Найти в Дзене
Только о хорошем

Гонконгское безумие, поэтичный нуар и стильный истерн на фестивале «Современное кино Китая»

Пока плескалась в легких, светлых и теплых волнах дорамного моря, вдруг появилась возможность совершить заплыв на просторах полноводной реки китайского кинематографа, чем я и не преминула воспользоваться.

Во первых строках – слова благодарности. Кинофест «СОВРЕМЕННОЕ КИНО КИТАЯ» удался на славу. Спасибо организаторам за выбор фильмов, информационное сопровождение (сайт, страница в Вк, драйвовый трейлер), отличные залы по городам, а также возможность услышать комментарии кинокритика перед сеансом и принять участие в обсуждении после. За пять вечеров в Питере, Москве и Новосибирске показали пять фильмов. Я увидела три. Впечатления – самые яркие. Эх, не знаю, смогу ли зажечь еще не приобщившихся, но попробую – очень хочется!

Как и сериалов, кинофильмов китайцы снимают много. Китай сегодня – крупнейшая киноиндустрия мира, по целому ряду показателей давно догнавшая и перегнавшая Голливуд. Российскому кинозрителю в широком прокате до сих пор предлагались главным образом блокбастеры (например, «Восемь сотен» или «Блуждающая земля»). В клубном формате можно было познакомиться и с китайским арт-хаусом (например, недавний «Пока течёт река»). Фест же был посвящен китайскому жанровому кино. И именно в нем, по мнению программного директора, кинокритика Дмитрия Комма, самый смак китайского экрана. В отличие от блокбастеров, которые ориентируются на универсальную и максимально широкую аудиторию и идут на определенные ограничения с этим связанные, в жанровом кино (часто мало- и среднебюджетном) возможны «и большая свобода, и дерзость, и даже хулиганство».

Итого, 5 вечеров – 5 фильмов – 5 жанров. Ярко, неожиданно, увлекательно и познавательно.

Фильм-открытие «100 ЯРДОВ» (Китай, 2023, реж. Cюй Хаофэн) повествует о нелегкой судьбе школ боевых искусств в новое время и сразу берет в оборот сочной картинкой, харизматичными героями, сногсшибательной хореографией и отменным стилем.

Два мастера боевых искусств бьются не на жизнь, а на лидерство в поединке за право руководить школой после смерти ее прежнего главы. Поединок идет нон-стоп в антураже 20-х годов прошлого века на улицах второго после Шанхая космополитичного города Республики – Тяньцзиня. В кадре европейская архитектура, часто европейские лица и «вестернизация» быта и жизни (представленная в фильме в том числе и как проблема). И жанр – по сути, вестерн. Но с поправкой на географию и смысл происходящего выходит, что истерн. И даже где-то стимпанк, но без «паровых двигателей» – исключительно мечи, копья, палки и рогатки с глиняными пулями. Последние – в руках городских бандитов, с которыми школа состоит в договорных отношениях на предмет поддержания порядка на местном рынке (типа, «грабим, но не сильно»).

«100 ярдов» (Китай, 2023), кадр из фильма
«100 ярдов» (Китай, 2023), кадр из фильма

По вкусности, яркости, категоричности и элегантности стиля в картинке, а также звучности, напору и воздействию музыки в саундтреке напрашивается, наверное, формальное сравнение с фильмами Гая Ричи и творениями Ханса Циммера. Но здесь все еще и по-восточному свежо и немного чудаковато. Кино не историческое, но родит вопросы за жизнь – что эти «боевики» делали по жизни (звучит что-то про «охрану торговых караванов» – так то давно, а теперь?) и на что живут сейчас (костюмчики-то недешевые и школа, по всему, солидная). Но так как знаешь, что режиссер знает (Cюй Хаофэн в прошлом сам «боец» и писал книги по истории боевых искусств), смотришь на чистом глазу и вопросы оставляешь на потом.

Непосредственная коллизия в кадре – как выжить здесь и сейчас, сохранив вековые традиции и соблюдая строжайшие правила кодекса чести старой школы, которые в стремительно меняющемся мире выполнить как будто уже и невозможно (например, не драться при свидетелях, тем более на публике, не заключать браков вне круга членов школы и прочее).

Пока главные герои решают вопросы чести и долга, зритель наблюдает их поединок во всех возможных стилях ушу и костюмах-тройках с галстуками и клетчатых кепи. Время от времени в него наравне с мужчинами вовлекаются и прекрасные женщины в элегантных унисекс-смокингах или ситцевых платьях.

Никакого мельтешения в кадре, никакой спешки. Наоборот, каждое боевое па эффектно подано и зафиксировано, мизансцены выверены и расписаны посекундно. А кровь, если и льется, то с ссадин-царапин: в поединке нет цели прикончить соперника, только подавить и поразить спортивно, так сказать – этого достаточно, чтобы подтвердить свое превосходство. Поэтому любой клинок или палка, или ребро ладони замирают в миллиметре от горла, сердца, ну, или печени.

Красивые сюжетные линии – герой, сын почившего главы школы, идет как будто против воли отца, готовый нарушить правила, в том числе жениться на девушке из внешнего круга (здесь возникает интересная тема полукровок в китайском обществе, ставшая исторически актуальной с раскрытием границ Поднебесной, при этом пассию героя играет жена представляющего его актера с этническим же коктейлем в крови – красавица!). Но потом окажется, что он исполнит «завещание» почти буквально, но уже на другом «уровне» – как собственное выстраданное решение. Второй же герой – образцовый ученик, «предательски» замахнувшийся на ревизию канона, – идет ва-банк и в перспективе становится как бы провозвестником мира будущего, в котором боевые искусства выйдут за пределы закрытых кланов и станут достоянием планеты в своей спортивно-физкультурной, но и, по-прежнему, духовной ипостаси.

И уже этот фильм высвечивает китайский колорит – особенности кинопочерка и киновзгляда: нет однозначно положительного и однозначно отрицательного героя, закольцованный сюжет (обстоятельство, с которого начнется противостояние, раскроется по-новому под занавес и подкрутит историю) и открытый финал (будущее героев и школы скорее домысливаются).

«100 ярдов» (Китай, 2023), Би Хейден Ко (Го Битин) в роли возлюбленной главного героя. Кадр из фильма.
«100 ярдов» (Китай, 2023), Би Хейден Ко (Го Битин) в роли возлюбленной главного героя. Кадр из фильма.

Преодолев первые «сто ярдов» и зарядившись адреналином (выйдя из зала, слегка помахивая руками), на следующий день подключаешься уже к совсем другой «субстанции», которая радикально замедляет тебя и отправляет в дрейф по волнам китайской (и не только) памяти, в поэтичном нуаре

«ИСЧЕЗАЮЩАЯ ТЕНЬ» (Китай, 2022, реж. Хэ Цюань)

Китайский нуар существует уже как бренд и очень любим европейскими кинофестивалями (#спасибокритику). Эти мрачноватые, на первый взгляд, истории, разворачивающиеся, как правило, под проливным дождем в какой-нибудь глубинке или пригороде большого города почти в одно и то же выбранное сценаристами время (китайские 80-е или 90-е, поразительно похожие на наши), также представляют неоднозначных героев и завершаются открытыми финалами и приглашением на подумать. И такое мы уже испытали – «Пока течёт река» Вэй Шуцзюня шел у нас в клубном показе в этом году. И тогда этот «темный жанр» произвел на удивление светлое ощущение после титров, оставив в послевкусии настрой на ностальгию и философскую волну, на которой каждый способен прокатиться в меру своей рефлексивности.

«Исчезающая тень» – кино гораздо более светлое по цветокору (хотя и неяркое: рыжие тростниковые заросли, осенняя дымка, природные цвета в интерьерах и костюмах), но не менее нуарное по духу.

В 80-е происходят убийства девушек в небольшом городе, не раскрытые полицией. В 90-е на след преступника выведет еще одно преступление, к расследованию которого в числе прочих будет привлечен художник-криминалист. Историю героини-балерины из любительской труппы народного театра нам расскажут в 80-е, историю героя-художника из оперативного отдела – в 90-е. Жизнь обоих персонажей непроста и не обещает легкой судьбы. Но «встреча» их в детективной истории как будто даст каждому выговорить что-то, недосказанное прежде, и получить неожиданную поддержку в происходящем сейчас.

История здесь завернута, скручена, перевита, прослоена параллельными сюжетами – все, как китайцы любят и умеют. Но больше трогает то, как у них получается мгновенно и непринужденно (легко, органично, неназидательно) переходить «от частного к общему», «от низкого к высокому». Вот полицейская бытовуха 90х, а вот (уже в следующем кадре) выход на «вечные» темы и вопросы бытия, но не в духе «что делать» и «кто виноват», а скорее «все течет, все изменяется», «не выходи из потока» и... Ещё думаю. Неоднозначное кино. Каким и должно быть настоящее искусство, повторю за уважаемым критиком.

А ещё очень красивая музыка. И в каждом кадре настоящая киноживопись – в цвете, свете, композиции.

И вот с такой нуарно-балетной ноты третий вечер закидывает тебя в фирменное гонконгское безумие

«ХОЛОДНЫЙ ДЕТЕКТИВ» (Гонконг /Китай же/, 2022, реж. Вай Кафай).

Шла с некоторой опаской – где гонконгские боевики и где я со своими сянься, да и всей историей былой киножизни. И… какой это оказался прекрасный, уморительный и высококинематографичный треш!

Перед сеансом Дмитрий Комм любезно пояснил, в чем фишка, которую Гонконг успешно продвигает с 80-х годов (и которую подхватил и давно сидит на ней Голливуд и иже с ним, при участии гонконгских же специалистов). Эти киноребята первыми придумали такую штуку, как микс жанров – когда не только в рамках одного фильма, но и в отдельно взятой сцене (и их может быть много или все) смешиваются, к примеру, детектив, хоррор, саспенс, абсурд, комедия, трагедия или мелодрама. То есть начаться может с одного, продолжиться другим, а закончиться третьим. И это будет хорошо продумано и виртуозно сделано. И действительно, в «Холодном детективе» невооруженным глазом видно, что гонконгцы занимаются этим делом давно, поднаторели и выдают высший пилотаж!

Главный герой — бывший сыщик в исполнении замечательного актера Лау Чинваня (вижу его впервые, но уже заинтригована и хочу больше). Он живет под мостом, общается с привидениями и проповедует конспирологическую теорию о том, что полиция много лет фальсифицирует дела, обвиняя в преступлениях совсем не тех, кто их совершил (из анонса). Когда в городе появляется банда убийц, называющих себя «Крутыми детективами», и начинают погибать один за другим фигуранты старых дел, история примет новый оборот.

«Холодный детектив» (Китай, 2022). В роли гениального сыщика Лау Чинвань (Шон Лау) - универсальный гонконгский актер, которому подвластны самые разные амплуа. Может сыграть и эксцентричного психа, и интеллектуала. Кадр из фильма.
«Холодный детектив» (Китай, 2022). В роли гениального сыщика Лау Чинвань (Шон Лау) - универсальный гонконгский актер, которому подвластны самые разные амплуа. Может сыграть и эксцентричного психа, и интеллектуала. Кадр из фильма.

Соответственно в кадре имеем психа-полицейского, представляющегося всем «шефом отдела подстав и висяков» и носящегося по городу на велике с криками «Я – не псих, я – гениальный детектив!», молодую оперативницу, выезжающую на задержания с погонями, перестрелками и прочими радостями на 32-й неделе беременности, подростков-мстителей, маньяка-оборотня и вышеупомянутых чудовищ и призраков, с которыми герой ведет непрестанный диалог в полный голос, озвучивая их же ответы на разные голоса (очень смешно и отличная актерская работа!). Все они закручены в водоворот, втягивающий с бешеной скоростью (никогда не смазывающей ни картинки, ни четкости высказывания) трешевые ситуации, семейные разборки, погони и откровенное, но не натуралистичное (комиксовое такое) мочилово, озаряемое эффектными фейерверками взрывов и вспышками пожаров. В итоге зритель получает свой микс эмоций и впечатлений. Здесь будут и юмор, и адреналин, и найдется место для эмпатии. В этот вечер зал аплодировал и кричал браво! и я в том числе.

Оставшиеся 2 фильма не привелось посмотреть. Могу только адресовать к анонсам и трейлерам на chinafilmfest.ru и процитировать критика, назвавшего «СЛЕПОЙ МЕЧ-2» (Китай, 2024, реж. Ян Бинцзя), вполне себе независимый от одноименного номера 1, «самым трогательным фильмом фестиваля»

«История про дружбу слепого меченосца и маленькой девочки, которую он спас от бандитов. В фильме немало боевых сцен, но при этом в нем очень лиричная атмосфера и фантастическая работа юной актрисы Ян Энью… Только китайцы умеют так сочетать лирику и экшен» (Дмитрий Комм)
«Слепой меч-2» (Китай, 2024). Постер фильма. Источник: chinafilmfest.ru // По трейлеру, как будто такой «Лион», но у китайцев не бывает буквальных ремиксов – даже вдохновившись чем-то и переварив что-то, они умудряются сделать все по-своему)
«Слепой меч-2» (Китай, 2024). Постер фильма. Источник: chinafilmfest.ru // По трейлеру, как будто такой «Лион», но у китайцев не бывает буквальных ремиксов – даже вдохновившись чем-то и переварив что-то, они умудряются сделать все по-своему)

...и «ПОВЕСТЬ БЕЗ СЛОВ» (Китай, 2023, реж. Хао Фэйхуань) – «самым умным фильмом фестиваля».

«Сюрреалистический детектив, герой которого, расследуя странные убийства белых собак, обнаруживает мрачные тайны прошлого и своей собственной семьи» (Дмитрий Комм)
«Повесть без слов» (Китай, 2023). Постер фильма. Источник: chinafilmfest.ru
«Повесть без слов» (Китай, 2023). Постер фильма. Источник: chinafilmfest.ru

Надеюсь увидеть их в цифре. Чего и всем желаю. Как и посмотреть первые три фильма. Конечно, ничто не заменит зрелищности большого экрана, а гонконгцев так прямо must смотреть именно на нем (безумие требует масштаба! и подзарядки от соседей по залу), но попробовать стоит в любом случае!

#СовременноеКиноКитая #100ярдов #ИсчезающаяТень #ПовестьБезСлов #ХолодныйДетектив #СлепойМеч2 #КитайскийКинематограф

Также на канале:

«Черный пес» – о людях, собаках и не только

Фильм «Только течёт река» в российском прокате

«30000 ли до Чанъаня» или любите ли вы Ли Бо?