Совместить требования Киева и Москвы для начала переговоров невозможно, пишет Lidovky. Запад все сильнее давит на Украину, требуя ставить реальные цели, и о потере территорий уже говорит как о выгодном деле. Киев требует от Запада гарантий безопасности. Однако давать их желающих не находится.
Украина уже третий год противостоит российской спецоперации, а фактически воюет с Москвой, пусть сначала бои и велись ограниченно, уже десятый год. Вооруженный конфликт никак не заканчивается, и не похоже, чтобы у украинской армии оставалась надежда на победу. И это проблема.
Киев готов к длительной войне и держится весьма неплохо, но бесконечные бои беспокоят западных союзников Украины. Как пишет The Wall Street Journal, союзники требуют, чтобы украинское руководство ставило более реальные военные цели. То есть они просят Киев отказаться от озвученной ранее цели освободить всю территорию Украины, включая Донбасс и присоединившийся к Российской Федерации в 2014 году Крым.
Как этот реалистичный "план Б" мог бы выглядеть? Вероятно, Украине пришлось бы официально или неофициально отказаться от части своей территории. Поскольку для ее освобождения потребовалось бы, чтобы Запад продолжил отправлять Украине относительно быстро сотни миллиардов долларов, которые у него, конечно, есть, но по политическим причинам их невозможно бесконечно отправлять ВСУ. Западные избиратели не одобрят такие расходы, особенно если, несмотря на такие непомерные траты, Россия так и не проиграла бы и не настал мир, а "всего-то" были бы освобождены оккупированные части Украины и, по-видимому, еще какое-то время продолжались бы бои, пусть и менее ожесточенные.
О чем украинцы не скажут вслух
Украинское политическое руководство в целом готово смириться с утратой части своей территории. Собственно говоря, они такой вариант давно рассматривают. Однако публично Владимир Зеленский, правительство и оппозиционные политики этот вариант отвергают. Ведь признай они обратное, они совершили бы на Украине политическое самоубийство. Но когда шли переговоры с Россией о возможном мире в 2022 году, появилось, например, предложение о том, что Крым останется украинским, но, скажем, на 20 лет его временно передали под российский контроль, а потом вопрос пересматривался бы снова. Такие же предложения высказывались и о части давно занятого Россией Донбасса. Однако никто не может себе реально представить, чтобы Кремль добровольно и с готовностью отказался от этих территорий. Такое возможно только в случае радикальной смены российского режима или распада Российской Федерации.
Некоторые украинские эксперты при этом предупреждали, что фактический отказ от части территории имеет и свои плюсы. Во-первых, послевоенной Украине не придется оплачивать восстановление этих областей, которые пострадали от боев зачастую и десять лет назад, а во-вторых, Киев избавился бы от людей, которые сотрудничали с нынешним российским режимом, а также тех, кого долго обрабатывала его пропаганда. Но условием, по-видимому, должна стать частичная демилитаризация Крыма, поскольку в противном случае Россия может угрожать жизненно важным для Украины морским путям.
Условия Путина
Выгода заключается и в том, что Россия дает понять, что и она готова говорить о мире. Раньше она не делала таких показательных заявлений на этот счет. Хотя никаких реально серьезных переговоров, вероятно, не начнется до американских президентских выборов. Российский президент Владимир Путин надеется, что новый президент Соединенных Штатов Америки ограничит помощь Украине, и российская армия сумеет добиться новых территориальных приобретений. Но сигналы о готовности к переговорам есть. Недавно Владимир Путин заявил, что посредником может выступить Китай, Индия или Бразилия. Также он сказал, что у него есть условия. Собственно говоря, он сказал об этом дважды и перечислил разные условия.
Первое. Украина должна отказаться от своих четырех областей, присоединенных к России, и, конечно, у России должен остаться Крымский полуостров. Второе условие Владимир Путин огласил позднее и потребовал, чтобы новые переговоры стали продолжением тех, которые Россия и Украина начали весной 2022 года.
С первым условием никто в Киеве никогда не сможет согласиться. Владимир Путин требует, чтобы украинская армия добровольно покинула территории, которые еще удерживает и которые обороняла ценой кровавых потерь. Штука в том, что Россия не контролирует целиком формально присоединенные области и хочет с помощью мира получить то, что не смогла вырвать оружием.
Второе условие для начала переговоров выглядит более приемлемым. Ведь однажды переговоры уже начались, и стороны кое в чем приблизились к соглашению. Но и это условие неприемлемо для Киева. В 2022 году Киев согласился на нейтральный статус своей страны (тем не менее Украина могла бы войти в Европейский Союз) и на то, что будет неядерным государством, и в итоге, вероятно, на фронте наступило бы перемирие, но Украина не откажется от гарантий того, что на нее снова никто не нападет. А их ей должны дать гаранты соглашения, включая Россию и США и другие западные страны. По просьбе Украины они оказали бы ей помощь. Но Кремль в итоге потребовал, чтобы помощь оказывали только в случае согласия всех подписантов, то есть и Москвы тоже. Кроме того, Кремль еще потребовал ограничить арсенал и размеры украинской армии. таким образом, фактически Киеву пришлось бы отказаться от союзников, собственной обороны и отдать себя на произвол Москвы. Киев отказался.
Все останется по-старому?
В общем, совместить требования Киева и Москвы — значит найти квадратуру круга. Получается, у мирного договора должна быть иная основа. После американских президентских выборов, что весьма вероятно, на линии фронта может воцариться перемирие. Формально все осталось бы по-старому. Россия твердила бы, что аннексированная часть Украины — это Россия, а Украина, что эти области принадлежат Киеву. Западные страны, в свою очередь, гарантируют, что в случае возобновления агрессии помогут Киеву поставками вооружений и созданием бесполетной зоны, что заставит Москву отказаться от дальнейших агрессивных шагов.
Но какое из западных государств захочет в этом участвовать, неясно. Скорее всего, на это не пойдет Германия, чей канцлер Олаф Шольц сейчас лихорадочно работает над мирным планом для Украины. Однако без западных гарантий в обозримом будущем мира не наступит.