Найти в Дзене

Русская цивилизация #7. Правда

«Англичанин хочет видеть мир — как фабрику, француз — как салон, немец — как казарму, русский, — как церковь.
Англичанин хочет зарабатывать на людях, француз хочет им импонировать,
немец — ими командовать, — и только один русский не хочет ничего.
Он не хочет делать ближнего своего — средством. Это есть ядро русской мысли о братстве и это есть Евангелие будущего», -- Вальтер Шубарт Суть народного понимания нестяжательства: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи» или «Живота (богатства) не копи, а душу не мори». Человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым. «Лишние деньги — лишние заботы». Отвергая стяжательство и накопительство, осторожно и с достоинством принимая богатство и деньги, трудовой человек выдвигает свой идеал — идеал скромного достатка, при котором и самому можно жить сносно, и помогать своим близким. «Тот и богат, кто нужды не знат». В сознании русского человека понятие достатка связано только с трудом, р

«Англичанин хочет видеть мир — как фабрику, француз — как салон, немец — как казарму, русский, — как церковь.
Англичанин хочет зарабатывать на людях, француз хочет им импонировать,
немец — ими командовать, — и только один русский не хочет ничего.
Он не хочет делать ближнего своего — средством. Это есть ядро русской мысли о братстве и это есть Евангелие будущего»,
-- Вальтер Шубарт

Суть народного понимания нестяжательства: «Лишнее не бери, карман не дери, души не губи» или «Живота (богатства) не копи, а душу не мори». Человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым. «Лишние деньги — лишние заботы».

Отвергая стяжательство и накопительство, осторожно и с достоинством принимая богатство и деньги, трудовой человек выдвигает свой идеал — идеал скромного достатка, при котором и самому можно жить сносно, и помогать своим близким. «Тот и богат, кто нужды не знат».

В сознании русского человека понятие достатка связано только с трудом, работой, личными заслугами. «Как поработаешь, так и поешь». «Каков Пахом, такова и шапка на нём». «По Сеньке и шапка». Отсюда понятно, что дало право Ф.М.Достоевскому писать, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском
золотого тельца, властью денежного мешка.

Нет, деньги для трудового человека не являются фетишем. «Лучше дать, нежели взять». «Дай Бог подать, не дай Бог просить». Особо вопрос ставится об отношении к чужому имуществу, результатам чужого труда. Посягнуть на них — страшный грех. «Лучше по миру сбирать, чем чужое брать».

Для западноевропейского бюргера, наверное, чудовищной бессмыслицей показались бы русские народные пословицы, призывающие жалеть чужое добро: «Не береги своё, береги чужое». «Береги чужое, а своё — как знаешь».

Русский писатель–публицист А.И.Герцен в книге «Былое и думы» рассказывает о крестьянине, который категорически отказался взять с него лишнее. В избе, где
Герцен остановился ночевать по пути в ссылку, крестьянин накормил его ужином. Когда утром надо было рассчитываться за трапезу, хозяин запросил со ссыльного пять копеек, а у того самой мелкой монетой оказался двугривенный. Крестьянин отказался принять эту монету, потому что считал великим грехом взять за ужин больше, чем он того стоит.

Писатель В.И.Белов справедливо отмечает: «В старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и душевной гармонией, которым, по их мнению, не способствовало стремление к богатству. Гордились не богатством, а умом и смекалкой. Тех, кто гордился богатством, особенно не нажитым, а доставшимся по наследству, крестьянская среда недолюбливала».

Икона «Спас Златые Власы»
Икона «Спас Златые Власы»

Человек, который думает только о своих материальных интересах, неприятен душе крестьянина. Его симпатии на стороне живущих по совести, справедливости, простоте душевной. Классическая русская сказка о трёх
братьях — двух умных и третьем дураке кончается моральной победой бессребреника, простодушного младшего брата («дурака») над материализмом и практической мудростью старших братьев.
«…Пожалуй, особое неприятие у многих русских просвещённых людей, — отмечает М.Ф. Антонов, — вызывала английская политическая экономия, поскольку на Руси с глубокой древности
не прививалось понимание богатства, оторванного от нравственности…»

К богатству и богачам, русский человек относился недоброжелательно и с большим подозрением. Как трудовой человек он понимал, что
«от трудов праведных не наживёшь палат каменных». Хотя было бы неправильным считать, что им руководило чувство зависти. Нет. Просто стяжание богатства выше своей потребности, накопительство всяких благ выше меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей. «Не хвались серебром, хвались добром».

Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом (и, конечно, не без основания). «Богатство перед Богом — большой грех». «Богатому черти
деньги куют».
Отсюда выводы: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом». «Неправедная корысть впрок нейдёт».

Вместе с тем крестьяне даже чем–то сочувствуют богатому, видя в его положении нравственное неудобство. «Богатый и не тужит, да скучает». «Богатому не спится, богатый вора боится».

Бережливость всячески поощряется, но жадное стяжание рассматривается как грех, ибо, «скупому душа дешевле гроша».

Продолжение следует

Русская цивилизация #5. Национальный характер

Русская цивилизация #6. Закон

Русская цивилизация #10. Русский путь