На моем канале мы в основном разбирали книги по финансовой грамотности. Но давайте сегодня разберем книгу о немаловажном навыке- коммуникации и повысим свой социальный интеллект. Знания полученные из этой книги пригодятся нам, как в бизнесе, так и в обычной жизни.
Часть 1. Основные принципы взаимодействия с людьми
Глава 1. Не критикуйте, не осуждайте, не жалуйтесь
Как бы не был не прав человек, он будет стараться избегать критики в свой адрес. Помните, что люди существа эмоциональные и их действия зачастую мотивированны гордостью, и эгоистичностью. Когда вы кого то критикуете, то активируете защитный механизм и человек будет искать способы оправдать свои действия. Критика задевает гордость человека и чувство его собственного достоинства. Те животные, которых вознаграждают за хорошее поведение - учатся быстрее, чем те которых за плохое поведение наказывают. Эта закономерность распространяется и на людей. Человек, которого критикуют вряд ли будет стремиться исправить свое поведение, потому что первоначально им движет не причина, а эмоции. Осуждать и жаловаться может каждый, но что бы понять человека и простить его - требуется мужество.
Глава 2. Искренне выражайте свою свою признательность
Одним из самых мощных движущих факторов для человека является желание быть признанным другими людьми. Всем нравится получать комплементы и похвалу за проделанную работу. Наше стремление к похвале и одобрению другими, заставляет нас покорять высочайшие вершины, писать романы и основывать многомиллионные компании. Что бы показать свою признательность, вам не потребуются никакие особые слова. Достаточно сказать спасибо и извини, а так же от души похвалить человека.
Не льстите. Заискивание перед кем то притворно и неискренне. Забудьте о себе в этот момент и постарайтесь сосредоточиться на положительных качествах вашего собеседника. Убедитесь в том, что он ощущает свою важность. Поступайте с другими так, как хотели бы, что бы поступили с вами. Поэтому в следующий раз, встретив где либо угрюмого, уставшего сотрудника попробуйте скрасить его день выражением своей благодарности или комплементом. Одарите человека благодарностью и вы увидите прекрасное преображение. Поступая подобным образом вы станете приятным собеседником для окружающих.
Глава 3. Взывайте к интересу другого человека
В первую очередь мы хотим получить то, что хотим мы. Других это не волнует, потому что они мыслят точно так же. Что бы оказать влияние на других людей стоит говорить с ними о том, чего хотят они и как можно это заполучить. Каждый знает чего хочет и заинтересован в том, что бы получить желаемое. Прежде чем начинать разговор, отметьте для себя, чего хочет ваш собеседник. Более того попробуйте вообще не упоминать, что вы лично хотите заполучить. Пусть другие видят, как сильно вы хотите им помочь. В мире полно эгоистичных людей, поэтому ваша открытость и готовность помочь - будет большим преимуществом.
Часть 2. Шесть способов понравится людям
Глава 1. Проявите неподдельный интерес к другим людям
Проявляя интерес к другим, вы даете им почувствовать себя важными. Всем нравятся люди, которые вами восхищаются. На протяжении всей жизни, каждый заинтересован в себе самом. Если вы смотрите на групповое фото, то чье лицо вы будете искать первым делом? Гораздо проще завести друзей проявляя интерес к ним, чем пытаться заинтересовать их рассказами о себе. Спрашивайте об их прошлом опыте и о планах на будущее. Спросите о тех проблемах, которые их беспокоят и поделитесь с вашим другом возможными путями решения проблем. Старайтесь так же общаться с теми, кто ниже вашего статуса(менеджеры низшего звена, обслуживающий персонал и т.д). Показывайте неподдельный интерес к людям выше вашего статуса. Интересуйтесь их мнением и спрашивайте совета. Помогая вам, это так же даст им возможность ощутить свою важность.
Глава 2. Улыбайтесь
Ваша улыбка говорит собеседнику - вы мне нравитесь, я рад вас видеть. Вы невербально посылаете сигнал открытости и доброты. Когда мы встречаем кого то впервые и он улыбается нам в ответ, то этот человек нам автоматически нравится. Если вы желаете кому то понравится, то покажите насколько вы рады видеть этого человека улыбнувшись ему. Если он почувствует вашу радость, то несомненно ответит вам тем же.
Глава 3. Помните, что имя человека - самый приятный для него звук на всех языках мира.
Имя подчеркивает индивидуальность человека, делает его отличным от других людей. Запоминая имя вашего собеседника я тем самым показываете, что вы внимательный и заинтересованный слушатель. Называя человека по имени - вы разрушаете барьер и ваш собеседник чувствует контакт. Али у вас трудности с запоминанием имен, то услышав имя собеседника в первый раз, убедитесь, что вы верно его запомнили. Если сомневаетесь, то попросите повторить имя еще раз. Затем во время разговора повторите имя несколько раз, после окончания беседы для лучшего запоминания будет полезно составить себе ассоциацию с именем этого человека, что бы в следующий раз вы беспрепятственно могли воспроизвести его имя в своей памяти.
Глава 4. Будьте хорошим слушателем
Побуждайте партнера больше рассказывать о себе. Человеку важна своя собственная жизнь и зачастую проблемы личного характера его волнуют куда больше, чем проблемы миллионов голодающих в мире людей. Когда вы позволяете собеседнику высказаться, то он видит ваше неравнодушие и чувствует себя польщенным. Каждый проходил сложный период в жизни и не прочь поделиться этой историей, когда тяжелые времена остались позади. Спросите об этом. Будет еще лучше если вы объедините этот пункт с предыдущим советом о похвале и признательности. Проникнетесь историей собеседника, восхищайтесь его знаниями и опытом. Во время разговора, большинство людей прокручивают в голове дальнейший ход диалога и ждут своей очереди, что бы вставить свое замечание или комментарий, забывая при этом действительно слушать собеседника. По настоящему слушать и слышать другого означает - осознанно уделять свое внимание всем деталям беседы.
Глава 5. Ведите разговор с учетом интересов другого человека.
Чаще всего людям интереснее обсуждать то, что интереснее им, а не то, что интересно только вам. Вас ожидает встреча с человеком, на которого вы желаете произвести впечатление? Тщательно изучите его интересы, что бы блеснуть своими знаниями в разговоре. Попробуйте определить основные цели партнера, а затем разработайте стратегию( как вы смогли бы помочь собеседнику в их достижении).
Глава 6. Дайте собеседнику почувствовать себя важным и делайте это искренне
Покажите людям их важность и не в коем случае не оскорбляйте, не принижайте и не давайте человеку почувствовать себя ненужным. Хвалите их без зазрения ума, просто ради того, что бы они были радостны и счастливы.
Часть 3. 12 способов заставить думать других людей так же, как вы
Глава 1. Лучший способ решения спора - его предотвращение
Спор сам по себе занятие бессмысленное, т.к проиграв его вы почувствуете себя неудачником, а если вы выиграете, то скорее всего заденете чувства гордости другого человека и он затаит на вас обиду. В 9 случаях из 10 участник спора будет отстаивать свое мнение с большим пылом, чем до спора. Поэтому разумным решение будет - пытаться избежать конфликта с самого начала. Если все же вы ввязались в спор, то постарайтесь игнорировать первую мысль, которая придет к вам в голову, т.к чаще всего это защитная реакция на нападение. В какое бы русло не пошел спор - не теряйте самообладание. Слушайте своего оппонента и внимательно следите за ходом его мыслей. Попытайтесь найти аргументы с которыми вы согласны, это поможет вашему оппоненту ослабить оборонительную позицию
Глава 2. Будьте дружелюбны
Агрессивный настрой провоцирует враждебность. Вы не можете заставить человека изменить свое мнение, но вы можете подтолкнуть его к этому. Будьте дружелюбны.
Глава 3. Мнение другого человека
Никогда не говорите «вы не правы» , так вы только спровоцируете собеседника до победного защищать свою точку зрения. Если сразу начать упрекать кого то в неправоте, то собеседник будет цепляться за все мелочи, которые могли бы ему помочь вас переубедить. Мы легкомысленно формируем убеждения, зато готовы отстаивать их до последнего. Говоря кому то о его не правоте, то вы буквально даете собеседнику понять, что я умнее тебя, а это напрямую ударяет по их самооценке и вам сразу же хотят нанести ответный удар за неуважение их точки зрения.
Глава 4. Сразу признавайте свою неправоту
Очень важно научиться признавать свои ошибки, так как люди критикующие вас, стараются показать свою важность через осуждение ваших поступков. В тот момент когда вы признаете свою вину - ситуация меняется, теперь для того, что бы они могли подчеркнуть свою важность - им необходимо перестать вас атаковать и проявить щедрость путем прощения. В следующий раз, когда будете уверены в своей неправоте, то сразу ее признавайте. Это будет куда лучше, чем продолжать защищаться, когда кто то указывает вам на вашу очевидную ошибку.
Глава 5. Позвольте собеседнику высказаться
Тот кто с вами не согласен не будет вас слушать, пока вы не выслушаете его точку зрения. Поэтому сначала позвольте собеседнику полностью высказаться. Наверняка вы были свидетелем споров в которых обе стороны не слышали друг друга, потому что каждый из них считал, что его аргументы не были приняты и поняты. Старайтесь сдерживать себя и не перебивать собеседника. Представьте себе, что ваш собеседник это пустая емкость, которая наполняется во время разговора. Когда она полностью заполнена, то становится открыта для новых идей. Пока емкость не заполнится, собеседник не почувствует себя понятым и услышанным, и каждый раз, когда вы будете его перебивать, вам придется начинать сначала.
Глава 6. Попробуйте взглянуть на происходящее по новому
Если бы вы родились в том же теле, что и ваш партнер, имели тот же опыт, те же предубеждения, то в итоге, вы бы пришли к тем же умозаключениям, что и ваш собеседник. Относитесь к мнению другого человека с таким же трепетом, как к своему собственному. Представьте, что вы буквально смотрите на мир глазами своего собеседника. Это весьма продуктивный подход, так вы сможете обозначить интересы другого человека и в дальнейшем использовать эту информацию себе во благо.
Глава 7. Будьте неравнодушны к идеям и желаниям вашего собеседника
Каждый обиженный человек чувствует правильный гнев и ему все равно, если у вас на этот счет другое мнение. Пребывая в разгневанном состоянии, вы хотя бы раз говорили себе: «да, я знаю, что поступаю неразумно и злиться бессмысленно, но я все равно продолжу обижаться»? Люди хотят, что бы их пожалели, что бы вы осознали и прочувствовали всю глубину их обиды. Если мы покажем собеседнику свою готовность выслушать его проблемы, то это оценят по достоинству.
Глава 8. Начинайте разговор с вопросов, на которые ваш собеседник скорее всего ответит «да»
Каждый раз, когда ваш партнер говорит «нет», то он занимает оборонительную позицию. Поэтому не стоит начинать разговор с тем, в которых ваши точки зрения скорее всего не совпадают. Начните разговор с тем, в которых вы уверены. Пусть ваш собеседник чаще говорит «да». Это лучше , чем если бы вы сразу вывалили на него всю информацию. Постепенно подводите человека к тому, что вы хотите ему сказать. Однако, будьте осторожны, так как если вас раскусят, человек почувствует себя в ловушке. Лучше всего мягко и спокойно задавать человеку наводящие вопросы, чем напористо вытягивать из него нужные вам ответы. Задавайте сложные вопросы, что бы собеседник не почувствовал себя загнанным в угол. Эта техника часто применяется продавцами.
Глава 9. Дайте собеседнику почувствовать, что именно он выдвинул ту или иную идею
Люди куда больше любят собственные идеи. Это дает им возможность почувствовать себя умными и важными. Воплощая в жизнь собственные идеи, они чувствуют контроль над ситуацией.
Глава 10. Взывайте к благой цели
Чаще всего есть две причины, по которым человек делает что либо: реальная причина или же ему просто кажется, что затея не плохая. Когда кто то расторгает с вами уговор, то скажите этому человеку, что вы были о нем лучшего мнения. Пусть пройдет немного времени и тот обдумает эту фразу. Если партнер вернется и передумает, то сразу примите го и скажите, что были не правы в своем резком высказывании и до сих пор видите в нем надежного человека. Никто не хочет потерять свое лицо.
Глава 11. Драматизируйте свои идеи
Привлекайте внимание, но не переусердствуйте. Сказать чистую правду не достаточно. Она должна быть яркой, интересной и драматичной. Отыщите способ визуально подкрепить вашу мысль. Приводите в пример визуальную аналогию, описывайте: размер, скорость, стоимость. Приравнивайте возможности к деньгам.
Глава 12. Бросайте вызов
Когда мотивация не работает, то организуйте конкуренцию. Это подстегнет людей, так как никто не хочет оказаться вторым. Желание преуспеть и отличиться - побуждает человека двигаться вперед.
Часть 4. Как подстраивать людей под себя, никого не обижая и не оскорбляя
Глава 1. Начните с похвалы и искренней признательности
Человеку куда проще воспринимать в свой адрес, что то неприятное после того , как он услышал похвалу. Без одобрения это звучит слишком критично. Когда хвалите человека избегайте формальностей. В организациях часто прибегают к тактике «сэндвич с дерьмом». Сначала вы слышите одобрение, затем на вас обваливается шквал критики, а в конце вас еще немного хвалят. Что бы избегать этого - не хвалите человека обобщенно, а хвалите его за конкретное дело. Этот подход даже более эффективен если человек знает, что вы недовольны. Ожидая от вас критики он будет приятно удивлен услышать в свой адрес, что то хорошее и внимательно выслушает вашу точку зрения.
Глава 2. Не указывайте прямо на ошибки другого человека
Избегайте прямых нападок, если кто то совершил ошибку, то он и так об этом знает. Тыкая в него пальцем, вы только спровоцируете сопротивление с его стороны. Не говорите «ты хороший сотрудник, но ». Не говорите «но», говорите «и». Все что следует после но, отменяет сказанное ранее. Второй способ не указывать на ошибки человека - сделать работу самому, если вы чувствуете, что время подходит к концу, а задача должна быть решена здесь и сейчас. Затем продемонстрируйте свою работу этому человеку.
Глава 3. Прежде чем критиковать кого либо, расскажите о своих ошибках
Приводя в пример свои истории из жизни, вы даете человеку понять, что совершать ошибки не критично, ведь была поставленная задача не из легких. Пусть собеседник почувствует себя на одном уровне с вами. Чтобы заставить человека думать по вашему, всегда говорите сначала о своих ошибках, прежде чем кого либо критиковать. Никогда не обрушивайтесь на человека, что он все делает не правильно. Человек сразу начнет защищаться и будет находить себе множество оправданий. Поведайте о том, как вы оказались в аналогичной ситуации и были не правы.
Глава 4. Задавайте вопросы, а не приказывайте
У вопросов есть множество преимуществ. Во первых, это позволяет вашему собеседнику делать умозаключение независимо от вас. Людям нравится их собственные идеи. Во вторых, это дает собеседнику почувствовать контроль над ситуацией. Вместо того, чтобы выполнять чей то приказ, человек следует за своей идеей. В третьих, это стимулирует креативность, появятся новые и интересные идеи. Чтобы направить человека в нужное русло спрашивайте «Думаете, это сработает? Что вы думаете по этому поводу? Как еще мы можем это сделать?»
Глава 5. Не дайте человеку потерять лицо
Людям важно быть важными. Если вы сейчас пошатнете их чувство важности, то в будущем будет сложнее оказать влияние на этого человека. Не ущемляйте их гордость. Важно сохранять гордость партнера и не забывать о том, что важно для него.
Глава 6. Хвалите за каждый прогресс
Это отличная мотивация. Ассоциируйте похвалу с пищей, которой люди утоляют чувство своей важности. Дав им немного попробовать - они жаждут получить добавки. Если вы хвалите кого то, хвалите за что то конкретное. Выделите определенное достижение, это будет звучать более искренне, ем обобщенные комплименты.
Глава 7. Делайте человеку хорошую репутацию
Если вы хотите положительно повлиять на него, то поступайте так, как будто бы он уже обладает выдающимися характеристиками. Представьте, что вы общаетесь в кругу друзей и один их них отмечает: что вы человек, которому можно доверять, что вы умеете хранить секреты. Остальные друзья с этим утверждением так же согласны. После этого даже если вы не особо умели хранить секреты, вы начнете действовать так, будто храните тайны лучше всех. Вы будете стараться не потерять статус надежного друга и в следующий раз, когда кто то поведает вам свою тайны, вы не разгласите ее, потому что вам дорого ваше звание.
Глава 8. Покажите, что допущенную ошибку легко исправить
Если вы говорите кому то, что ничего не получится и называете его неспособным, то это напрочь убьет интерес и мотивацию человека к этому делу. Лучше скажите, что у него есть задатки и талант, но чтобы развить их, нужно больше практиковаться. Старайтесь облегчить его задачу.
Глава 9. Пусть партнер будет счастлив делать то, о чем вы его просите
Этот принцип аналогичен упомянутому ранее. Всегда нужно помнить интересы другого человека. Один из способов избежать лицемерия - сразу рассказать о деле, а затем уже описать выгоды для обеих сторон.
Выводы
Следуйте золотому правилу морали: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Умейте слушать и слышать вашего собеседника.
Не вступайте в спор, ведь это принесет больше негатива, чем позитива.
Не всегда ругайте работников, используйте знания, что бы повысить их продуктивность.
Учитывайте в диалоге интересы вашего собеседника.
Научитесь признавать свою неправоту.