Найти в Дзене
Oleg Alifanov

Плач о Северных потоках, или победят ли США английских пиратов

Только блондинка не заметит, что сомалийские пираты и йеменские хуситы – это одно и то же. Впрочем, любим мы их не за это.

О блондинках больше ни слова. Но иной раз США чем-то их напоминают.

Принцип свободы морей американцы отстаивали всегда. Противником всегда выступала Британская империя. В конце ПМВ на этом пункте они поссорились настолько, что США пригрозили выходом из войны отдельно от англичан и французов.

И да, начиналось всё, как всегда, с французов.

Понимая, что копавшийся Суэцкий канал без контроля над Баб-эль-Мандебским проливом стоит недорого, уже в 1862 они оформили себе у местного князька часть сомалийского берега, который с некоторых пор называется Джибути.

Это, натурально, вызвало скрежет зубов в Лондоне, и англичане принялись подкрадываться к проливу сами. В конечном счёте, к концу ВМВ весь африканский рог стал британским.

Но 1 апреля 1950 произошло то, чего невозможно было себе представить: над Могадишо был спущен британский флаг и поднят итальянский. По решению Генассамблеи ООН от 29 ноября 1949 Сомали поступало под опеку вдрызг проигравшей войну Италии. Что так?

Не только потому, что американцы во время войны укоренились и на самих Апеннинах, и не из-за одной вековой ненависти к англичанам. Просто в конце 19 в. Сомали в процессе западноевропейской «драки за Африку» было разделено между Францией, Италией и Британией (а немцев выдавили, хотя именно Берлинская конференция стартовала финал гонки). И быстро выяснилось, что только итальянцы пришли надолго и с большими планами (переселять итальянцев в свои собственные колонии вместо Нового Света). Они развернули мощный цивилизационный процесс и превратили дикий берег в подобие южной Европы. Французы в своём Джибути сильно отставали, в конце века, правда, пожелали построить широтную железную дорогу туда из самого Дакара, но англичане пригрозили войной, и те отступили.

[Исходя из тех же соображений американцы поручили контроль за Восточной Европой СССР. И не прогадали: тот из штанов выпрыгивал, лишь бы гражданам протекторатов жилось лучше, чем своим.]

Сами британцы в Сомалиленде не делали вообще ничего в точном соответствии со своей колонизационной доктриной: выкачивать ресурсы и ни в коем случае не давать новой территории конкурировать в развитии с микроскопической метрополией. К слову сказать, итальянцы продолжали вкладываться в Сомали и в десятилетний период временного управления, например, открыли там университет. (На другом берегу, в сверхприбыльной колонии Аден англичане построили, правда, НПЗ, но то был единственный промышленный объект и только потому, что это увеличивало рентабельность бункеровки транзитных судов.)

-2

В год планового дарования Сомали независимости, прилетела неожиданная ответка. Напёрстки задвигались так: в апреле 1960 британский протекторат Сомалиленд потребовал независимости и присоединения к родине-матери Сомали (итальянскому). Лондон неожиданно пошёл навстречу семимильными шагами. Уже 26 июня Сомалиленд стал независимым и был незамедлительно признан на 4 дня аж 35-ю разинутыми ртами ООН, включая США и СССР. А с 1 июля засланный казачок растворился в Сомалийской Республике.

То есть, международное сообщество обрадовалось и англичанам зааплодировало. Аплодировали, аплодировали... кончили аплодировать, когда поняли трюк, да было поздно.

Что за на?..

А то. Итальянцев – вон из Африки. Развитый, продвинутый, цивилизованный итальянский Сомали инфицировали английской заразой, после чего за десять лет итальянцев и местных католиков, кого не убили, тех выселили, и регион превратился... просто в регион. Территорию хаоса, разбоя, войны и пиратства – любимых игрушек Британской империи, в которых они лучше других умеют ловить свой интерес. Кстати, сделав дело, Сомалиленд попросился обратно в независимость. Непризнанный де-юре, он и поныне там де-факто.

Ну, ок, ясно, что сомалийские пираты принялись подрывать суэцкое судоходство, но американцы, призвав мировое сообщество, сравнительно быстро бунт подавили. Кроме того, сомалийцы оказались ненадёжным активом – им не удалось пристегнуть марксизм исламизм в его антиамериканской экзальтации, ну, то есть, не нашлось сомалийского Ленина, который бы дал грабежам благородное обоснование. Неуклюжей попыткой была опека пиратов группировкой Харакат аш-Шабат, признанной террористической в США, но поддерживаемой... Сомалилендом (настолько официально, насколько это возможно двумя непризнанными организациями).

Пираты просуществовали в активной фазе до 2013 года, а в 2014 с революцией на другом берегу это региональное «зло» было сменено йеменскими хуситами, обитающими в самом удобном месте, в паре гребков от вожделенного трафика в узком горле. Только глупец не догадался бы, чем это может обернуться в какой-нибудь нужный момент.

Начало серьёзного влияния англичан в Йемене можно смело датировать 1839 годом, когда под надуманным предлогом был оккупирован Аден. Сплели сети так. Местные разграбили севший неподалёку на мель английский корабль, им выдвинули ультиматум: много-много плати или отдавай мала-мала территорию. К удивлению Лондона богатый султан взял и согласился выплатить любую компенсацию, но англичане предпочти-таки после варварской бомбардировки города захватить стратегически важный пункт. Значение его резко выросло после открытия Суэцкого канала. Глухой залив, каким было Красное море, стал оживлённым хайвеем.

Из Адена тихой сапой англичане распространили своё влияние почти на весь Йемен.

-3

Хуситы – очевидный продукт британской инспирации, появившийся в зоне контроля Империи (англичане упираются, говорят, самозародились от грязи). Их крутым достоинством является хорошо развитое автохтонное религиозное ответвление ислама, которое всегда можно положить в основу любого экшена. Свой ленин (собственно, Хуси) имеется. Официальный лозунг хуситов —Аллах велик, смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям, победа за исламом». Если убрать словоблудие в начале и в конце, то хорошо видно, что это лозунг английский.

По отношению к американцам у англичан «видит око, да зуб неймёт», а с евреями поступили просто. После того как те, получив Израиль от англичан, перепродались США, в Адене взбешённые британцы устроили им погром и высылку «на историческую родину» (погромы шли и в самой метрополии). Окончательно еврейский вопрос в Йемене был решён двадцать лет спустя, когда уже сами британские власти перед предоставлением независимости Южному Йемену очистили «эвакуировали» оставшихся, разумеется, под предлогом спасения от местных исламистов.

Разумеется, эта часть Йемена (НДРЙ) встала на путь «социализма» (ангсоца). Входы-выходы для США закрылись, бедная страна обеднела ещё больше. Но с развалом СССР прикрывать социалистов стало трудно, и англичане сменили их где можно на исламистов. (В те годы политологи всех стран ломали головы, откуда, как чёртик из табакерки, взялся исламский террористический фактор в мировом масштабе? А он оттуда, из Интернационала-Коминтерна.)

Нельзя не заметить, что параллельный неанглийский (Северный) Йемен обрёл свою независимость от Османской империи в 1918. (Строго говоря, именно эта горная часть и называлась, собственно, Йеменом.) Это привело к десятилетнему конфликту с Англией, и для прорыва экономической блокады йеменцы заключили договор с Италией, имевшей хорошую репутацию в регионе. Но после дискредитации итальянцев, они имели неосторожность позвонить в Москву...

Известно, что раз придя куда-то, англичане уже не успокоятся до конца дней. Их в дверь – они в окно. Называется это принципом историзма, и, будь дипломатия РФ более проактивной (или просто будь), мы могли бы сотрудничать хотя бы в этой плоскости ввиду почти непересекающихся ареалов.

Под предлогом боли за палестинцев Газы, хуситы, до того воевавшие против союзников США на суше, взялись за пиратство на суэцком направлении. Да так рьяно, что пропадают всякие сомнения, что в этой комбинации было главным. В общем, ход конём англичане сделали. Очередь за американцами.

Люди, сидящие на берегу узкого пролива, контролирующего Суэц, бьют уже не по американскому принципу свободы морей, а прямо по кораблям. Не должно вводить в заблуждение, что британцы тоже выступают страдающей стороной: и в ПМВ и особенно в ВМВ эта страна вызывала огонь на себя для вовлечения в ненужную войну США (и весь мир).

А, к слову, сомалийское пиратство было уничтожено американцами, в их излюбленном силовом стиле (разговоры не помогли, тогда, кто не спрятался – мы не виноваты). Сделала это ЧВК, обучившая и поставившая на ноги специальное подразделение одного местного шейха. То есть, бороться с английскими террористами можно. Хотя бы в принципе. Но затраты, конечно, несопоставимы.

США, собственно, и начали историю проецирования своих ВМС за пределы Америки с антипиратских кампаний. В начале 19 века они провели с разной степенью успешности две Берберийские войны. И в тех обстоятельствах без согласия и участия Британии дело бы не кончилось, но её торговле по окончании войн в 1815 добрые отношения с США казались важнее. Во время же наполеоновских войн англичане со средиземноморскими пиратами спокойно сотрудничали.

История красочно описывает борьбу с пиратами (и работорговлей) англичан, но борьбу американцев с самими англичанами сильно комкает. Этот контрапункт был закатан под лозунг «свободы морей», но, по сути, означал право нейтральных США торговать с кем угодно. И в наполеоновских войнах, и в ПМВ/ВМВ англичане твёрдо придерживались права вводить неограниченную блокаду (с реквизициями и т. п., что американцами воспринималось как пиратство.) Реализация принципа «вооружённого нейтралитета» Екатерины II в своё время произвела на англичан столь колоссальное впечатление, что больше его не допускали никогда.

При чём здесь РФ? Тут снова хотелось бы написать, что ни при чём, но это давно уже бонус. Северные потоки-то – в чистом виде реализация старой пиратской доктрины.

-4

По теме: Зачем Британия воевала с Гитлером? Ведь победить она не могла.

Донат каналу