Пока плескалась в легких, светлых и теплых волнах дорамного моря, вдруг появилась возможность совершить заплыв на просторах полноводной реки китайского кинематографа, чем я и не преминула воспользоваться.
Во первых строках – слова благодарности. Кинофест «СОВРЕМЕННОЕ КИНО КИТАЯ» удался на славу. Спасибо организаторам за выбор фильмов, информационное сопровождение (сайт, страница в Вк, драйвовый трейлер), отличные залы по городам, а также возможность услышать комментарии кинокритика перед сеансом и принять участие в обсуждении после. За пять вечеров в Питере, Москве и Новосибирске показали пять фильмов. Я увидела три. Впечатления – самые яркие. Эх, не знаю, смогу ли зажечь еще не приобщившихся, но попробую – очень хочется!
Как и сериалов, кинофильмов китайцы снимают много. Китай сегодня – крупнейшая киноиндустрия мира, по целому ряду показателей давно догнавшая и перегнавшая Голливуд. Российскому кинозрителю в широком прокате до сих пор предлагались главным образом блокбастеры (например, «Восемь сотен» или «Блуждающая земля»). В клубном формате можно было познакомиться и с китайским арт-хаусом (например, недавний «Пока течёт река»). Фест же был посвящен китайскому жанровому кино. И именно в нем, по мнению программного директора, кинокритика Дмитрия Комма, самый смак китайского экрана. В отличие от блокбастеров, которые ориентируются на универсальную и максимально широкую аудиторию и идут на определенные ограничения с этим связанные, в жанровом кино (часто мало- и среднебюджетном) возможны «и большая свобода, и дерзость, и даже хулиганство».
Итого, 5 вечеров – 5 фильмов – 5 жанров. Ярко, неожиданно, увлекательно и познавательно.
Фильм-открытие «100 ЯРДОВ» (Китай, 2023, реж. Cюй Хаофэн) повествует о нелегкой судьбе школ боевых искусств в новое время и сразу берет в оборот сочной картинкой, харизматичными героями, сногсшибательной хореографией и отменным стилем.
Два мастера боевых искусств бьются не на жизнь, а на лидерство в поединке за право руководить школой после смерти ее прежнего главы. Поединок идет нон-стоп в антураже 20-х годов прошлого века на улицах второго после Шанхая космополитичного города Республики – Тяньцзиня. В кадре европейская архитектура, часто европейские лица и «вестернизация» быта и жизни (представленная в фильме в том числе и как проблема). И жанр – по сути, вестерн. Но с поправкой на географию и смысл происходящего выходит, что истерн. И даже где-то стимпанк, но без «паровых двигателей» – исключительно мечи, копья, палки и рогатки с глиняными пулями. Последние – в руках городских бандитов, с которыми школа состоит в договорных отношениях на предмет поддержания порядка на местном рынке (типа, «грабим, но не сильно»).
По вкусности, яркости, категоричности и элегантности стиля в картинке, а также звучности, напору и воздействию музыки в саундтреке напрашивается, наверное, формальное сравнение с фильмами Гая Ричи и творениями Ханса Циммера. Но здесь все еще и по-восточному свежо и немного чудаковато. Кино не историческое, но родит вопросы за жизнь – что эти «боевики» делали по жизни (звучит что-то про «охрану торговых караванов» – так то давно, а теперь?) и на что живут сейчас (костюмчики-то недешевые и школа, по всему, солидная). Но так как знаешь, что режиссер знает (Cюй Хаофэн в прошлом сам «боец» и писал книги по истории боевых искусств), смотришь на чистом глазу и вопросы оставляешь на потом.
Непосредственная коллизия в кадре – как выжить здесь и сейчас, сохранив вековые традиции и соблюдая строжайшие правила кодекса чести старой школы, которые в стремительно меняющемся мире выполнить как будто уже и невозможно (например, не драться при свидетелях, тем более на публике, не заключать браков вне круга членов школы и прочее).
Пока главные герои решают вопросы чести и долга, зритель наблюдает их поединок во всех возможных стилях ушу и костюмах-тройках с галстуками и клетчатых кепи. Время от времени в него наравне с мужчинами вовлекаются и прекрасные женщины в элегантных унисекс-смокингах или ситцевых платьях.
Никакого мельтешения в кадре, никакой спешки. Наоборот, каждое боевое па эффектно подано и зафиксировано, мизансцены выверены и расписаны посекундно. А кровь, если и льется, то с ссадин-царапин: в поединке нет цели прикончить соперника, только подавить и поразить спортивно, так сказать – этого достаточно, чтобы подтвердить свое превосходство. Поэтому любой клинок или палка, или ребро ладони замирают в миллиметре от горла, сердца, ну, или печени.
Красивые сюжетные линии – герой, сын почившего главы школы, идет как будто против воли отца, готовый нарушить правила, в том числе жениться на девушке из внешнего круга (здесь возникает интересная тема полукровок в китайском обществе, ставшая исторически актуальной с раскрытием границ Поднебесной, при этом пассию героя играет жена представляющего его актера с этническим же коктейлем в крови – красавица!). Но потом окажется, что он исполнит «завещание» почти буквально, но уже на другом «уровне» – как собственное выстраданное решение. Второй же герой – образцовый ученик, «предательски» замахнувшийся на ревизию канона, – идет ва-банк и в перспективе становится как бы провозвестником мира будущего, в котором боевые искусства выйдут за пределы закрытых кланов и станут достоянием планеты в своей спортивно-физкультурной, но и, по-прежнему, духовной ипостаси.
И уже этот фильм высвечивает китайский колорит – особенности кинопочерка и киновзгляда: нет однозначно положительного и однозначно отрицательного героя, закольцованный сюжет (обстоятельство, с которого начнется противостояние, раскроется по-новому под занавес и подкрутит историю) и открытый финал (будущее героев и школы скорее домысливаются).
Преодолев первые «сто ярдов» и зарядившись адреналином (выйдя из зала, слегка помахивая руками), на следующий день подключаешься уже к совсем другой «субстанции», которая радикально замедляет тебя и отправляет в дрейф по волнам китайской (и не только) памяти, в поэтичном нуаре
«ИСЧЕЗАЮЩАЯ ТЕНЬ» (Китай, 2022, реж. Хэ Цюань)
Китайский нуар существует уже как бренд и очень любим европейскими кинофестивалями (#спасибокритику). Эти мрачноватые, на первый взгляд, истории, разворачивающиеся, как правило, под проливным дождем в какой-нибудь глубинке или пригороде большого города почти в одно и то же выбранное сценаристами время (китайские 80-е или 90-е, поразительно похожие на наши), также представляют неоднозначных героев и завершаются открытыми финалами и приглашением на подумать. И такое мы уже испытали – «Пока течёт река» Вэй Шуцзюня шел у нас в клубном показе в этом году. И тогда этот «темный жанр» произвел на удивление светлое ощущение после титров, оставив в послевкусии настрой на ностальгию и философскую волну, на которой каждый способен прокатиться в меру своей рефлексивности.
«Исчезающая тень» – кино гораздо более светлое по цветокору (хотя и неяркое: рыжие тростниковые заросли, осенняя дымка, природные цвета в интерьерах и костюмах), но не менее нуарное по духу.
В 80-е происходят убийства девушек в небольшом городе, не раскрытые полицией. В 90-е на след преступника выведет еще одно преступление, к расследованию которого в числе прочих будет привлечен художник-криминалист. Историю героини-балерины из любительской труппы народного театра нам расскажут в 80-е, историю героя-художника из оперативного отдела – в 90-е. Жизнь обоих персонажей непроста и не обещает легкой судьбы. Но «встреча» их в детективной истории как будто даст каждому выговорить что-то, недосказанное прежде, и получить неожиданную поддержку в происходящем сейчас.
История здесь завернута, скручена, перевита, прослоена параллельными сюжетами – все, как китайцы любят и умеют. Но больше трогает то, как у них получается мгновенно и непринужденно (легко, органично, неназидательно) переходить «от частного к общему», «от низкого к высокому». Вот полицейская бытовуха 90х, а вот (уже в следующем кадре) выход на «вечные» темы и вопросы бытия, но не в духе «что делать» и «кто виноват», а скорее «все течет, все изменяется», «не выходи из потока» и... Ещё думаю. Неоднозначное кино. Каким и должно быть настоящее искусство, повторю за уважаемым критиком.
А ещё очень красивая музыка. И в каждом кадре настоящая киноживопись – в цвете, свете, композиции.
И вот с такой нуарно-балетной ноты третий вечер закидывает тебя в фирменное гонконгское безумие
«ХОЛОДНЫЙ ДЕТЕКТИВ» (Гонконг /Китай же/, 2022, реж. Вай Кафай).
Шла с некоторой опаской – где гонконгские боевики и где я со своими сянься, да и всей историей былой киножизни. И… какой это оказался прекрасный, уморительный и высококинематографичный треш!
Перед сеансом Дмитрий Комм любезно пояснил, в чем фишка, которую Гонконг успешно продвигает с 80-х годов (и которую подхватил и давно сидит на ней Голливуд и иже с ним, при участии гонконгских же специалистов). Эти киноребята первыми придумали такую штуку, как микс жанров – когда не только в рамках одного фильма, но и в отдельно взятой сцене (и их может быть много или все) смешиваются, к примеру, детектив, хоррор, саспенс, абсурд, комедия, трагедия или мелодрама. То есть начаться может с одного, продолжиться другим, а закончиться третьим. И это будет хорошо продумано и виртуозно сделано. И действительно, в «Холодном детективе» невооруженным глазом видно, что гонконгцы занимаются этим делом давно, поднаторели и выдают высший пилотаж!
Главный герой — бывший сыщик в исполнении замечательного актера Лау Чинваня (вижу его впервые, но уже заинтригована и хочу больше). Он живет под мостом, общается с привидениями и проповедует конспирологическую теорию о том, что полиция много лет фальсифицирует дела, обвиняя в преступлениях совсем не тех, кто их совершил (из анонса). Когда в городе появляется банда убийц, называющих себя «Крутыми детективами», и начинают погибать один за другим фигуранты старых дел, история примет новый оборот.
Соответственно в кадре имеем психа-полицейского, представляющегося всем «шефом отдела подстав и висяков» и носящегося по городу на велике с криками «Я – не псих, я – гениальный детектив!», молодую оперативницу, выезжающую на задержания с погонями, перестрелками и прочими радостями на 32-й неделе беременности, подростков-мстителей, маньяка-оборотня и вышеупомянутых чудовищ и призраков, с которыми герой ведет непрестанный диалог в полный голос, озвучивая их же ответы на разные голоса (очень смешно и отличная актерская работа!). Все они закручены в водоворот, втягивающий с бешеной скоростью (никогда не смазывающей ни картинки, ни четкости высказывания) трешевые ситуации, семейные разборки, погони и откровенное, но не натуралистичное (комиксовое такое) мочилово, озаряемое эффектными фейерверками взрывов и вспышками пожаров. В итоге зритель получает свой микс эмоций и впечатлений. Здесь будут и юмор, и адреналин, и найдется место для эмпатии. В этот вечер зал аплодировал и кричал браво! и я в том числе.
Оставшиеся 2 фильма не привелось посмотреть. Могу только адресовать к анонсам и трейлерам на chinafilmfest.ru и процитировать критика, назвавшего «СЛЕПОЙ МЕЧ-2» (Китай, 2024, реж. Ян Бинцзя), вполне себе независимый от одноименного номера 1, «самым трогательным фильмом фестиваля»
«История про дружбу слепого меченосца и маленькой девочки, которую он спас от бандитов. В фильме немало боевых сцен, но при этом в нем очень лиричная атмосфера и фантастическая работа юной актрисы Ян Энью… Только китайцы умеют так сочетать лирику и экшен» (Дмитрий Комм)
...и «ПОВЕСТЬ БЕЗ СЛОВ» (Китай, 2023, реж. Хао Фэйхуань) – «самым умным фильмом фестиваля».
«Сюрреалистический детектив, герой которого, расследуя странные убийства белых собак, обнаруживает мрачные тайны прошлого и своей собственной семьи» (Дмитрий Комм)
Надеюсь увидеть их в цифре. Чего и всем желаю. Как и посмотреть первые три фильма. Конечно, ничто не заменит зрелищности большого экрана, а гонконгцев так прямо must смотреть именно на нем (безумие требует масштаба! и подзарядки от соседей по залу), но попробовать стоит в любом случае!
#СовременноеКиноКитая #100ярдов #ИсчезающаяТень #ПовестьБезСлов #ХолодныйДетектив #СлепойМеч2 #КитайскийКинематограф
Также на канале:
«Черный пес» – о людях, собаках и не только
Фильм «Только течёт река» в российском прокате
«30000 ли до Чанъаня» или любите ли вы Ли Бо?