Найти тему

Московская строгановская школа керамики XX века на выставке в усадьбе "Измайлово"

Друзья, приветствую вас на канале "Фарфоровые путешествия"! Для российского керамического искусства характерно условное разделение на "ленинградскую" и "московскую" школы керамики. В этой статье я расскажу о выставке "Изучать. Творить. Создавать", которая посвящена истории старейшего Строгановского училища и его знаменитым педагогам и выпускникам. Также мы вспомним достойного конкурента в подготовке художников-керамистов - петербургскую Академию Штиглица ( бывшего Мухинского училища).

Для читателей поясню, что я изучаю историю фарфора, поэтому посещаю музеи и выставки художественной керамики. Также я бываю на блошиных рынках, в антикварных салонах и культурных местах Москвы. Если вам интересна тема канала, подписывайтесь, будем общаться!

Усадьба "Измайлово", Москва.
Усадьба "Измайлово", Москва.

Российский государственный художественно-промышленный университет им. Г. С. Строганова носит имя своего основателя, который в 1825 году открыл школу рисования, а в 1837 г. там появился класс "лепления из глины украшений и фигур". В 1860-е гг. - открылась керамическая мастерская при Художественно-промышленном музеуме Строгановского училища.

Изначально в учебном заведении была сформирована удивительная демократическая среда. Туда принимали всех, включая детей разночинцев и крепостных. Единственным критерием отбора служила художественная одаренность, умение видеть прекрасное и показывать его окружающим. В советское время студенты Строгановки могли сами выбирать себе преподавателей. Что касается известных педагогов, то в 1898 г. в училище преподавал Михаил Врубель, который еще не был признан гением, но уже был известным художником.

Друзья, ваши лайки и подписки помогают каналу развиваться. без них автор может писать статьи, но их никто не увидит, потому что без лайков Дзен "считывает" материал неинтересным для читателей и перестает его показывать. Те, кто читает и смотрит видео, но не ставит лайк, может загубить канал, как ни грустно. Так работает интернет, поэтому все блогеры просят вас поставить лайк, оставить комментарий и подписаться.

Видео с выставки "Изучать. Творить. Создавать" можно посмотреть здесь.

Московское керамическое искусство издавна больше тяготело к исконно-русским, национальным традициям, чем ленинградская школа. В 1920-30-х годах, когда в молодом советском искусстве "кузнецовская" роспись стала считаться устаревшей и мещанской, на подмосковном Дулёвском заводе отстояли "народный" стиль, во многом, благодаря Главному художнику П. В. Леонову. Необходимость черпать вдохновение в своих корнях, опираться на свое национальное наследие были сформулированы в Строгановском училище.

Настает пора самим изучать, творить и создавать, хватит заимствовать у европейцев!» Из речи А. Ф. Гартвига на торжественном заседании в Строгановском училище 1 октября 1898 года.

Примечательно, что выставка строгановской керамики проходит в усадьбе "Измайлово", здесь царит дух русских традиций, ведь это бывшая царская вотчина XVII века, расположенная на древнем рукотворном острове Москвы. Экспозиция строгановской керамики соседствует с выставкой "Открытое хранение печей и изразцов". Они гармонично дополняют друг друга, ведь керамические изразцы ( печные и архитектурные) - прообразы декоративного пласта. Именно в керамической мастерской Строгановского училища стали возрождать традицию древнерусской архитектурной керамики.

Строгановцы и керамические прелприятия

Ещё в 1860-е годы владелец "Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий" М.С. Кузнецов отправлял мастеров своих предприятий обучаться в училище и принимал на работу выпускников. В советский период во ВХУТЕМАСЕ-ВХУТЕИНЕ студенты проходили практику на Дулёвском заводе, немалую роль в обучении сыграл В. Татлин, преподававший дисциплину "Проектирование предметов быта". Под руководством В. Татлина его ученик А. Сотников выполнил экспериментальные проекты «Чайник рифленый" и "Набор детских поильников", которые были революционными для своего времени.

Детский поильник из комплекта детских поильников "Первая детская посуда". В. Татлин, А. Сотников. Реконструкция модели 1930 года.
Детский поильник из комплекта детских поильников "Первая детская посуда". В. Татлин, А. Сотников. Реконструкция модели 1930 года.

Известные строгановцы П. Кожин и А. Сотников после практики связали свое творчество с Дулёвским заводом, Е. Гуревич работала на Конаковском фаянсовом заводе им. Калинина и на Гжельском керамическом заводе, Б. Калита - остался работать на Дмитровском заводе.

Выставка организована таким образом, что зрителей знакомят с разными видами керамического искусства: декоративным рельефом, керамическим пластом, малой пластикой, функциональным предметом. Работы корифеев соседствуют с работами выпускников и студентов.

Экспонаты выставки "Изучать. Творить. Создавать".
Экспонаты выставки "Изучать. Творить. Создавать".

Керамический пласт - изображение на плоскости. При работе с керамикой, живописец обязан быть технологом, знать, как "поведут" себя материал, глазури и краски после обжига.

Декоративный рельеф предполагает умение художника определить на стадии эскиза, какой элемент должен быть более выпуклым, а какой менее. В советский период рельефы широко применялись в оформлении станций Московского метрополитена. Монументальность и патриотизм панно должны были отражать славу и мощь нашего государства.

Экспонаты выставки "Изучать. Творить. Создавать".
Экспонаты выставки "Изучать. Творить. Создавать".

Во второй половине XX века керамический рельеф утвердился в станковом искусстве. Многие художники создавали жанровые и интерьерные композиции. Работы А. Сотникова, В. Малолеткова, Е. Гуревич, М. Дедовой-Дзедушинской, Л. Сошинской являются иллюстрациями таких форм.

Анималистическая скульптура

Особый вид жанра скульптуры - анималистика, в которой строгановцам не было равных. Павел Кожин и Алексей Сотников прославили этот вид пластики. Символом и клеймом Дулёвского завода является изображение фигуры сокола в исполнении А. Сотникова. Художник В. Ватагин, работавший в этом жанре, долгое время являлся сотрудником Дарвиновского музея и сотрудничал с Зоологическим музеем. Работы В. Ватагина экспонируются в настоящее время на выставке "Территория керамики" в музее-усадьбе "Кусково".

Пластика малых форм.

Наряду с фигурами животных, была широко представлена малая пластика: торговцы, студенты, рабочие, клоуны, художники.

"Возрадуемся же, пока мы молоды!"- слова из студенческого гимна "Гаудеамус игитур" ( из материалов выставки).

Сегодня вуз имеет современную, передовую в творческом и техническом отношении кафедру художественной керамики факультета монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства РГХПУ им. С.Г. Строганова.

Петербургская Академия Штиглица

Представителей ленинградской школы керамики готовили в не менее легендарном Мухинском училище. В настоящее время - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица - один из наиболее престижных художественных вузов России. В марте 2024 года я была в северной столице и посетила музей знаменитого учебное заведения.

Центральное училище технического рисования было открыто в 1876 году на средства, пожертвованные банкиром и промышленником Александром Людвиговичем Штиглицем. Выпускники Училища работали на Императорском фарфоровом заводе, в мастерских Императорских театров, мебельной фабрике Мельцера, ювелирных мастерских Фаберже, Грачева, Овчинникова и т.д.

В 1948 году Училище получает название ЛВХПУ – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище) и с 1953 года носит имя выдающегося скульптора В. Мухиной. С 1994 года учебное заведение было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, которой сейчас возвращено имя её основателя.

Роскошное палаццо Академии им. А. Штиглица является великолепным памятником архитектуры. Оно было построено архитектором М.Е. Месмахером. Чтобы оценить монументальность дворца, необходимо его посетить!

В статье использованы фотографии автора из музея-усадьбы "Измайлово", (Москва) и музея Академии Штиглица ( Санкт-Петербург).

Учебный музей прикладного искусства Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица расположен по адресу : г. Санкт-Петербург, Соляной переулок, д. 15. Метро Невский проспект, Гостиный двор. Правила посещения музея здесь.

Буду признательна читателям за лайки и комментарии!

Подписывайтесь на мои социальные сети о фарфоре и керамике!

На рутубе я делюсь видео и роликами, на мой взгляд, смотреть их там удобнее, так как нет такого количества рекламы, как на Дзене.

Канал Фарфоровые путешествия на RUTUBE

Подписывайтесь в Телеграм: https://t.me/myloveiscups

Вконтакте: https://vk.com/myloveiscups

Инстаграм @porcelainandtravel