Найти тему

В чём уникальность второго дробильно-конвейерного комплекса на Михайловского ГОКе

Система конвейеров ДКК-2 будет поднимать руду из центра Михайловского карьера. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Система конвейеров ДКК-2 будет поднимать руду из центра Михайловского карьера. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

Строительство ДКК-2 на МГОКе вышло на финальную стадию.
Вон там будут рудные склады! А это – штабелеукладчик! – ведущий инженер управления капитального строительства и ремонтов Михайловского ГОКа Игорь Хулапов кивает на огромную установку, напоминающую увеличенный в десятки раз пассажирский авиатрап. – В ходе испытаний он уже прошёл своим ходом и на север, и на юг. А с понедельника приступаем к прокрутке пятого конвейера!

Вторая ступень

Мы стоим на эстакаде шестого конвейера, рядом с металлической громадой перегрузочного узла. Это примерно высота восьмиэтажного дома. Череда железных пролётов уходит на сотни метров в сторону и вниз, скрываясь за бортом карьера. Совсем скоро оттуда, с двухсотметровой глубины, по чёрной конвейерной ленте пойдёт первая руда.

Второй дробильно-конвейерный комплекс Михайловского ГОКа будет измельчать и подавать наверх железистые кварциты из центральной части карьера. Возведение ДКК-2 – один из самых масштабных инвестпроектов в истории Металлоинвеста.

Для Михайловского ГОКа второй по счёту дробильно-конвейерный комплекс – ещё одна ступень развития производства. Конвейерная транспортировка руды позволит комбинату сократить эксплуатационные затраты, комплексно использовать запасы месторождения и снизить нагрузку на экологию.

Младше… и больше

При создании комплекса строителям пригодился опыт, полученный при возведении ДКК № 1. Но проекты значительно отличаются друг от друга. Первый дробильно-конвейерный комплекс, который работает в южной чаше карьера с 2020 года, установили практически перпендикулярно склону. Длина конвейера – 700 метров, а угол его наклона уникален для такого рода сооружений – целых 37 градусов.

Строительно-монтажные работы на ДКК-2 завершаются: дальше дело за пуско-наладкой!
Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Строительно-монтажные работы на ДКК-2 завершаются: дальше дело за пуско-наладкой! Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

ДКК-2 будет транспортировать породу по более пологой траектории, которую можно условно сравнить с серпантином горной автотрассы. За счёт большей длины и перегрузочных узлов углы наклона конвейеров здесь меньше – от четырёх до 13 градусов. А вот по производительности второй комплекс обойдёт ДКК-1 больше чем вдвое – 35 миллионов тонн в год против 15.
Генеральным подрядчиком проекта выступает Рудстрой. Проектно-изыскательские работы на месте будущего ДКК-2 стартовали в феврале 2021 года, а строители пришли в карьер в октябре 2022-го.

Рельеф и сейсмичность

Этот проект уникален как по масштабу, так и по техническим решениям, - уверен Игорь Хулапов. – Главная особенность строительства ДКК-2 в том, что оно проходит в действующем карьере ГОКа без остановки производства.

Монтировать узлы ДПУ помогает колоссальный кран грузоподъёмностью в 500 тонн. 
Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Монтировать узлы ДПУ помогает колоссальный кран грузоподъёмностью в 500 тонн. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

Чтобы добыча руды на комбинате не прекращалась ни на минуту, строителям пришлось монтировать пролёты конвейеров прямо над действующими железнодорожными путями. Металлические фермы весом до 100 тонн и длиной по несколько десятков метров собирали на земле, а потом устанавливали на опоры с помощью большегрузных кранов.

С началом активной фазы строительства заявил о себе сложный рельеф: по сути, весь дробильно-конвейерный комплекс построен на крутом горном склоне. На нём пришлось делать большое число котлованов. Кое-где специалисты вносили изменения в конструкции, оперативно согласовывая их с проектировщиками, заводом-изготовителем и надзорными ведомствами. Кроме того, в ходе стройки постоянно учитывали сейсмическую активность от взрывных работ в карьере, а также связанные с нею подвижки породы.

Штабелеукладчик будет насыпать конусы кварцита на рудных складах. 
Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Штабелеукладчик будет насыпать конусы кварцита на рудных складах. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

Решила сварка

Непростые задачи инженеры решали и при строительстве сердца и одновременно нижней точки конвейерного комплекса – дробильно-перегрузочного узла (ДПУ). Чтобы оборудовать площадку под узел, строителям пришлось вырезать её в кварцитовой скале серией направленных взрывов. Огромное здание ДПУ (по высоте равное 10-этажному дому) сейчас буквально утоплено в скальный массив.

Площадку расположили с ювелирной точностью, ведь дробильно-перегрузочная установка – это единый огромный агрегат с чётко заданными габаритами. А сварные соединения колонн в каркасе дробильно-перегрузочного узла прошли термическую обработку: она разгрузила швы от остаточного напряжения, увеличила их прочность и стойкость к коррозии.
Дробильно-перегрузочный узел наглядно демонстрирует разный потенциал двух конвейерных комплексов: в южном БелАЗы подвозят породу к двум разгрузочным рампам. На новом конвейерном комплексе их будет три. При монтаже этих подъездных сооружений, изготовленных из стальных листов толщиной от 5 до 10 сантиметров, сварщики выложились на полную. Все швы проходили ультразвуковой контроль. Если внутри обнаруживали даже маленькую раковину, то участок переваривали.

Ежедневно на строительной площадке работают до 200 человек.
Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Ежедневно на строительной площадке работают до 200 человек. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

В любую погоду

Сегодня ДПУ – основной элемент проекта, где продолжаются строительно-монтажные работы. На других участках строители, что называется, уже закрутили или закручивают последние гайки, а некоторые элементы комплекса сейчас проходят пуско-наладку.

Комплекс мы возводим строго по графику, – говорит руководитель проекта Евгений Манухин. – Срок завершения проекта – 31 декабря, и он неизменен. Если воспользоваться футбольной аналогией, матч состоится в любую погоду. После завершения пуско-наладочных работ у нас завершающий этап: промышленные испытания. К ним мы приступим в октябре.

Дробильно-перегрузочный узел буквально врезан в скальный монолит – прямо как древнеегипетский храм. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Дробильно-перегрузочный узел буквально врезан в скальный монолит – прямо как древнеегипетский храм. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

ДКК-2 в цифрах
158,5 гектара застроенной площади;
8,3 тыс. кубометров залитого бетона;
6,7 тыс. тонн смонтированного металлопроката;
2,4 тыс. тонн установленного оборудования;
271 км проложенных кабелей различного назначения.

Ярослав Макаров