Люблю, когда в художественных произведениях говорят о другом виде искусства и об искусстве в целом, поэтому повесть «Гравюра на дереве» Бориса Лавренева стала для меня неожиданно прекрасным открытием, одним из лучших в этом году.
Главный герой – Фёдор Кудрин талантливый художник, обучившийся у известного французского мастера. Вернувшись на родину, охваченную идеями революции, Фёдор получает назначение в директора промышленности, не смея ослушаться председателя, считающего, что стране нужны серьезные специалисты, а не мазня, художник бросает искусство и возглавляет трест «Росстеклофарфор».
Работает Фёдор, убежденный революционер, прилежно, но любимое творчество позабыто. Так и течет жизнь во благо государству, пока Кудрин случайно не попадает на выставку, где очаровывается гравюрой на дереве по мотивам «Белых ночей» Достоевского. Эта роковая встреча меняет всё внутри Федора, приводя к череде интересных судьбоносных событий.
Хочется отметить, что повесть, где главной идеей является «художник и революция», получилась тонкой, живой, чувственной и невероятно интересной.
Кудрин со своим богатым внутренним миром делится с читателем философскими мыслями, здесь, кружа вокруг темы искусства, их целая симфония. Художник-большевик, сталкивающийся с непониманием и отчаянно пытающийся сохранить душевное равновесие между политическими идеями и страстной любовью к настоящему искусству.
Кроме основной сюжетной линии мы узнаем ужасающую историю создания той самой гравюры, возвращаясь к вечному вопросу, который свел с ума Акутагаву – оправдывает ли искусство любые жертвы и чем ради него вообще стоит жертвовать?
История художника гравюры пробирает до мурашек, ранит и меняет что-то не только в Кудрине, но и читателе.
В конечном счете главный герой тоже идёт на жертву, преисполненный готовности положить её на алтарь всего искусства, во имя его процветания и развития.
Превосходная работа, которую без лишнего пафоса хочется назвать возвышенной.
В любые времена были люди, готовые ценой собственного благополучия создавать и сохранять великое, а нет ничего более значимого творчества – произведений искусства, каждое из которых несет в себе не только эпохальный код, но и частицу души мастера.
И уж очень красноречиво Лавренев говорит о том, что только в подлинном труде мастера можно запечатлеть настоящую жизнь в её самых искренних проявлениях – будь то скорбь юной красавицы или лицо изобретателя, охваченного идеей.
Удивлена, что ранее не слышала о повести. Она определенно войдет в список самых любимых произведений о творчестве и его смысле в нашей жизни.
Обязательно читать, мои друзья!