Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни, известный миру просто как Аль-Бируни, жил в XI веке и был выдающимся ученым своего времени. Он вошел в когорту исламских интеллектуалов средневековья, обеспечивших тогда славу мусульманского мира как открытого новым знаниям, поддерживающего пытливых людей с широким кругозором, как мира тонкого, рационального и мистического одновременно, очень красивого. И куда все делось...
Аль-Бируни был воистину ученым-энциклопедистом, что нередко встречалось в древности и средневековье, когда один человек в своей голове хранил буквально библиотеку и целый университет. Расскажу здесь о вехах его биографии.
Он сам сделал в 1036 году список своих трудов, там более ста пунктов. Это труды по астрономии, математике, механике, истории, географии, филологии, геологии, геодезии, минералогии, фармакологии и т.д. Писал Аль-Бируни на персидском и арабском языках, которые выучил уже в сознательном возрасте, а родным языком для него был хорезмийский (диалект персидского). Кроме того, он выучил еврейский, сирийский и греческий языки, а также санскрит — то есть, почти все те языки, на которых были написаны наиболее выдающиеся книги древности. Читая их в подлиннике, осмысляя их, Аль-Бируни и обрел свою ученость.
Ни в коем случае он не был самоучкой. Будучи выходцем из простой семьи ремесленника, юноша, тем не менее, рвался к знаниям, и поступил в школу выдающегося математика и астронома Ибн Ирака. Аль-Бируни получил прекрасное образование. Власти поощряли талантливых юношей, и вот результат.
Всякие политические перипетии и войны заставляли ученого то и дело менять место жительства. Он работал в разных научных центрах, возглавляемых известными учеными при дворе у власть предержащих. В конце концов, он вернулся в родной Хорезм и стал одним из наиболее известных ученых Академии Мамуна при дворе хорезмшахов Али и потом Мамуна II. Но и тут не получилось спокойно укорениться. Хорезм захватил султан Махмуд Газневи, ученые были взяты в плен, их перевезли в Газну, где они начали работать при дворе султана.
Этот плен был, как говорится, почетный. Султан Махмуд и его преемники уважали ученых и старались создать им хорошие условия для работы. И заметьте — от них не требовалось что-то делать для военных нужд, например, не было каких-то условий, ученые занимались чистой наукой, как хотели. Власти считали своим долгом покровительствовать науке.
Аль-Бируни оставил после себя много написанных им книг на разные темы. Самый известный его труд по астрономии — «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам». Принципом Аль-Бируни была тщательная проверка знания опытом, он был сторонником экспериментальной науки.