Найти в Дзене

Русская цивилизация #6. Закон

В западном мире русское понимание совести и души немыслимо. Понятие «душа всему мера» было чуждо европейцу. Представление о совести и доброте для него — абстракции. «Средний европеец, стыдится искренности, совести и доброты как ,,глупости”; русский человек, наоборот, ждёт от человека прежде всего доброты, совести и искренности», — пишет философ И.Ильин, много лет проживший на Западе. «Я, алтаец, хочу подчеркнуть, что русская цивилизация — совершенно особая в мировой истории. Она никогда не истребляла ни один входящий в неё народ,
не подавляла ничью веру, язык, обычаи. Наоборот, способствовала движению навстречу друг другу, взаимодействию и взаимовлиянию культур, всем и всячески помогала. Такого больше не было в истории землян!
Немецкая цивилизация — ассимилирующая, американская — поглощающая, китайская — растворяющая. И только русская — сохраняющая, оберегающая. Только русская!», — Б.Бедюров Злопамятство, мстительность претит коренному русскому человеку. «Тому тяжело, кто помнит зло»

В западном мире русское понимание совести и души немыслимо. Понятие «душа всему мера» было чуждо европейцу. Представление о совести и доброте для него — абстракции. «Средний европеец, стыдится искренности, совести и доброты как ,,глупости”; русский человек, наоборот, ждёт от человека прежде всего доброты, совести и искренности», — пишет философ И.Ильин, много лет проживший на Западе.

«Я, алтаец, хочу подчеркнуть, что русская цивилизация — совершенно особая в мировой истории. Она никогда не истребляла ни один входящий в неё народ,
не подавляла ничью веру, язык, обычаи. Наоборот, способствовала движению навстречу друг другу, взаимодействию и взаимовлиянию культур, всем и всячески помогала. Такого больше не было в истории землян!
Немецкая цивилизация — ассимилирующая, американская — поглощающая, китайская — растворяющая. И только русская — сохраняющая, оберегающая. Только русская!»,
Б.Бедюров

Злопамятство, мстительность претит коренному русскому человеку. «Тому тяжело, кто помнит зло». «Гневайся, да не согрешай». «Не поминай лихом».
Основой нравственных идеалов наших предков были представления о доброте, правде и справедливости.

Другой национальной категорией души русского является правда. Это не формальное понятие в западном смысле, которое всегда может быть вывернуто наоборот, а абсолютное понятие, как бы мера добра и совести, абсолютная истина души. «Бог на правду призрит». «Всякая неправда — грех». «Бог правду видит».

Жизнь прожить следует только по правде, достойно. Народная мудрость проводит эту мысль постоянно. «Основная болезнь народная, — писал в своё время Ф.М.Достоевский, — жажда правды, но неутолённая».

Ожидание, худ. К.Васильев
Ожидание, худ. К.Васильев

С конца XVII века на глазах у простого русского человека рушили его основы, глумились над его святынями. Он видел непонимание и враждебность к нему со стороны «господ» и так называемой интеллигенции. Русский человек понимал, что по отношению к нему творится неправда, но в душе остро верил в торжество справедливости. Правда для русского человека означает нравственный закон в противовес закону формальному.
Русский склад мышления ставит человечность, душу выше закона и закону отводит только то место, какое ему и надлежит занимать: место правил уличного движения. Когда закон вступает в противоречие с человечностью — русское сознание отказывает ему в повиновении. Формальному закону противостоит жизнь по душе, по правде.
«Хотя бы все законы пропали, только
бы люди правдой жили»
, — говорит народная пословица. «Все бы законы потонули да и судей бы перетопили».

Правда — это нравственные принципы, по которым живёт народ, закон — это нечто навязанное ему со стороны и не всегда справедливое для него. Закон, сочинённый правящим классом для простых людей, — средство их утеснения. Он провоцирует грех, обиду и преступления.

Народные пословицы так и говорят: «Не будь закона, не стало б и греха». «Где закон, там и обида». «Где закон, там и преступление».

Многие русские отношения регулировались не правом, а совестью и обычаем. Русское правосознание было ориентировано на жизнь по совести, а не по формальным правилам. Никогда русский человек не верил и не будет верить в возможности устроения жизни на юридических началах. Этим он отличался от западного человека. «Европейское правосознание формально, черство и уравнительно; русское — бесформенно, добродушно и справедливо», — писал философ И.Ильин. Для западного обывателя любой преступник злодей, а для русского человека — жертва обстоятельств, несчастненький.

Наказанному по суду преступнику сочувствуют, ему нужно помогать милостью. «Несчастному милость творить — с Господом Богом говорить». «Милость —
подпора правосудию». «Милость и на суде хвалится».

Правосознание совести вовсе не означало анархии в народной жизни. В России сложились достаточно жёсткие и строгие нормы поведения в среде прежде всего крестьян, которые регулировались силой общественного мнения. Пренебрежение законом в XVIII––XIX веках, неверие в него среди простых людей объяснялись тем, что они чувствовали в нём навязанную извне силу,
противоречащую традиции и обычаю.

Продолжение следует

Русская цивилизация #4. Вера

Русская цивилизация #5. Национальный характер

Русская цивилизация #7. Правда

Русская цивилизация #8. Любовь