Найти тему
ДО.онлайн

Ребенок не говорит в 3 года: стоит ли бить тревогу?

 Изображение от freepik
Изображение от freepik

В детской неврологии задержка речевого развития является одной из центральных проблем. Ее выявляют у каждого 5-го ребенка. Однако своевременное обнаружение и коррекция нарушений позволяют ребенку довольно быстро адаптироваться и догнать сверстников в развитии.

Речевые навыки 3-летнего ребенка в норме.

Малыш должен:

• обладать активным речевым запасом от 200 до 900 слов;

• знать и уметь называть свой возраст, показывать его на пальцах;

• знать свой пол, имя и фамилию;

• изменять слова в предложениях;

• произносить фразы не короче 4-х слов;

• пытаться считать предметы;

• слушать детские книжки, рассматривать картинки в них;

• применять в речи прилагательные и наречия для описания предметов и действий.

Важно помнить, что развитие каждого ребенка индивидуально, и обращать внимание следует не на усредненный перечень умений, а на прогресс малыша во времени.

Тем не менее если уровень развития речи гораздо ниже, чем у сверстников, без консультации специалиста не обойтись.

Признаки задержки речевого развития (ЗРР).

К ним можно отнести:

• маленький словарный запас, состоящий преимущественно из существительных и глаголов, а также звукоподражательных слов;

• речь ребенка непонятна;

• множественные искажения звуков;

• фразы малыша односложны, содержат менее 3 слов;

• ребенок не откликается на свое имя, не знает свой возраст, не выполняет простые просьбы.

При наличии указанных признаков необходимо обследовать ребенка у оториноларинголога, невропатолога, дефектолога, логопеда, психолога. Специалисты помогут выявить причины задержки и, если это возможно, ликвидировать их.

Причины ЗРР.

• нарушения слуха;

• генетические и врожденные патологии;

• наследственность;

• тяжелая беременность и роды;

• родители не занимаются с ребенком;

• травмы головы, перенесенные заболевания головного мозга.

Каждый из этих случаев требует особого подхода со стороны специалистов и родителей малыша.

Общие советы по развитию детской речи.

Родителям следует больше разговаривать с ребенком, комментировать свои и его действия, описывать окружающее пространство (природу, городскую среду, внутреннее убранство квартиры и т.д.). При этом речь родителя должна стать эталоном по произношению звуков и слов.

Необходимо читать малышу как можно больше детских книжек, стихотворений, водить его на детские спектакли. Обучение играм в кубики, собиранию мозаики способствует развитию мелкой моторики, что в свою очередь стимулирует речевые зоны головного мозга.

Особое внимание врачи советуют обратить на ограничение времени провождения детей с телевизором и гаджетами (смартфонами, планшетами). Следует избегать этих устройств, так как от них быстро формируется зависимость, к тому же современные гаджеты могут усугублять задержку речевого развития.

Только трепетное отношение к проблеме, подкрепленное своевременной диагностикой и занятиями с логопедами, дефектологами, поможет осуществить необходимую коррекцию речевых навыков.

В следующих статьях мы опубликуем упражнения для развития речи детей – подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить много пользы!