Найти в Дзене
The Music That Rocks

50 лет спустя - следуя трафарету. The Rolling Stones 'It’s Only Rock ‘n Roll' (1974)

Оглавление

Ретро-фонотека. Выпуск второй.

||| Авторы: Тимур Лукиянчук / Иван Батура |||

Описание сути Ретро-фонотеки читайте здесь

///

Мы предлагаем нашим читателям вновь вернуться 50 лет назад и переслушать, а также обсудить альбом, который считается спорным, а также постоянно обламывает множество меломанско-критических копий о своё любопытное содержимое.

///

В 1974 году The Rolling Stones выпустили альбом, цель которого была самой простой: отмахнуться от назревающей проблемы со свойственными группе спесью и общим пренебрежением. Правда, не знаю, насколько выбранное решение является правильным. Сама по себе «проблема» является двойной. Первое, это прохладный приём критиками вышедшего годом ранее альбома Goats Head Soup. Выдержка из одной из рецензии поясняет ситуацию лучше всего:

«Теперь The Stones вызывают лишь уныние, потому что их потуги приводят к одному вопросу “Ну и что?”»

Их эксперименты перестали кого-то удивлять, особенно более молодую аудиторию, поэтому The Rolling Stones стали воспринимались динозаврами. Исходя из этого прямолинейность и незамысловатость (в хорошем смысле) их альбома It’s Only Rock ‘n Roll становится понятной.

Конечно, сегодня нам проще оценить взлёты и падения группы благодаря имеющейся ретроспективе. Понятно, что после очень успешного творческого спринта, завершившегося с выходом Exile on Main Street, The Rolling Stones начали стандартное для многих успешных групп движение по нисходящей: от новаторства и революций к декадентству и излишествам, свойственным рок-звёздам. Кит Ричардс всё глубже погружался в увлечение наркотиками, Мик Джаггер превратился в завсегдатая высшего общества. Их имидж стал затмевать музыкальные достижения. Разумеется, к тому моменту они ещё не выработали устойчивость к подобной критике, поэтому реакция их смотрится несколько гипертрофированной.

-2

Как сам Мик Джаггер позже сказал про одноимённую композицию:

«Идея песни связана с нашим публичным образом в то время. Мне начинало надоедать, когда люди говорили что-то вроде “О, этот альбом не так хорош, как предыдущий”»

Данной мысли вторят и слова песни: «Если бы я мог воткнуть ручку в сердце / И излить всё по всей сцене / Вас это устроит? / Вам этого хватит? / Или вы посчитаете, что этот парень странный?». И, несмотря на подобный посыл, эта же композиция однозначно указывает на потерю группой творческой самокритики (тем более, что продюсерами выступили сами Джаггер и Ричардс). Песня обладает многими качествами, чтобы встать в один ряд с их классическими треками, которые обесценивает последняя минута с её однообразной мелодией, ведущей композицию в никуда. Закрадывается мысль, что The Rolling Stones свято уверили в собственный божественный статус (достаточно взглянуть обложку альбома) и не допускали мысли о возможности промаха.

Однако таковые досаждают многие композиции, в том числе и рок-н-рольные, смазывая намерения группы. Они ничем не удивляют, звуча на тот момент уже типично для The Rolling Stones. То есть, они в целом крепкие, но выдающимися их уже не назвать. (Конечно, даже «типичные» песни можно делать по-разному, и ряд альбомов, выпущенных группой позже, подтверждают данное утверждение.) Так, открывающий пластинку трек If You Don’t Rock Me и Dance Little Sister кажутся творчески ленивыми, монотонно следуя своему незамысловатому курсу и просто заканчиваясь. Первые заигрывания с набирающим в то время популярность жанром регги на Luxury смотрятся неубедительно в сочетании с рок-гитарами. Баллады Till the Next Goodbye и If You Want to Be My Friend лишены эмоциональной искренности, столь необходимой для подобной формы.

К счастью, закрались сюда и удачные идеи. Ещё раз вспомню одноимённый трек, который даже несмотря на указанные выше неоднозначные решения, на протяжении большей части наполнен той самой неуловимой энергетикой рок-н-ролла. Без сомнения убедительно и искренне смотрится Time Waits for No One. Подобное иронично, учитывая заявленный группой возврат к незамутнённой рок-н-рольной форме. Тем не менее, композиция воспринимается величественной, не в последнюю очередь благодаря убедительной подаче Мика Джаггера. Словно на краткий миг он всё-таки признаётся сам себе, что время идёт, мир меняется, меняются и они. Мик исполняет песню с едва сдерживаемым отчаянием, которое граничит на принятии данной мысли, однако не уходит в полное смирение. Минутка слабости на альбоме, их не признающем. Учитывая непризнание идеи старения, свойственное рок-звёздам, песня словно бы подтверждает, что Джаггер не собирает сдаваться, невзирая на неизбежный конец.

-3

Есть на альбоме и другие приятные сюрпризы. Не последним из них является завершающий трек Fingerprint File. Это яркий пример нетипичной для альбома творческой формы. На протяжении семи минут The Rolling Stones довольно убедительно заигрывают с фанком, однако разбавляют его танцевальные ритмы свойственной им мрачностью, практически отсутствующей в рок-н-рольной эйфории It’s Only Rock ‘n Roll. Мик Джаггер с убедительной параноидальной напряжённостью повествует о человеке, считающем, что его преследуют различные государственные организации. Остальные участники группы не отстают, предлагая судорожные гитарные ритмы, непреклонную басовую линию и барабаны, выдерживающие фанковый ритм. Делают они это настолько убедительно, что невольно задаёшься вопросом – почему они не стали продолжать такую линию на одном из последующих альбомов?

Однако, общий итог это не меняет. Надменная демонстрация группы собственной непогрешимости стала индикатором обратного. Всё-таки проблема чаще всего скрывается не в критиках, строчащих свои статейки, а в самих музыкантах. Ослеплённые успехом, они подчас теряют связь с тем, что делало их интересными в первую очередь. Как показывает история, The Rolling Stones ещё только начали свои блуждания среди творческих потёмок, из которых однако они будут периодически выбираться нам на радость.

///

P.S. от Ивана

Позволю себе поспорить с уважаемым соавтором. Мне кажется, что The Rolling Stones на тот момент стали группой, которая вполне могла себе позволить именно такой фокус – выпустить пластинку, которая бы ничего и никому не пыталась доказать, при этом всем и всё довольно убедительно доказывая. А это как раз объясняет легковесность и непритязательность некоторых номеров, пробы пера и неоднозначные попытки заигрывания с модными жанровыми тенденциями – нате, мол, получите, нам плевать, что все ждали очередной мега-альбом!

Иными словами, я пытаюсь сказать, что группа намеренно понизила собственную планку. Попутно на альбом «упали» чудесными глыбами такие номера, как, собственно, заглавная композиция, Time Waits for No One и, конечно же, потрясающий НЛО-трек (в том плане, что его совсем не ждёшь) – Fingerprint File. Успешность остального материала остаётся под большими или малыми вопросами, что лишь доказывает намерение: «Это всего лишь рок-н-ролл, уберите лишнее, включая ваши ожидания, и наслаждайтесь!».

|||

Альбом «It's Only Rock 'N' Roll (2009 Remaster)» (The Rolling Stones) в Apple Music
It's Only Rock 'N' Roll

Источник изображений: www.discogs.com

///

← Читайте предыдущий выпуск ретро-фонотеки

Читайте следующий выпуск ретро-фонотеки →