На рубеже 1935-1936 годов Военное министерство Великобритании задумалось о замене всё ещё стоявших зачем-то на вооружении бронеавтомобилей. Устаревшие морально и физически, они уже не могли адекватно выполнять возложенные на них задачи, и армии зачем-то потребовались новые бронеавтомобили. Так началась история бронеавтомобиля от компании Morris.
История создания Morris CS.9
Компания Morris к середине 30-х годов ХХ века уже не была новичком в автомобилестроении, в том числе и в военном. Они поставляли в армию некоторые модели автомобилей, и можно даже сказать, что Morris был довольно «плодовитым» производителем. Поэтому, когда Военное министерство начало рассылать заказы на создание нового бронеавтомобиля, Morris Motors не обошли стороной. Да и сами Morris Motors были не прочь попробовать себя в чём-то новом.
К созданию бронеавтомобиля в компании привлекли инженеров из дочерней компании Morris Commercial Motors. И они предложили использовать в качестве базы небольшой коммерческий грузовичок Morris Commercial C9 4x2 15cwt, с грузоподъёмностью 750 кг. Выбор именно этого автомобиля произошёл не случайно – этот грузовичок уже состоял к тому моменту на службе в армии Его Величества, соответственно, к нему было много запчастей и мало претензий от военных.
Определившись с базой, конструкторы начали работать над корпусом бронеавтомобиля. По заказу военных, он должен был иметь простую конструкцию, рациональные углы наклона брони, а также достаточно мощное артиллерийское вооружение, чтобы бороться как с бронеавтомобилями, так и с лёгкими танками противника. Конструкторы свою задачу выполнили, и создали вполне себе неплохую модель, которая несла в себе несколько важных нововведений.
Описание конструкции
Конструкторы потрудились в меру своих сил и дополнили изначальный запрос военных, существенно повысив боевые характеристики бронеавтомобиля в меру возможностей – а они ограничивались грузоподъёмностью шасси.
Бронированный корпус и башня
Корпус бронеавтомобиля собирался на каркасе при помощи клёпок. Такая система была унаследована ещё от бронемашин времён Первой Мировой Войны, и более того, британскими инженерами тщательно сохранялась. Тем не менее, корпус уже нёс многие черты машин будущего – например, рациональные углы бронирования, комбинирование этих углов для повышения защиты, а также водителю дали отдельную наблюдательную бронерубку, в которую было достаточно удобно смотреть.
Корпус собирался из листов катаной брони толщиной в 7 миллиметров – такая защита была по кругу. Однако под рациональными углами они находились лишь в носовой части, прикрывая двигатель и немного боевое отделение бронеавтомобиля. В остальных проекциях бронирование считалось рационально наклонённым лишь номинально – не под теми углами находились листы, чтобы обеспечивать надёжный рикошет при попадании боеприпасами малых (стрелковых) калибров.
Бронированная рубка для наблюдения механика-водителя представляла собой простую коробку, собранную из листов той же 7-мм брони. В её состав входила сама коробка, фронтальный щиток со смотровой щелью и два открываемых окошка по бокам самой рубки. Разумеется, откидывать щиток и открывать боковые окошки по инструкции разрешалось открывать лишь на марше и во время технического обслуживания (во втором случае – мне непонятно, зачем) бронеавтомобиля.
Башня представляла собой открытую сверху корзину, собранную из нескольких листов бронированной стали, толщиной в 7 мм. Примечательно, что по бокам от оружейной маски встраивались два куска бронированной стали, которые служили для дополнительного отражения и повышения вероятности рикошета при попадании пуль от стрелкового оружия. Вращать башню приходилось вручную, причём крутилась она свободно, без всяких ограничений.
Отдельно для каждой группы членов экипажа (механик-водитель, стрелок и командир машины) в броне прорезали отдельные дверцы. Механик-водитель попадал на своё рабочее место через дверцу с правой стороны бронеавтомобиля (его рабочее место тоже находилось по правому борту), а стрелок и командир, располагавшиеся в задней части машины – через дверцу в левом борту.
Вооружение
Для вооружения бронеавтомобиля инженеры компании Morris Commercial Motors разработали два варианта – более распространённый, включавший в себя противотанковое ружьё Boys калибра 14 мм и ручной пулемёт Bren калибра 7,7 мм. Второй вариант был с использованием тяжёлого станкового пулемёта Vickers-Armstrong HMG калибра 12.7 мм и противотанкового ружья Boys. В обоих вариантах по центру лобовой части башни устанавливалась мортирка калибра 100 мм для постановки дымовой завесы.
Однако второй вариант военным «не зашёл» - по разнящимся данным, бронеавтомобиль с тяжёлым вооружением был выпущен в количестве то ли десяти, то ли двадцати единиц. Причиной того, что он «не зашел», стала излишняя, по меркам военного руководства, мощность вооружения – дескать, нет смысла, да и дорого. Хотя, как по мне – «дорого» и являлось лейтмотивом британского военного министерства. В те годы в британском военном руководстве было засилье консерваторов, которые не особо грамотно относились к развитию бронетехники – они считали, что это дорогая и не особо полезная игрушка, поэтому мощной по всем параметрам техники в интербеллум в Великобритании не производили.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
То, что позаимствовали от грузовика – а именно двигатель, коробку передач и систему привода решили использовать без изменений. Такое решение было принято по двум причинам – во-первых, возможности для ремонта техники были больше, если использовать серийные компоненты. Во-вторых – использование серийных узлов и компонентов обходилось военным намного дешевле.
В качестве силовой установки на бронеавтомобиле использовался рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель Morris мощностью в 95 лошадиных сил. Это был действительно надёжный двигатель с небольшим (по меркам тех лет) потреблением топлива. Это позволяло без дополнительных ухищрений (ограничились лишь установкой чуть более ёмких топливных баков) добиться радиуса действия бронеавтомобиля в 380 километров (для 4,5 тонной машины это немало).
Коробка переключения передач тоже перекочевала в бронеавтомобиль без всяких изменений. Это была стандартная пятиступенчатая коробка передач, с четырьмя передачами вперёд и одной задней. КПП, в целом, была достаточно надёжной даже при дополнительной нагрузке в виде бронированного корпуса. Тем не менее, проблемы с ней встречались – хотя тут вину можно успешно вменить самим механикам-водителям, как правило, новобранцам.
Ходовая часть и подвеска также перекочевали с грузовика без всяких изменений – стандартная рессорная подвеска, возможность подключения приводного усилия передних колёс. Задний мост был двускатным, как и на изначальном грузовике, при этом основной приводной механизм был «завязан» именно на задний мост. Особенно хорошо ходовая часть показала себя после установки пустынных или внедорожных шин – в этом случае броневик получал очень недурную проходимость.
Боевое применение
Боевое крещение Morris CS.9 получили во Франции – в распоряжение 12 Королевского уланского полка незадолго до войны поступили 38 бронеавтомобилей данного типа, заменив собой бронеавтомобили Lanchester, стоявшие на вооружении полка. Во время битвы за Францию, а также бегства английских войск к Дюнкерку, все «Моррисы» были брошены или потеряны в боях. Возможно, некоторые экземпляры немцы использовали в своих войсках, но это было бы весьма ограниченное применение. Точных данных об этом у меня нет. Не нашлось их и в немецких архивах (безжалостно уничтожавшихся в случае опасности), поэтому точнее данных на данный момент не будет.
Вторая партия броневиков, состоявшая из 30 единиц, была направлена в распоряжение 11 гусарского полка, несшего службу в Северной Африке. Там Morris CS.9 заменил собой устаревшие броневики от Rolls-Royce, после чего довольно неплохо показал себя во время Африканской кампании, несмотря на то, что его броня и тяговооружение были к тому моменту уже недостаточными. Судьба бронеавтомобилей 11 гусарского полка тоже была незавидной – их тоже либо перебили, либо в небольших количествах захватили войска противника, и какое-то время их ограниченно использовали в итальянской и немецкой армиях.
Всего военными было заказано 99 машин данного типа. У меня нет никаких данных, был ли выполнен заказ полностью или нет – есть лишь данные об использовании 38 машин данного типа во Франции, а также 30 машин в Северной Африке. Никаких данных о ещё 31 бронеавтомобиле мне найти не удалось.
Заключение
Дебют компании Morris Commercial Motors в строительстве бронеавтомобилей получился неудачным. Однако опыт, полученный при создании этого бронеавтомобиля, привёл к созданию более совершенной модели, о которой мы поговорим чуть позже. А подытоживая, мне хотелось бы привести в качестве лейтмотива данной статьи цитату одного из бойцов (вроде бы цитата имела место быть, судя по материалам из сети) про этот бронеавтомобиль – «Медленно, не очень опасно и практически бесполезно».
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!