Хорошие книги можно перечитывать постоянно, и каждый раз вы будете обнаруживать в них что-то новое, менять свое мнение о героях, оправдывать или осуждать их, иначе оценивать события их жизни. И дело не только в личном жизненном опыте - когда нет необходимости следить за сюжетом, больше внимания обращаешь на детали. И тем не менее, решив перечитать роман Гюстава Флобера "Госпожа Бовари: Провинциальные нравы", я и представить себе не могла, насколько кардинально изменится мое отношение к главной героине.
Не вижу смысла надолго останавливаться на сюжете - он весьма прозаичен. И если во времена написания романа поведение Эммы еще могло бы считаться чем-то из ряда вон выходящим, то в современном мире, согласно данным психологов и государственной статистики, подобные Эммы встречаются сплошь и рядом. Итак, будучи юной, начитавшейся книг, впечатлительной молодой особой, Эмма выходит замуж за Шарля Бовари, местного лекаря, человека доброго, безумно влюбленного в свою жену, но больше ничем не примечательного. Поняв, что брак не принес ей ожидаемого волнения чувств, ощутив тягу к богатой красивой жизни, которую никак не мог ей обеспечить муж, Эмма затосковала. Но жизнь всегда преподносит нам то, о чем мы мечтаем, и Эмма находит способ утолить свою жажду любви, удовольствий и волнений - роман на стороне, и не один.
Оставим в стороне нравственную сторону событий, которая вызвала бурный скандал и судебное разбирательство после первой публикации романа, и обратимся к фактам. "Госпожа Бовари" оказалась неплохой иллюстрацией семейных взаимоотношений. Я читала про Шарля и Эмму, а видела современные семьи, которые, к сожалению или к счастью, в отличие от героев Флобера, могут разорвать эти тягостные взаимоотношения, но боятся это сделать. Так и живут:
"Он думал, что Эмме хорошо. А её раздражало его безмятежное спокойствие, его несокрушимая самоуверенность, даже то, что он с нею счастлив".
На что может пойти женщина, страданий которой (пусть и весьма гипертрофированных) не замечают, лишенная права выразить их? Флобер указал Эмме единственный путь. Полагаю, были и другие, но что помешало Эмме заняться творчеством, домом, стать одной из тех женщин, что, не найдя счастья в замужестве, реализовывали себя в других сферах жизни? Провинциальные нравы. Я думала, что вторая часть названия романа относится к Эмме, её безудержной жажде удовольствий и роскоши, отсутствию нравственных границ. Читая роман второй раз, я обратила больше внимания на поведение других героев романа. Всех этих Оме, Лестибудуа, Лере, Бине и так далее. Они равнодушны к чужому горю, они глупы и самолюбивы. Особенно ярко это показало их поведение во время приезда в Ионвиль доктора Ларивьера. Где Эмме было почерпнуть идеи воздержания, разумного распоряжения деньгами? Был ли рядом кто-нибудь, способный направить её энергию и жажду в более безопасное русло? Нет. Даже священник, к которому Эмма приходит за помощью, так занят собой и своими заботами, что не способен разглядеть волнение женщины, не то что помочь ей.
При первом чтении романа героиня казалась мне сумасшедшей, теперь она кажется мне несчастной. Чтобы понять Эмму Бовари, нужно самому однажды ощутить себя на пороге, за которым расстилается бескрайняя и однообразная пустыня - твоя жизнь, ощутить одиночество и безысходность. Это нисколько не оправдывает методы, которые героиня выбрала, чтобы оживить свое существование, но позволяет понять её мотивы и, пожалуй, посочувствовать ей. В отличие от Эммы, современная женщина может идти в самореализацию, бизнес, стать инструктором по йоге в конце концов. У неё больше советчиков, больше источников информации и положительных примеров. Эмма могла лишь уйти с головой в материнство, как это делала г-жа Оме, но натура героини не нашла бы в материнстве той игры чувств и глубины переживаний, которая была ей нужна. Позволено ли мне будет сказать, что объятия Родольфа стали для Эммы способом реализовать себя?
Однако не подумайте, что я оправдываю Эмму. Мне до слез было жаль Берту, на которую мать, занятая собственными переживаниями, не обращала внимания. И за то, как впоследствии сложилась жизнь малышки, к концу романа утратившей даже имя и ставшей просто "девочкой", вина лежит исключительно на Эмме Бовари. Она была холодной матерью, её отношения к мужу были лишены элементарной теплоты и благодарности. И виной тому - беспрестанные мечты о красивой любви и жизни:
"... ей мерещился другой человек, некий призрак, сотканный из самых ярких её впечатлений, из самых красивых описаний, вычитанных в книгах, из самых сильных её вожделений".
Еще одна черта характера Эммы, заслуживающая осуждения, это её неспособность признать и даже осознать свою вину, ответственность за поступки. Все, кроме неё самой, оказываются виновны в принятых ею эгоистичных решениях. И это уже нельзя оправдать провинциальными нравами.
"Она считала Леона виновным в том, что надежды её не сбылись".
"Госпожа Бовари" - произведение неоднозначное. Г. Флобер играет на наших нравственных установках, чувстве справедливости и затаенной гордости от мысли, что мы, читатели, лучше главной героини и её окружения. Читая роман, мы забываем о сочувствии и грусти, которые вызывали строки о первых месяцах её замужества. Мы осуждаем Эмму. Но Флобер сказал: "Госпожа Бовари - это я". И вспомнив об это, я невольно вздрагиваю, задаваясь вопросом: что есть во мне самой от Эммы Бовари?
Читали ли вы этот роман? Смогли ли посочувствовать Эмме?
Читайте и другие отзывы: