Ретро-фонотека. Выпуск третий.
Описание сути Ретро-фонотеки читайте здесь
///
На этот раз мы решили пронестись сквозь сразу четыре музыкальных эпохи и переслушать знаковые альбомы, выходившие 60, 50, 40 и 30 лет назад. Кому интересно - запрыгивайте в нашу машину времени!
///
1964 ||| The Animals 'The Animals'
||| Автор: Иван Батура |||
В наше время альбомами каверов никого не удивишь, а на заре Британского вторжения переосмысление пыльной и не очень классики, а также народных песен во многих случаях являлось фактором успеха и точкой опоры для творческого рычага.
Так, эпохальная кавер-версия традиционного номера The House of the Rising Sun в умелых руках новичков The Animals превращается в хит № 1 по обе части музыкального света, покоряя хит-парады Великобритании и США, а дебютный альбом группы лишь с одной оригинальной композицией ставит её на один уровень с Битлами, на счету которых к тому моменту уже было два студийника, а третий вышел в тот же год, что и The Animals. Результат ли это прозорливости в ловле муз-тенденций или альбом действительно хорош?
Британская и американская версии лонгплея значительно отличаются, что позволяет вести речь про два дебютных диска, но суть не меняется – перед нами взорвавшийся феномен нового, яркого и необычного, цепляющего широкие слои населения.
Узнаваемый – наглый и как бы нападающий – вокал Бёрдона, жирный «шрифт» электрооргана Прайса, арпеджио Валентайна на электрогитаре в The House of the Rising Sun, вдохновившее множество начинающих гитаристов, да и его уверенная подача в целом. Выпуклый, джазово-блюзовый стиль с чуть грязноватым оттенком, угождающий не только чернокожим любителям музыки (недаром группа высоко ценилась именно в этой среде), но и всем, кто не терпел «сахарность» и поп-простоту The Beatles (на тот момент). Конечно, с высоты прошедших 60 звуковых лет эта работа может показаться старомодной – этаким абсолютным ретро для ценителей. Но основной вопрос, который стоит задать самому себе при переслушивании, таков – «Это звучит или нет?», т.е. работает ли пластинка, как раньше.
Кто знает – какова бы была сейчас рок-сцена, если бы «Животные» выдержали бури внутренних разногласий и противоречий, продолжив намеченные линии творчества, выпуская другие альбомы, на которых несомненно начался бы разгул собственного сочинительства… Но солнце, как известно, светило недолго. Впрочем, у нас есть побочные проекты участников, реюнионы и прочие замечательные плюшки, позволяющие получить представление об этой альтернативной истории.
///
1974 ||| Kiss 'Kiss'
||| Автор: Тимур Лукиянчук |||
Нравится вам это или нет, но Kiss бесспорно является одной из знаковых и популярных хард-роковых групп. Разумеется, изобретательное сценическое шоу представляет собой обязательный компонент их общей привлекательности, но без песен они не смогли бы достичь такой популярности. И как раз их одноимённый дебют от 1974 года можно смело назвать одним из лучших образчиков звучания Kiss (как и, в общем-то, всю их дискографию периода 1970-ых годов, прежде чем они не потеряли суть повествования), куда входит немало их знаковых композиций.
Nothin’ to Lose, Fire House и Cold Gin прекрасно демонстрируют их бескомпромиссный и по-хорошему прямолинейный хард-рок, такой непоколебимый, тяжеловесный рок-н-ролл, преисполненный всеохватывающей напористости (а отсутствие особых творческих амбиций я как раз нахожу частью их общего очарования). Kiss вобрали лучшие моменты своих современников: упоительный рок-н-ролл Rolling Stones, мелодичность Beatles и громоподобную мощь Led Zeppelin. Ритм-гитара Пола Стенли является звездой происходящего, выдавая череду жёстких аккордов, составляющих основу материала группы. Это позволяет Джину Симмонсу и Питеру Криссу предоставить дополнительное измерение музыке за счёт текучих басовых линий и сокрушающих барабанов.
А вот чего не хватает альбому и отчего Kiss несомненно выиграли бы, так это отражение их концертного звучания на записи. В то время как на сцене они обрушивали громкую ярость, здесь они звучат несколько куцо, как гибрид Deep Purple и Doobie Brothers. (Не удивительно, что их популярность начала взлетать именно с концертником Kiss Alive!). Хотя Эйс Фрейли представляет собой важнейшую составляющую их живого шоу, на Kiss его гитара используется скудно, особенно на Cold Gin, где сольные партии могли бы разогнать композицию до небывалых высот. Правда, откровенно говоря, подобную «проблему» испытывали многие группы того времени. Что касается Kiss, то его впечатляющий треклист позволяет альбому уверенно держаться в числе лучших и сегодня.
///
1984 ||| The Cars 'Heartbreak City'
||| Автор: Тимур Лукиянчук |||
Запал определённо угасал, чему однозначным подтверждением является далёкий от совершенства Shake It Up. В погоне за ускользающей актуальностью The Cars решили кардинально пересмотреть подход и направились в Лондон для сотрудничества с Маттом Лангом. Мастистый продюсер уже отметился рядом прилизанных хитов, последним из которых на тот момент был альбом Pyromania от Def Leppard. Выбранный подход больше указывал на грядущий провал: в студии они провели полгода; дни могли уйти на поиск нужного басового тона или вокального дубля; члены The Cars редко когда находились в одной комнате одновременно; вместо барабанов Ланг и барабанщик Дэвид Робинсон скрупулёзно собрали ритмические дорожки из сэмплов.
Вместо этого Heartbeat City стал возрождением и перерождением – хоть и кратковременным – группы. Альбом является столь же блестящим поп-шедевром, как и упомянутый ранее Pyromania. Конечный результат мог не только порадовать старых поклонников The Cars, но и привлечь новых. Умение продюсера превращать всё в золото, потенциал песен, сочинённых Риком Окасеком, и великолепный вокал как Рика, так и Бенджамина Орра, сделали Heartbeat City одной из лучших работ группы в 1980-ых годах, которая обладает определённым шармом и сегодня.
Песни, как You Might Think и Magic содержат органичные для The Cars аккорды и клокочущие ритмы, Looking for Love использует в куплетах жизнерадостные синтезаторы. Drive является вечно романтической балладой, доводящей до логического конца ростки, прорезавшиеся на предыдущем альбоме. Правда, порой складывается ощущение, что кое-где Ланг находился под большим влиянием своих предыдущих успехов. Hello Again представляет собой достойную арен-рок-композицию, первые мгновения которой идентичны Def Leppard (ручаюсь, что когда вы включаете альбом, на секунду закрадывается сомнение то ли вы включили) с использованием фильтрованного бэк-вокала. Stranger Eyes похож на музыкальный коллаж Def Leppard и The Cars, а It's Not the Night словно бы по ошибке попала сюда с альбома 4 группы Foreigner, также спродюсированного Лангом.
Тем не менее, следует отдать должное продюсерским навыкам Ланга, поскольку он смог растормошить авторский гений Окасека и сохранить минималистическую стилистику звучания The Cars.
///
1994 ||| King’s X 'Dogman'
||| Автор: Иван Батура |||
С места в карьер – перед нами один из лучших альбомов 90-ых, ни меньше. Ну а почему он не так известен, как, скажем, Nevermind или Superunknown? Да пёс его знает. И пёс этот – скромный, но деятельный, гений.
Нестандартный жанровый стык: хлёсткий хард-рок на прог-метал-основе с использованием альтернативного метала и звучания/атмосферы гранжа (группа – одна из первых представителей направления, начавшая это движение ещё в конце 80-ых). Мощный, широкодиапазонный, характерный и убедительный вокал Дуга Пинника. Приятная и принципиальная тяжесть звучания. Собственный почерк, ярким лучом выделяющий эту команду из ряда современников (по сей день) – своеобразная мелодичность, построенная на ловком балансировании между тёмным и светлым, грязным и чистым. Вот что такое King’s X.
Dogman – пятый студийник коллектива и первый альбом, созданный при участии именитого продюсера Брендана О'Брайена (Pearl Jam, Stone Temple Pilots, Rage Against the Machine, The Black Crowes и многие другие), который помог музыкантам перенести на диск саму суть их уникального объединения. Бескомпромиссно тяжёлый, сфокусированный, разрывающе-искренний, содержащий бесценную россыпь хватких риффов и метких мелодий, а также бросающий вызов вере.
Есть мухи и голубое небо
И все справедливые и несправедливые идут
Бок о бок
[Flies and Blue Skies]
Убийственно-добротная работа для всех ценителей настоящего рока.
///
Источники изображений: drive2.ru, Яндекс.Музыка
|||