Успела поймать за хвост Черного пса. И нет, это не хаски из «Эрхи», про которую все время трындю. Фильм «ЧЕРНЫЙ ПЕС» (Китай, 2024) на последних кинопоказах в Москве сейчас. Надеюсь, идет и в других городах. Совершенно замечательный, и посмотреть определенно стоит. Удивляет, затягивает и вдохновляет! Настоящее большое кино. Приз «Особый взгляд» Каннского фестиваля этого года.
Не то чтобы Канны – истина в последней инстанции, и выбор жюри не всегда мэтчится с моими предпочтениями, но в данном случае мы совпали – заслуженная награда!
В кадре – как бы безнадега: пустынная пустыня Гоби, мертвый город (знаменитые китайские города-призраки, выпавшие из экономического чуда), унылая жизнь, беспризорные псы и такие же люди. Но выходишь ты после фильма с ощущением энтузиазма, азарта даже и «легкости бытия» от сознания безграничных возможностей...чего? Да всего. Как так?
У китайцев свой взгляд на время и пространство. И то, как человек их преодолевает. Может преодолеть. Ничто никогда не линейно – и следствие не равно причине в том смысле, что первых может быть множество, как и у вторых – оснований. И история идет не по кругу, а циклами по спирали – вроде делаешь все то же, а оказываешься каждый раз в другой точке координат.
Герой (в исполнении харизматичного поджарого Эдди Пэна) – рок-звезда и мотогонщик, отсидевший за решеткой за непредумышленное убийство и вернувшийся условно-досрочно в родные пенаты в провинции на границе этой самой Гоби (с ее инопланетными ландшафтами). Городок за время отсидки героя успел превратиться в захолустье, состариться, а местами и окончательно почить (то есть начал он это делать давно, но процесс ускоряется – уже пустуют целые кварталы, разрушается давно закрытый парк развлечений, на последнем издыхании зоопарк...).
Известно, что подцензурные китайцы не очень жалуют демонстрацию экономических проблем на экране. И здесь в кадре маячит будущая «реновация» как новая жизнь. Она отчасти поддерживает тему «нового пути» и в то же время контрастирует с ней. Потому что, чтобы начать новое, нужно не только закончить со старым, но и принять его в себя. Есть и еще нюанс: «проблемно-плохое» может быть до 2012 года (Си), а вот потом – нежелательно. События в фильме происходят накануне Пекинской Олимпиады-2008.
Герой вынужден наняться на работу и волей обстоятельств (и доброжелательного отношения местных, которые помнят о нем только хорошее, сознавая, что в тюрягу он попал случайно) оказывается в команде по отлову бездомных собак. И отловит замечательного грейхаунда (или пес «отловит» его), с которым пересечётся судьбой, найдет развязку с прошлым, себя в настоящем и силы на будущее.
В фильме есть внятная, «бытовая», хорошо рассказанная история (с юмором и щемящими моментами) и в то же время мощный метафизический план, которым проникаешься незаметно, но верно. То есть следишь как будто за бытовухой (но такой, с драйвом и даже триллером в разборках с местной «бандой»), но при этом не можешь не чувствовать, как за этой будничной картинкой пульсирует «ткань бытия», скрывающая иное измерение, где все обретает истинную ценность. И в котором таится возможность множественных вариантов будущего. Только не стой на месте, только иди – делай что должно, а там что будет.
Это ощущение открытости и незаданности создает легкость и вдохновляет. Как и то, как герой, «обламываясь» здесь и сейчас, не выводит этот факт в глобал, а просто «попробует в следующий раз еще» (сцены, где персонаж Эдди Пэна пытается проехать на мотоцикле по узкому и шаткому переезду в горах). И то, как Лэнг (так зовут героя) меняет реальность. Кажется, в том положении, в котором он оказался (разрушающийся на глазах уклад жизни, умирающий отец, вендетта местных бандитов), у Лэнга нет места для маневра – обстоятельства давят и диктуют неизбежные шаги. Но каждый раз, делая выбор вопреки «законам матрицы», Лэнг задает новую систему координат, в которой ситуация выходит в иную плоскость и возникает новый горизонт событий.
Вот как будто его врага (главаря банды) настигает возмездие свыше – собственный бизнес местного мафиози (змеиная ферма) обернется против него, – и тем самым на одну проблему, с которыми сталкивается герой, может стать меньше. Если бы не его безусловные решение и действие вопреки своей «удаче», сразу же расставляющие иные акценты и снимающие саму причину противостояния. И это осознание реальности свободы действий, присущей каждому (кто к ней готов), добавляет светлую ноту в восприятие фильма.
В фильме десятки собак. Всех пород и мастей. Они носятся стаями по пустыне, бегают хаотично по городу, населяют дворы оставленных жителями многоэтажек. Как четвероногих актеров «уговорили» сниматься, как не растеряли на этих просторах и выстроили, когда нужно, в рядочки – моему уму непостижимо. Но хочется верить, что, и вправду, «ни одно животное на съемках не пострадало». Главная же звезда, пес по имени Синь – тоже кстати получивший приз в Каннах 🐶, – это вообще чудо природы! Собственно, посмотреть стоит уже из-за него одного. Кроме собак будут тигр, обезьяна, павлины и многозначительно отсутствующий волк.
А еще цирк-шапито, которому, по традиции, принято приписывать свою философию жизни. И вроде здесь она тоже есть – такое жизненное «перекати-поле». Но при этом «встреча» его с героем только подтвердит тот факт, что сущность человеческая везде и всегда одинакова.
И... «собственное» полное солнечное затмение☀️ (с эпицентром лучшей видимости именно на сопках Гоби в окрестностях городка), которое, встав в контрлинию с эхом фейерверков Олимпиады в Пекине, сдвинет на время ось будничного круга вещей – проявит лица и оживит чувства людей и символично выпустит зверей, словно мифических животных, на улицы города.
Хорошее кино. Легко смотреть, хорошо думать, бодро жить дальше.
#ЧерныйПес2024 #ГуаньХу #ЭддиПэн #НовоеКиноКитая
Также на канале:
«30000 ли до Чанъаня», или любите ли вы Ли Бо?
Гонконгское безумие, поэтичный нуар и стильный истерн на фестивале «Современное кино Китая»