляется за покупателем.
Однако в сфере использования банковских карт есть свои исключения -не принимать карты имеют право в следующих случаях:
1. ИП и ООО, у которых выручка от реализации товаров (работ и услуг) за прошлый год менее 20 млн. руб.
2. Если торговая точка или точка предоставления услуг находится в труднодоступной местности (например, в отдалённой деревне, горной местности, на острове и т.п.) .
3. Если торговая точка (один объект) имеет выручку менее 5 млн. руб.
Соответственно, в тех случаях, когда конкретный магазин в указанные исключения не попадает, в нём обязаны принимать для расчётов пластиковые карты. При этом в случае отказа потребитель вправе подать жалобу в Роспотребнадзор и (или) даже обратиться в суд и продавец будет привлечен к ответственности.
Необходимо заметить, что рассмотренные условия относятся только к случаям освобождения продавца от использования банковских карт, возможность оплаты наличными деньгами для потребителя должна быть обеспечена в любом случае.
Ответственность за отсутствие возможности выбора покупателя способа расчета (наличные или пластиковая карта) предусмотрена КоАП и составляет:
- на должностных лиц от 15 000 до 30 000 руб.
- на юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.
Например, уже сейчас имеется многочисленная судебная практика о привлечении к ответственности перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по маршруту за отсутствие терминала и привлечение их к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 30 000 руб.
Практика делового оборота
Самоочевидно, что любой продавец заинтересован в увеличении своей выручки, поэтому зачастую предприятия и ИП стараются применять POS-терминалы даже в тех случаях, когда по закону их применять не обязаны. Поскольку использование пластиковых карт, кроме увеличения выручки, увеличивает скорость обслуживания, экономию времени и средств на инкассацию и быстрое поступление средств на расчетный счет (не надо кассиру ехать в банк и сдавать выручку). Конечно, банки за зачисление средств берут свой процент (1 - 2 %), но это плата за услугу и, если угодно, за цивилизацию. Кроме того,предприниматели могут мониторить предлагаемые банками услуги, так как для привлечения клиентов банки иногда устанавливают минимальную ставку по торговому эквайрингу (например, 0,3 %).
Поэтому, если у вас не приняли к оплате карту, а попросили наличные возьмите чек и проверьте его через приложение Проверка чеков, так как встречаются случаи. когда предприниматели не принимают карты, чтобы не показывать выручку (например, если они работают на патенте и их выручка приближается к максимальной, при превышении которой последует аннулирование патента).
Вам могут быть интересны статьи на тему расчетов с покупателями: