Все, что сделано или модифицировано человеком, может считаться артефактом, хотя это слово часто используется для описания старых, обыденных предметов, таких как каменные орудия труда или кусочки сломанной керамики.
В контексте истории даже самые фрагментарные или банальные артефакты часто содержат захватывающую информацию о времени и месте их создания. Простой глиняный горшок может рассказать нам о диете, торговле, технологиях производства и эстетических ценностях культуры, которая не оставила письменности.
Что же может рассказать нам шумерский глиняный "гвоздь" ?
Начнем издалека, впрочем как и всегда )))
Клинопись
Шумерская клинопись представляет собой одну из древнейших форм письменности, известных человечеству. Она зародилась в IV тысячелетии до нашей эры на территории современного Ирака. Название «клинопись» связано с формой её знаков, которые напоминали клинышки. Эти символы создавались при помощи тростникового стилуса, вдавливаемого в мягкую глину.
Первоначально, шумерская письменность включала пиктограммы — изображения, которые обозначали конкретные предметы или понятия. Однако к началу и середине III тысячелетия до н.э. пиктограммы значительно эволюционировали. Они упростились и трансформировались в набор из более абстрактных штрихов. В это же время сократилось и количество используемых знаков — с приблизительно 1500 до 600.
Клинопись находила своё применение на различных монументах и строениях, в особенности тех, которые были возведены в честь героических личностей или царственных особ. Несмотря на это, одной из наиболее значительных её функций стало ведение учёта и регистрация различной информации: от хозяйственных операций до юридических договоров.
Кроме прагматических целей, клинопись также служила для вотивных обрядов. Часто такие надписи использовались для благословения и почтения как богов, так и правителей, которые заказывали строительство зданий. Эти вотивные надписи на закладных конусах, часто называемых "гвоздями", обнаруживаются в фундаментах значимых сооружений, в их стенах.
Глиняные "гвозди"
Глиняные гвозди, применяемые шумерами и другими древними цивилизациями Месопотамии с третьего тысячелетия до нашей эры, были важным культурным и религиозным артефактом. Эти конусообразные предметы, изготовленные из глины, несли на себе надписи, выполненные клинописью — одной из самых ранних форм письменности, изобретенных человечеством.
Процесс создания таких гвоздей был довольно сложным. Сначала наносилась надпись, затем изготовленные гвозди сушились, затем обжигались в печах, чтобы обеспечить их долговечность. После этого они вбивались в стены построек, выполненных из глинобитного кирпича. Это было важно для защиты надписей и сохранения их на протяжении веков, что дает нам сегодня ценную информацию о прошлом.
Глиняные гвозди использовались не просто как физическое крепление. Они выполняли важную роль в религиозной и социальной жизни шумеров. Надписи на них часто содержали посвящения богам, что служило подтверждением божественной собственности храма или другого здания.
Для древних шумеров эти гвозди становились своего рода юридическим документом, закрепляющим право на землю или строение за определенным божеством, которому они были посвящены.
Кроме того, глиняные гвозди также использовались для записи важных исторических событий, перечисления даров храмам и иногда содержали заклинания или благословения. Они играли значительную роль в поддержании связи между миром людей и миром богов, демонстрируя исключительно глубокое религиозное мировоззрение шумеров.
Подобная практика также подчеркивала высокоразвитую бюрократию и организацию общественной жизни в древнейших цивилизациях Месопотамии.
Благодаря таким артефактам, как глиняные гвозди, мы сегодня можем лучше понять аспекты социальной структуры, религиозных верований и ежедневной жизни шумеров и других народов Древней Месопотамии.
Пример "гвоздя" № 1
Верхняя зона артефакта исписана тремя столбцами клинописного текста, по двенадцать строк в каждом столбце, который гласит: "Когда Лугаль-аму, жрец Ишкура, был правителем Адаба, Ур-Х, рабом Дамгалнунны, могущественного слуги Х, могущественного..., царя...: Когда Дамгалнунна выбрала Ура-Икса в своем святом сердце, она приказала ему: "Построй мой храм!", и когда Ур-Икс повиновался приятным словам, которые она произнесла, Затем Ур-Икс возвел его фундамент на высоту 6 локтей и 1 пядь над уровнем земли, что Ур-Икс раздал храмовым прелатам, управляющим, рабам мужского и женского пола. В связи с этим Дамгалнунна клятвенно пообещал изобилие для Ур-Икс. Он пожелал здоровья своей матери, жене, детям и их братьям, и Дамгалнунна исполнил его желание".
Текст прерывается в связи с потерей части повествования
Впечатляет размер гвоздя - 40,6 см.
Пример "гвоздя" №2
..Для Нингирсу, могучего воина Энлиля, Гудеа, правителя Лагаша, который построил Энинну (храм) Нингирсу, (также) построил свой Epa, храм семи секторов..
Пример "гвоздя" № 3
Глубоко врезанные клинописные знаки, расположенные на большом расстоянии друг от друга в горизонтальной плоскости на стержне этого обетного гвоздя, на шумерском языке свидетельствуют о строительстве Гудеей, энси Лагаша, храма в Гирсу (современный Телль-Телло) в честь Ниндары, местного божества Лагаша.
Ибо Ниндара, / могущественный царь, / его господин, / Гудеа, / правитель / Лагаша, / свой храм Гирсу / он построил для него.
Гирсу был важным религиозным и гражданским центром в 3-м тысячелетии до нашей эры. Гудеа правил городом-государством Лагаш (на юге Ирака) во второй половине 22 века до нашей эры (около 2144-2124 годов до нашей эры).
Известно более ста примеров этого текста, который можно найти как на глиняных гвоздях, так и на кирпичах. На глиняных конусах и гвоздях было начертано имя правителя месопотамского города-государства в ознаменование акта строительства или перестройки, часто храма определенного божества.
Сохранившиеся на стенах или под фундаментами этих сооружений слова текстов были обращены к богам.
Первый в истории дипломатический документ
В самые ранние дни развития дипломатии на древнем Востоке глиняные гвозди стали своеобразными пергаментами межгосударственных соглашений. Один из таких артефактов рассказывает о мирном договоре между двумя могущественными городами-государствами, Лагашем и Уммой.
Посвященный божеству Бад-Тибиры, этот гвоздь содержит текст, отмечающий важное событие: заключение договора о братстве царем Энтеменой из Лагаша и правителем Уммы, Лугаль-кинише-дуду.
Это свидетельство древнего дипломатического искусства, датируемое примерно 2400 годом до нашей эры, обнаружено на территории Телло, известном также как древний Гирсу. Интересно, что этот документ представляет собой один из самых ранних свидетельств мирных соглашений, заложивших основы для развития цивилизованных международных отношений.
Эти артефакты не только служили строительным материалом, но и выполняли функцию своеобразных исторических хроник. С их помощью увековечивали свои достижения и заботу о религиозных сооружениях, закрепляя важные события в памяти поколений.
Изучая глиняные гвозди, современные археологи получают ценные сведения о социально-политическом устройстве, религиозных верованиях и культурных традициях. Эти скромные предметы остаются ключевыми источниками информации, позволяющими пролить свет на масштабы и характер цивилизационного развития шумер.
Анализ талисмана Карла Великого: открытие или загадки прошлого
Крест Конга: новые знания после вскрытия реликвария на кресте
Лисморскому посоху 900 лет: неожиданная находка за закрытой дверью замка