В детской неврологии задержка речевого развития является одной из центральных проблем. Ее выявляют у каждого 5-го ребенка. Однако своевременное обнаружение и коррекция нарушений позволяют ребенку довольно быстро адаптироваться и догнать сверстников в развитии.
Речевые навыки 3-летнего ребенка в норме.
Малыш должен:
• обладать активным речевым запасом от 200 до 900 слов;
• знать и уметь называть свой возраст, показывать его на пальцах;
• знать свой пол, имя и фамилию;
• изменять слова в предложениях;
• произносить фразы не короче 4-х слов;
• пытаться считать предметы;
• слушать детские книжки, рассматривать картинки в них;
• применять в речи прилагательные и наречия для описания предметов и действий.
Важно помнить, что развитие каждого ребенка индивидуально, и обращать внимание следует не на усредненный перечень умений, а на прогресс малыша во времени.
Тем не менее если уровень развития речи гораздо ниже, чем у сверстников, без консультации специалиста не обойтись.
Признаки задержки речевого развития (ЗРР).
К ним можно отнести:
• маленький словарный запас, состоящий преимущественно из существительных и глаголов, а также звукоподражательных слов;
• речь ребенка непонятна;
• множественные искажения звуков;
• фразы малыша односложны, содержат менее 3 слов;
• ребенок не откликается на свое имя, не знает свой возраст, не выполняет простые просьбы.
При наличии указанных признаков необходимо обследовать ребенка у оториноларинголога, невропатолога, дефектолога, логопеда, психолога. Специалисты помогут выявить причины задержки и, если это возможно, ликвидировать их.
Причины ЗРР.
• нарушения слуха;
• генетические и врожденные патологии;
• наследственность;
• тяжелая беременность и роды;
• родители не занимаются с ребенком;
• травмы головы, перенесенные заболевания головного мозга.
Каждый из этих случаев требует особого подхода со стороны специалистов и родителей малыша.
Общие советы по развитию детской речи.
Родителям следует больше разговаривать с ребенком, комментировать свои и его действия, описывать окружающее пространство (природу, городскую среду, внутреннее убранство квартиры и т.д.). При этом речь родителя должна стать эталоном по произношению звуков и слов.
Необходимо читать малышу как можно больше детских книжек, стихотворений, водить его на детские спектакли. Обучение играм в кубики, собиранию мозаики способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь стимулирует речевые зоны головного мозга.
Особое внимание врачи советуют обратить на ограничение времени провождения детей с телевизором и гаджетами (смартфонами, планшетами). Следует избегать этих устройств, так как от них быстро формируется зависимость, к тому же современные гаджеты могут усугублять задержку речевого развития.
Только трепетное отношение к проблеме, подкрепленное своевременной диагностикой и занятиями с логопедами, дефектологами, поможет осуществить необходимую коррекцию речевых навыков.
В следующих статьях мы опубликуем упражнения для развития речи детей – подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить много пользы!