Русское государство спасло многие народы от уничтожения, предоставив им равные с русскими людьми права. При этом начисто отрицалась типично имперская политика «разделяй и властвуй». Присоединение к Руси новых земель происходило, как правило, мирно.
Главным аргументом здесь было не оружие, а осознание народами преимуществ существования в составе Руси как мощного фактора государственного порядка, помощи и защиты. Карелия и Прибалтика стали частью Русской земли ещё в IX––Х веках, а с XV века идёт массовое заселение этих земель русскими крестьянами. Земли Коми вошли в Русское государство в XI––XV веках. Гибель Казанского ханства предопределила переход под руку России земель башкир, марийцев, татар, удмуртов, чувашей. Присоединение Сибири началось после победных походов Ермака и завершилось к концу XVII века.
— Есть люди, которым труднее других. И на них обязанность быть лучше.
Другим сходит с рук, а им нет…
— А почему я должен быть лучше других?
— Не знаю. Это вроде бы каждый обязан. Но если человек решился жить по мечте, то он обязан вдвойне. Потому что большинство по мечте жить трусит… Или благоразумие мешает. А те, кто живёт по мечте, — они вроде примера. Или укора.
Олег Куваев «Тройной полярный сюжет»
Отказ правящих верхов от превращения великорусской нации в господствующую способствовал добрососедским отношениям между русским и нерусскими народами. Например, русские не чувствовали превосходства над мусульманами, благодаря чему последние входили в политическую и интеллектуальную элиту Российской империи, хотя со временем сильно обрусели. Напомним фамилии некоторых представителей русской элиты тюркского происхождения — Аксаковы, Апраксины, Аракчеевы, Бахтины, Бердяевы, Булгаковы, Бухарины, Голенищевы–Кутузовы, Горчаковы, Дашковы, Ермоловы, Карамзины, Киреевские, Куракины, Мещерские, Мусины–Пушкины, Нарышкины, Пироговы, Самарины, Суворовы, Таганцевы, Татищевы, Тимирязевы, Тургеневы, Тухачевские, Тютчевы, Ушаковы, Чаадаевы, Черкасские, Шаховские, Шереметевы, Юсуповы… — и вам всё станет ясно.
Ни британская, ни французская, ни испанская элиты не имели в своём составе столько представителей покорённых народов.
В истории не было другого такого государства, как Россия, которое бы так часто подвергалось алчным посягательствам извне. Изнуряющая борьба со степью,
противоборство с Ордой и агрессивным ливонским Орденом, набеги Крымского и Казанского разбойничьих государств, агрессивные посягательства Османской империи, Польши, Швеции, вторжения Франции и Германии дисциплинировали Россию, превратив её в мощный оборонительный кулак.
Победы России во всех войнах с внешними врагами обеспечивались высоким уровнем национального сознания, национального единства, национальной дисциплины. Все основные российские войны носили оборонительный характер, тогда как западные страны вели преимущественно войны наступательные, целью которых был захват чужих территорий и грабёж населения. Стремление к захвату чужого противоречило национальным идеалам Руси.
Наши оппоненты могут возразить: а как же присоединение Польши? А кровавая сорокалетняя война на Кавказе? А жестокое покорение русскими Средней Азии? Это ли не агрессия и насильственный захват чужого?! Позор Российскому великодержавному шовинизму! Что ж, попробуем разобраться.
Прежде всего, относительно Польши. Это, конечно, вопрос весьма неудобный. Забудем о начале XVII века, о Смутном времени, когда польские шляхтичи попирали своими сапогами захваченную ими Москву, и польско–католическая агрессия поставила Россию на грань существования. Простим им это. Тем более, что польская элита наказала себя сама, когда в конце века XVIII своими бесконечными склоками и раздорами шляхта погубила Речь Посполиту. Это несчастное, ослабевшее государство было тогда буквально разодрано на части алчными соседями. В 1772 г. состоялся первый раздел Польши. Австрия ввела свои войска в Западную Украину (Галицию), Пруссия — в Поморье. Россия получила восточную часть Белоруссии до Минска и часть нынешних латвийских земель, входивших ранее в Ливонию. Затем последовало ещё два раздела, в результате которых Россия приобрела земли литовские, белорусские, Курляндию и Волынь. Безусловно, несколько разделов Польши не украшают участников этого дележа. Хотя, будем справедливы, многие ли государства, видя, как их соседи ослабевают, отказывались от возможности приобретения новых земель за чужой счёт? Даже демократическая Латвия присвоила в 1920 г.
Пыталовский район. Даже маленькая Эстония не постеснялась тогда же присоединить к себе хороший кусок исконно псковских земель. Все эти «законные приобретения» позволяют сегодня прибалтам предъявлять уже
нынешней России свои территориальные претензии.
Но вернёмся к Польше. По Тильзитскому миру 1807 года, из польских земель, отобранных Наполеоном I у Пруссии (1807), к которым были присоединены
земли, отнятые у Австрии (1809), было образовано Варшавское герцогство. В 1812 г. оно стало базой французской армии при вторжении в Россию. Венским конгрессом 1814–15 гг. его территория была снова разделена между Россией, Австрией и Пруссией. Вне всякого сомнения, жадность «плешивого щёголя» Александра I сослужила тогда скверную службу. Приобретя Варшаву и коронные польские земли, Россия получила постоянную головную боль и вечные хлопоты. Яростные польские восстания и их жестокие подавления — это тёмное пятно на российской репутации. Ну нет, чтоб уступить эти земли немцам! Пускай бы они улаживали все вопросы с вольнолюбивыми панами. Это была бы уже их серьёзная проблема. Но, к сожалению, этого не случилось, и сегодня поляки имеют основания упрекать русских, как своих угнетателей.
Кавказская война. Также болезненная тема. Вспомним, с чего она началась. Конец XVIII века. Угасавшая в мусульманском окружении Грузия стоит на краю гибели. Достаточно сказать, что грузинский царь вынужден был тогда ежегодно отправлять в турецкие гаремы дань… подростками обоего пола для сексуальных утех османских чиновников и пашей. Россия откликнулась на мольбы братского православного народа и приняла эту страну под своё покровительство. Но единственный путь в Тифлис лежал по Военно–Грузинской дороге, которая контролировалась разбойными горцами.
Торговые караваны беспощадно грабились, а люди обращались в рабство. С этого времени в пограничных расходах императорской казны постоянно присутствует расходная статья: ежегодно 2000 рублей серебром — на выкуп пленных.
Вот рапорт генерала Кнорринга царю: «Со времени служения моего инспектором Кавказской линии всего наиболее озабочен я был хищными граблениями, злодейскими разбоями и похищениями людей от народа, известного под названием чеченцы и живущего на противоположном берегу Терека. Сколько ни употреблял я мер к удержанию сего зверского народа в спокойном к нам положении, да и все предшественники мои имели особливое в том попечение, сколь ни старался я письменными моими внушениями дать им понять, что вовлекают себя в гнев Вашего Императорского Величества, однако всё сие оставляемо было ими почти без внимания».
Беспринципный разбой был для горцев делом чести и уважаемым бизнесом. Россия не хотела признавать эти национальные традиции вольнолюбивых абреков. Наконец, терпение лопнуло. В 1817 году началась Кавказская война, длившаяся сорок семь лет. Отметим, что гордые джигиты вели её вовсе не за свои «вольности», а именно за право порабощать людей и торговать ими. Тот, кто считает, что призвать разбойников к порядку и пресечь работорговлю есть акт преступной агрессии, пусть первый бросит в нас камень.
Аналогичная ситуация сложилась в Средней Азии. В ноте, посланной в 1864 году всем великим державам, российский министр иностранных дел князь Горчаков говорил об установлении прочной и безопасной государственной границы как о единственной цели военных действий в этом регионе. Было насущно необходимо подчинить России полудиких кочевников, с которыми
не могло быть никакого надёжного соглашения, и расширить пределы русских владений до ближайших культурных государств, с которыми можно было установить нормальные добрососедские отношения.
Хивинцы и киргизы устраивали постоянные набеги на русские поселения по реке Урал, разоряя их, грабили купеческие караваны и угоняли русских людей в неволю. В этом смысле не отставали от них кокандцы и бухарцы. Когда в очередной раз в Оренбург прибывал караван выкупленных невольников, казалось, что на дворе не прогрессивный XIX век, а времена самого дикого
варварства. Очевидец пишет: «Их били в Хиве кнутами, держали в клоповниках без пищи, оставляя на произвол ужасным насекомым. Глубокие шрамы на плечах и спине свидетельствовали об истязаниях несчастных. Некоторые были уже с выколотыми глазами и, возвратясь на родину, уже не могли видеть её, а только рыдали. Измученные, с безжалостно оскорблённой честью женщины были ужасны! Душа кипела отмщением…»
Напомним, кстати, что одним из результатов Хивинского похода русской армии и присоединения Хивинского ханства к России стало освобождение и возвращение на родину более сорока тысяч (!) содержавшихся в хивинском рабстве пленных. В их числе из неволи были вызволены тысячи персов, которые, уходя на волю, взывали к русским воинам: «Дозвольте, мы оближем пыль с ваших сапог!»
При этом, подчиняя своему влиянию среднеазиатские ханства, Россия оставляла им полную внутреннюю самостоятельность, требуя лишь признания своего протектората, уступки некоторых важных в стратегическом отношении пунктов и прекращения работорговли. Бухарский эмир и хивинский хан зачислялись на российскую военную службу в звании полковников с выплатой полковничьего жалованья при надлежащих персональных надбавках тому и другому. Россия тех времён была удивительным государством: она брала на себя лишь те
обязательства, которые могла выполнить, и выполняла те, которые брала!
Так что с пресловутой российской «агрессией» против «мирных» соседей не всё так однозначно. И, наверное, лучше всего об этом могли бы поведать русские рабы, десятилетиями заживо гнившие в глухих азиатских зинданах.
В сознании русского народа, прежде всего крестьянства, всегда жило обостренное чувство справедливости, причём не просто материального воздаяния, компенсации, а чувство высшей справедливости — жить по душе
достойно, вознаграждать по совести. Не следует гнаться за богатством, за наживой, преследовать материальный расчет, испытывать жадность к деньгам и вещам. Главное — прожить жизнь по–доброму, по правде, достойно.
Самое большое место в народном сознании занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. «Душа всему мера», — говорили наши предки. «Душа всего дороже». «Душа заветное дело».
Идеальные отношения между людьми, считал русский человек, должны строиться только по душе. Он и говорил: «Душа душу знает». «Мы с ним живём душа в душу». «Поговорим по душам».
Разумеется, не все идеалы претворялись в жизнь. Конечно, нет. Было в жизни немало плохого. Но вместе с тем нравственные ориентиры неуклонно указывали путь в нужном направлении, а люди, жившие несогласно с ними, в общественном мнении стояли очень низко. Плохие люди были заклеймены печатью недоверия.
Русское национальное сознание сформировалось в таких условиях, когда многим русским людям приходилось жить на пределе духовных сил, опираясь на высшие духовные ценности, в абсолютном значении которых не было сомнения: Бог — Православие — Добротолюбие; Царь — Государство — Национальное Единство; Русская земля — Родина.
Все эти ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. В национальном сознании выработался высокий порог отношений к национальному идеалу, в сравнении с которым многие абсолютные ценности, даже человеческая личность, были ничтожны. Главное, жить по совести, а если деяние не соответствует ей, человеческая личность теряла свою нравственную
ценность и считалась пропащей.
Отсутствие стыда, совести в глазах наших предков рассматривалось как нравственное уродство. «Добрая совесть глаз Божий». «С совестью не разминуться». «Как ни мудри, а совесть не перемудришь».
В понимании наших предков совесть неотделима от стыда. Чувство стыда стоит как бы за спиной русского человека. Стыдно плохо работать, стыдно обмануть,
стыдно взять лишнего, стыдно наживаться за чужой счет, стыдно нарушать заповеди. «В ком стыд, в том совесть, — твердит народная мудрость, — есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет». В народном сказании отсутствие стыда означает моральную смерть. «Стыд — та же смерть».
Недостойно и подло поступаться совестью. «Убей Бог стыд, так будешь сыт». «Стыдненько, да сытненько».
Продолжение следует
Русская цивилизация #1. Святая Русь