Найти тему

Вдохновение и одиночество: ЭДГАР ДЕГА. Часть третья: Стиль и техника. Страстный рисовальщик

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня у нас третья часть обзора творчества Эдгара Дега, две предыдущие можно прочитать здесь:

Современник и друг импрессионистов, Дега сильно отличался от них по стилю живописи и выбору тем для полотен. Работа для Дега была смыслом его жизни, и когда его зрение стало подводить, он удалился от мира, сохранив свою репутацию. Дега участвовал в семи из восьми выставок, организованных импрессионистами, и сыграл ведущую роль в общем движении импрессионистов. Однако работы Дега можно назвать импрессионистскими только в одном смысле. Его мало интересовали пейзажи, составлявшие основу творчества импрессионистов, и, в отличие от своих коллег, он не пытался запечатлеть на холсте неуловимую игру света и тени.

Preparation for Class, 1882-1885
Preparation for Class, 1882-1885

Как художник, Дега вырос в традициях классической живописи, которые мало что значили для других импрессионистов, таких как Моне. Пожалуй, единственное, что объединяло Дега и других импрессионистов, - это живой интерес к современной жизни и желание запечатлеть ее на холсте новыми и уникальными способами. Надо сказать, что Дега, как никто другой, в полной мере передал разнообразие городской жизни XIX века.

Александр и Буцефал, 1860-1861
Александр и Буцефал, 1860-1861
At the Races in the Countryside, 1869
At the Races in the Countryside, 1869

По иронии судьбы, в 1890-х годах, после распада импрессионистской группы, работы Дега стали наиболее близки к импрессионистскому стилю. Однако именно в этот период он начал использовать размытые формы и яркие цвета, что было скорее следствием его постепенно ухудшающегося зрения, чем стремлением художника к цветам и формам, характерным для импрессионизма. Спонтанность не в природе живописца, как он сам говорил: «Я сам не знаю ни вдохновения, ни спонтанности, ни темперамента».

Portrait of Mlle. Hortense Valpinçon, 1871
Portrait of Mlle. Hortense Valpinçon, 1871

В более поздние годы, когда ухудшающееся зрение уже не позволяло ему искать новые сюжеты, он снова и снова обращался к своим любимым образам, иногда копируя контуры фигур со старых холстов на картонную бумагу.

Площадь Согласия, 1875
Площадь Согласия, 1875

Подход Дега скорее тщательно просчитан, чем свободен или вдохновенен, что отражает лишь один из аспектов его многогранного творчества. В начале своей карьеры Дега доказал, что может великолепно писать на холсте, используя традиционные масляные техники, но в зрелые годы он много экспериментировал с различными техниками и сочетаниями материалов.

Танцовщица у фотографа (Танцовщица перед окном), 1875
Танцовщица у фотографа (Танцовщица перед окном), 1875

Он часто писал на картоне, а не на холсте, и использовал разные техники, например масло и пастель, в одной и той же картине. Возможно, отчасти это было связано с ухудшением зрения, из-за которого ему было трудно писать маслом, но несомненно, что страсть к экспериментам была в крови художника: уже в 1879 году один из наблюдателей, посетивший выставку импрессионистов, написал, что Дега «неустанно исследует новые техники». И это было небезосновательно.

Танцовщица, 1877-1878
Танцовщица, 1877-1878

Его подход к гравюре и скульптуре был одинаково оригинален. На художественный стиль Дега оказали влияние несколько художников. Например, он был большим поклонником Энгра и считал, что пишет в традициях, которые почитал Энгр. Это влияние отчетливо прослеживается в ранних работах Дега. Эти работы отличаются четким стилем, классическим духом и определенными формами.

Жокеи, 1881-1885
Жокеи, 1881-1885

Как и многие его современники, Дега находился под влиянием японской графики. Интерес Дега к фотографии сделал его композиции на холсте более оригинальными и свежими. Некоторые из его работ производят впечатление моментальных снимков, но на самом деле это ощущение - результат долгой и кропотливой работы художника.

Chez la modiste, 1882
Chez la modiste, 1882

В конце концов, Дега выработал свой собственный уникальный взгляд на окружающий мир. Хотя иногда его описывают как холодного и бесчувственного наблюдателя, особенно когда он пишет женские портреты, Берта Моризо, одна из самых известных художниц своего времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человечностью молодых продавщиц в магазине». Немногие другие художники были так одержимы изучением человеческого тела, как Дега. Говорят, что к концу работы модели Дега не только изнемогали от многочасового позирования, но и были все разрисованными полосами краски, которые слабовидящий художник наносил на них в качестве маркеров, чтобы точнее определить пропорции человеческого тела.

После купания, 1883-1885
После купания, 1883-1885

Ренуар однажды написал, что если бы Дега умер в возрасте 50 лет, его бы помнили как выдающегося художника. Но после 50 его творчество настолько расширилось, что он фактически стал Дега. Возможно, Ренуар был неправ. Картины Дега в 30 лет уже вошли в сокровищницу мирового искусства. С другой стороны, Ренуар справедливо отмечает, что зрелые работы Дега были более индивидуальны, и его стиль действительно «расширился». Дега по-прежнему был убежден, что рисунок - основа живописи, но его меньше заботили изящество и четкость контуров, а больше - разнообразие форм и богатство красок.

Танцовщицы, 1890
Танцовщицы, 1890

Расширение его живописного стиля совпало с интересом Дега к пастели, которая постепенно стала его основным средством. В своих картинах, написанных маслом, Дега не пытался изображать рваные текстуры, которые предпочитали другие импрессионисты, отдавая предпочтение мягкому, ровному стилю.

Chevaux et jockeys, 1890-1895
Chevaux et jockeys, 1890-1895

Однако в пастели подход художника стал более смелым, и он смог использовать цвет так же свободно, как при работе мелом или углем. Пастель находится на стыке рисунка и масляной живописи, и сам Дега говорил, что благодаря ей он стал «колористом с линиями». Пастель может давать как очень насыщенные, так и очень слабые тона, но у нее есть один существенный недостаток. Слой пастели на поверхности очень недолговечен и может потрескаться от малейшего прикосновения. Чтобы избежать этого, поверхность обрабатывают специальными составами, защищающими картину, но цвета при этом получаются гораздо светлее. Некоторые из знаменитых импрессионистов оценили свежесть пастели и с удовольствием использовали ее.

Три танцовщицы, 1895
Три танцовщицы, 1895

Мастерство и оригинальность Дега в пастельной живописи не имели себе равных среди его современников. Стиль живописи Дега отличается своей свободой. В своих пастельных работах он использовал смелые, грубые мазки, иногда оставляя пастель просто в тон бумаге, иногда добавляя мазки маслом или акварелью. Одним из открытий Дега была обработка картин паром, который размягчал пастель так, что ее можно было наносить кистью или пальцем.

La conversation, 1895
La conversation, 1895

Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал картины, по размерам превосходящие пастельные работы других художников. Иногда он сшивал несколько листов бумаги, чтобы создать желаемую большую картину. В последней пастели, где его зрение было сильно ослаблено, величественные формы почти полностью растворяются в пылающих красках.
Американский историк искусства Джордж Гамильтон сказал об этих работах Дега: «Цвет в его картинах - последний и величайший дар художника современному искусству. Палитра Дега очень близка к палитре фовизма, даже в то время, когда фовизм прекратил свое существование».

Danseuses en répétition, 1905
Danseuses en répétition, 1905
После купания, 1899
После купания, 1899

Скульптура

Дега начал делать небольшие восковые фигурки в конце 1860-х годов и по мере ухудшения зрения все больше концентрировался на этом жанре. Темы скульптур Дега были те же, что и у его картин: танцовщицы, купальщицы и скачущие жокеи. Эти работы, которые Дега делал для себя, были для художника словно этюды. За всю жизнь художник выставил только одну из них - «Четырнадцатилетнюю танцовщицу».

Маленькая танцовщица четырнадцати лет, 1879
Маленькая танцовщица четырнадцати лет, 1879

Эти скульптуры, выполненные из воска, были очень хрупкими и ломкими, но после смерти Дега в его мастерской было обнаружено около 70 уцелевших работ, и наследники художника заменили их бронзовыми - сам Дега никогда не работал в бронзе. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году. В 1954 году восковые образцы были повторно обнаружены в подвале, и выяснилось, что для отливки использовались специально изготовленные копии. В следующем году все восковые скульптуры Дега были куплены американским коллекционером Полом Меллоном, который, подарив небольшое количество Лувру, до сих пор владеет большинством из них. С каждой восковой фигуры было сделано около 20-25 слепков, в результате чего общее число копий составило около 1500.

Танцовщица
Танцовщица
Лошадь и наездник, 1881
Лошадь и наездник, 1881

Балетные сценки

Исключительную популярность балетных картин Дега легко объяснить. Ведь художник представляет нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность. Поскольку жизнь балета так ярко изображена Дега, легко представить, насколько свежими и оригинальными были бы эти картины для современников Дега. До Дега балетные художники либо строили геометрически правильные композиции, либо изображали звезд балета изящно склонившимися. Такие портреты напоминали фотографии голливудских кинозвезд для обложек глянцевых журналов. Дега первым запечатлел на холсте труд артистов на репетициях и на сцене.

Танцевальный класс, 1875-1876
Танцевальный класс, 1875-1876
Арабеск
Арабеск
Звезда, 1878
Звезда, 1878

Рисунки

Рисование было краеугольным камнем всего творчества Дега. Художник следовал примеру Энгра, одного из лучших рисовальщиков, и работал над рисунком. В своих ранних набросках Дега часто использовал карандаш, добиваясь удивительной точности и натурализма. Однако в 1870-х годах стиль художника стал более свободным и плавным, и с этого времени Дега редко использовал карандаш, перейдя на белый мел и черный уголь.

Набросок с двумя всадниками
Набросок с двумя всадниками

Потрясающий эффект, которого он добился с помощью этой техники, прекрасно иллюстрирует недатированный «Набросок с двумя всадниками» (вверху). Дега также использовал другие техники и очень часто комбинировал различные материалы в одной работе. Большинство рисунков Дега - это эскизы или предварительные рисунки фигур, например, «Балерина, завязывающая шнурки» (1880-1885). Этот рисунок был выполнен углем, а не карандашом. Художники обычно делали несколько предварительных набросков, а иногда использовали один и тот же этюд на нескольких разных холстах.

Балерина, завязывающая шнурки, 1880-1885
Балерина, завязывающая шнурки, 1880-1885

Купальщицы

Изображения женщин, моющихся и вытирающихся после ванны, на картинах Дега по праву можно считать одним из самых выразительных и оригинальных изображений наготы во всем искусстве XIX века. Ключом к пониманию этой новизны является то, что сам художник писал, что «обычно обнаженные натуры пишутся в позе, заранее рассчитанной на зрителя. Но я изображаю скромных, простых женщин, людей, которые обычно заботятся о своем теле. Это как смотреть через замочную скважину». Примерами таких работ являются «Женщина в ванне», 1885 и «Ванна», 1886.

Женщина в ванне, 1885
Женщина в ванне, 1885
Ванна, 1886
Ванна, 1886

Гравюры

Дега использовал различные техники гравюры, включая офорт, сухую иглу, акватинту и литографию. Дега также занимался монотипией - техникой, сочетающей рисунок, живопись и гравюру. Дега использовал сочетание монотипии и пастели при написании картины «Концерт в кафе «Амбассадор» в 1876-1877 годах. В технике монотипии рисунок выполняется на подходящей поверхности, а затем переносится на бумагу. Хотя теоретически можно сделать только один отпечаток (поэтому техника и называется монотипией), на практике с одного рисунка можно сделать два или более отпечатков. Дега предпочитал эту технику из-за широких возможностей для экспериментов. Некоторые монотипии оставались самостоятельными работами, но художник часто делал с них дополнительные рисунки пастелью.

Концерт в кафе «Амбассадор», 1876-1877
Концерт в кафе «Амбассадор», 1876-1877

Портреты

Именно в начале своей карьеры Дега написал большинство портретов. Сначала это были семейные портреты и автопортреты, но позже он стал писать в основном портреты друзей и знакомых из мира искусства, таких как Джеймс Тиссо.

Портрет Джеймса Тиссо, 1867
Портрет Джеймса Тиссо, 1867

Дега никогда не интересовали заказные портреты, написанные за деньги. Многие из женщин, позировавших Дега, были светскими львицами, но, в отличие от профессиональных портретистов, он никогда не пытался изобразить их в великолепных нарядах, сосредотачиваясь на характере модели. В результате многие из женщин, позировавших Дега, чувствовали себя униженными; начиная с 1870-х годов Дега написал лишь несколько портретов, почти полностью перейдя на пастель. Однако в 1886 году он написал маслом большой портрет мадемуазель Элен Руар, дочери своего друга Анри Руара, художника, коллекционера и бизнесмена.

Портрет Элен Руар, 1886
Портрет Элен Руар, 1886

Исторические темы

В 1859 году Дега вернулся в Париж из Италии и с этого момента вплоть до 1865 года уделял много времени и внимания картинам на исторические сюжеты. Эти картины были написаны художником в высокой академической манере и создавались для того, чтобы выставить их в Салоне. Несмотря на затраченные усилия, историческая тема так и не стала близкой Дега. Выставив в 1865 году несколько таких картин, художник навсегда отошел от этой темы и переключился на изображение современной ему жизни. Впрочем, на картине «Спартанские девушки вызывают на состязание юношей», 1860 заметно, что, даже изображая события древней истории, художник создает образы своих современников. Прекрасно выписанные, несколько мрачные, соревнующиеся друг с другом юноши и девушки кажутся сошедшими с парижских улиц, на которых их встретил Дега, и мало напоминают идеализированные образы других художников, изображающих античный мир.

Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860
Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: