Для анализа мы рассмотрели учебно-методический комплект под редакцией В.П. Журавлёва, А.Г. Кутузова для обучающихся 11 класса.
Журавлёв В.П., Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / В.П. Журавлёв, Л.А. Смирнов, О.Н. Михайлов, А.М. Турков // 17-е изд. – М.: Просвещение. – 2012.
Кутузов А.Г., Киселёв А.К., Романичева Е.С. В мире литературы. 11 кл.: учеб. для образоват. учреждений гуманитар. профиля / А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романовичева // 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. – 2006.
В учебнике под редакцией В.П. Журавлёва при изучении творчества А.А. Блока отдельное место отводится поэме «Двенадцать». Авторы учебника приводят отдельную статью, посвящённую поэме, в которой раскрывается отношение поэты к революции через призму анализа поэмы «Двенадцать». В статье отмечается и тот факт, что «неразбуженность» и «уязвимость» героев поэмы сказываются как в совершенном ими убийстве, так и в постоянном нарочитом богохульстве. Отсюда вытекает символический образ Христа, который и раньше возникал в поэзии А.А. Блока – стихотворения «Сон» и «Когда в листве сырой и ржавой…». Поэма А.А. Блока заключает в себе стремление к справедливости и правде, которые восторжествуют, пройдя через любые самые страшные испытания.
Не смотря на том, что вопросы и задания в учебнике не разделаются по темам, а даются в целом по творчеству А.А. Блока, поэме «Двенадцать» отводится особо значение. Отметим и тот факт, что в каждом вопросе содержится несколько пунктов, раскрывающих суть проблемы с разных сторон. Таким образом, авторы учебника предлагают обучающимся ответить на следующий вопрос относительно поэмы:
«Верно ли понимали творчество Блока некоторые современники, резко противопоставлявшие поэму «Двенадцать» всему его творчеству как «измену» прежним идеалам? «Как бесконечно жаль, что Вы не остались за оградой «высокой и длинной»», – писали ему, например, две девушки, «влюбленные», по их уверениям, в его прежние стихи, цитируя строку из «Соловьиного сада». Объясните, чем вызваны эти суждения читательниц Блока».
В учебнике под редакцией А.Г. Кутузова изучение поэмы представлено более обширно. Авторы учебника приводят большое количество вопросов и заданий для обучающихся, а в статье о поэме делают упор на её композиционные особенности, нежели на творческие искания А.А. Блока и историю создания самой поэмы. Сразу после выразительного чтения поэмы на уроке литературы обучающимся необходимо отметить в тексте все переходы ритма и определить их значение в системе целого. Следующим этапом изучения поэмы «Двенадцать» становится поиск в ней сквозных образов и мотивов. Затем после прочтения статьи о композиционных особенностях поэмы А.А. Блока, обучающимся необходимо ответить на вопросы. Среди них можем выделить следующие в качестве примеров:
- Обратившись к тексту первой главы, постарайтесь понять, из каких конкретных образов в поэме вырастает символическая картина.
- Чьи голоса звучат в поэме? Какое место среди них отведено авторскому?
- Какое событие лежит в центре поэмы? Как оно связано с содержанием и смыслом поэмы в целом?
Отметим, что в учебно-методическом комплекте под редакцией А.Г. Кутузова существует раздел семинар, направленный на формирование исследовательских навыков школьников. При изучении поэмы А.А. Блока школьники выполняют задания семинара «В спорах о «Двенадцати» Блока». Среди вопросов, предложенных в семинаре, в качестве примера можем выделить следующие:
- Исследователь И. Золотусский трактует «Двенадцать» как поэму пути. Согласны ли вы с ним? Подумайте, как в ней осмыслен традиционный для русской литературы сюжет.
- Прочитайте стихотворение «Пушкинскому Дому», последнее написанное Блоком. В чём вы видите его связь с поэмой «Двенадцать»?
- Как бы вы теперь ответили на самый простой и самый сложный вопрос: «О чём поэма Блока»?
Разбирая материалы семинара, критические статьи, записи самого поэта, обучающиеся смотрят на поэму под другим углом, анализируют творчество А.А. Блока через призму восприятия его современников.
Необходимо отметить и тот факт, что в учебнике под редакцией А.Г. Кутузова изучение поэмы «Двенадцать» происходит в три этапа:
- Знакомство с поэмой, её выразительное чтение, наблюдение за особенностями ритма.
- Прочтение статьи о композиционных особенностях поэмы, ответы на вопросы после статьи.
- Работа по семинару, анализ взгляда современников А.А. Блока, критических статей, знакомство с записями самого поэта, сопоставление мнения критиков со своим собственным.
ВЫВОД
Таким образом, рассмотрев два учебно-методических комплекта для обучающихся 11-х классов, мы можем сделать вывод о том, что более развёрнутый и комплексный подход для изучения поэмы А.А. Блока «Двенадцать» представлен в учебнике под редакцией А.Г. Кутузова. Среди главных достоинств можем отметить тот факт, что в учебнике под редакцией В.П. Журавлёва вопросы и задания по поэме не выделяются отдельно, а даются в совокупности в целом с вопросами и заданиями по творчеству А.А. Блока. А.Г. Кутузов использует комплексный подход для всестороннего изучения поэмы А.А. Блока «Двенадцать» обучающимися на уроках литературы в 11 классе.