Концертные фотографии Элиса Купера, Брайана Ферри, Джона Лайдона и других музыкантов, сделанные Джоном Скоттом
Никогда не отказывайся от своих мечтаний, потому что никто другой не сделает их реальностью Когда Джон Скотт был ребенком, он хотел стать фотографом. Он бродил по дому своих родителей, мысленно "снимая" кадры. У него был талант, который он думал превратить в карьеру. Но жизнь диктовала свои планы.
Перемотаем вперед.
Пятнадцать лет назад Скотту подарили фотоаппарат. Он вернулся в мир возможностей. Тогда он работал в офисе, но писал для различных музыкальных журналов и блогов. Он решил взять камеру с собой на несколько концертов.
Так началась успешная и признанная карьера Скотта как фотографа.
Но пусть сам Джон обо всём расскажет...
Как вы начали заниматься фотографией?
Джон Скотт: Три великие страсти в моей жизни — это музыка, различные устройства для её воспроизведения и фотография. Когда я был маленьким, в нашем доме было несколько старых сломанных камер, и мне нравилось смотреть через видоискатель, нажимать на затвор и притворяться, что делаю снимки. Спустя несколько лет Санта принес мне на Рождество камеру Kodak Instamatic, и я стал документировать семейные праздники и важные события. В подростковом возрасте я перешел на зеркальный фотоаппарат и вступил в фотоклуб.
Как это часто бывает, отвлечения взрослой жизни, такие как брак и воспитание детей, отодвинули моё увлечение на второй план на долгое время, пока около пятнадцати лет назад Санта вновь не пришел на помощь и подарил мне маленькую цифровую камеру. В то время я чувствовал себя довольно разочарованным в работе, и, учитывая, что мои художественные способности не лучше, чем у одарённого двухлетнего ребенка, я никогда не считал себя творческим человеком. Но возможность носить эту камеру в кармане и делать с её помощью довольно хорошие фотографии дала мне столь необходимый творческий выход и возродила мой интерес.
Что привлекло вас к концертной/музыкальной фотографии?
Скотт: Я всегда любил музыку, особенно живую. Вместе с любовью к музыке пришло и увлечение аудиотехникой. Однако, как и многое другое, эти увлечения отошли на второй план, пока мои дети не выросли (Санта принёс им гитары, барабаны и студийное оборудование, но забывал приносить мне камеры или Hi-Fi технику, пока они не закончили школу). К счастью, случайная встреча с редактором сайта с обзорами аудиотехники, HiFi Pig, привела к тому, что я начал писать обзоры на музыку и Hi-Fi. Когда я писал рецензии на живые концерты, я смотрел на профессиональных фотографов у сцены и думал, что было бы здорово заниматься этим. Но я же не был профессиональным фотографом, верно?
Тем не менее, я писал для признанного медиа-издания. Наверное, самое плохое, что могло случиться, если бы я запросил аккредитацию для фотографа, — это отказ. К счастью, мой запрос одобрили, и, чувствуя себя самозванцем, которым я, безусловно, был, я занял место среди профессиональных фотографов у сцены. Они с подозрением смотрели на мой зеркальный фотоаппарат для начинающих. Сейчас у меня гораздо лучшее оборудование, и теперь они со мной разговаривают.
Кто и что влияет на вашу фотографию?
Скотт: Я всегда считал, что слово «влияние» подразумевает «копирование», и могу честно сказать, что в разгар концерта, когда я пытаюсь сделать лучшие снимки, мысль о копировании чьего-либо стиля даже не приходит в голову. Однако я начал читать еженедельные музыкальные газеты — сначала Melody Maker, а затем NME — когда мне было 13 лет. Не имея много денег на концерты или пластинки, я поглощал музыкальные знания через печатные слова и черно-белые фотографии. Фотографы, такие как Эдриан Бут и Чоки Дэвис, сформировали для меня 1970-е годы, а позже Антон Корбайн сделал то же самое в 1980-х. Они вдохновили меня заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас.
Что делает фотографию хорошей?
Скотт: Это хороший вопрос. Современные технологии позволяют любому человеку взять в руки камеру и сделать технически хорошую фотографию — люди постоянно делают это с помощью своих телефонов. Хорошая фотография с концерта не обязательно должна быть технически идеальной, но, как мне кажется, она должна передавать суть исполнителя и выступления. Я действительно верю, что в камере происходит нечто волшебное: ты должен вложить часть себя в фотографию и быть полностью погружённым в момент.
Расскажите что-нибудь о себе. Ваше происхождение, работа, карьера?
Скотт: У меня было много различных, в основном сидячих работ. Некоторые из них были интереснее других, но ни одна не заслуживает упоминания. Сейчас я частично на пенсии, что теоретически даёт мне больше времени для фотографии, но, похоже, я пока не совсем разобрался, как этим воспользоваться.
Как вы работаете?
Скотт: В концертной фотографии очень быстро понимаешь, что единственное, что ты контролируешь, — это то, что ты решаешь делать с камерой. Всё остальное, будь то обзор, освещение или время, которое можно потратить на съёмку, меняется от концерта к концерту и от площадки к площадке. Ни одно выступление не похоже на другое. Стандартный протокол предполагает, что фотографировать можно только в течение первых трёх песен. Это может происходить из фотопита или с боковых проходов. Неписаное правило — не загораживать зрителям обзор. Я всегда помню об этом — я не платил за билет, а они заплатили — но однажды я на собственном опыте убедился, что если на двадцать секунд встать между Брайаном Ферри и его фанатами, это вызовет такое осуждение, что даже моряк покраснеет.
Я научился работать в любых условиях, которые диктует конкретный концерт. На небольшом клубном выступлении я хочу быть в самом начале толпы, так как там не будет фотопита. Если концерт распродан, я, скорее всего, застряну на выбранной позиции, поэтому лучше прийти пораньше и осмотреть сцену, чтобы выбрать лучшее место. Маловероятно, что это будет прямо по центру.
После концерта я просматриваю все фотографии и выбрасываю большинство из них, отбирая те, которые стоит сохранить. Затем им требуется постобработка. Сильное красное или синее освещение может выглядеть потрясающе во время концерта, но оно может убить детализацию на фотографии, и никто не хочет видеть серию снимков, где освещение всегда одинаково. Часто приходится тратить много времени на корректировку цвета. Некоторые фотографии оживают при переводе в чёрно-белый формат. Другие — нет, но всегда есть ряд творческих решений, которые нужно принять, прежде чем фотография будет «законченной».
Какие ваши любимые фотографии из вашего портфолио? Что делает их особенными?
Я выбрал три своих любимых фотографии, потому что они вызывают особенные воспоминания, и все их герои, так или иначе, мои кумиры. Я был поклонником группы Gong с раннего подросткового возраста. Я увидел их в 2009 году, задолго до того, как начал заниматься музыкальной фотографией, но у меня был в кармане маленький цифровой фотоаппарат. Дэвид Аллен, лидер Gong, на тот момент был 71 год, а его соратнице Джили Смит — 76, но группа просто зажигала. В какой-то момент Аллен ушёл со сцены, чтобы передохнуть, и я сделал этот снимок его сбоку сцены. Аллен был рассказчиком и шоуменом, скрывающимся за несколькими образами, но я думаю, что этот снимок запечатлел его настоящего. Технически это далеко не хорошая фотография, на ней практически нет деталей, но она заставляет меня улыбаться, когда я её вижу.
Скотт: Когда я был в начальной школе, я увидел Alice Cooper на Top Of The Pops и на следующий день обсуждал это на детской площадке, так что стоять в трёх футах от него с 12 000 фанатов за моей спиной было чем-то особенным.
Эта фотография Ли «Скрэтча» Перри была сделана на следующий день после его 84-го дня рождения, и он выдал потрясающий двухчасовой сет. Как раз в момент съёмки он начал наклоняться, чтобы пожать мне руку, поэтому мне пришлось справляться с камерой одной рукой, а другой — пожимать его ладонь.
Над чем вы сейчас работаете?
Скотт: Хотя это было неосознанное решение, я постепенно отхожу от больших концертов и всё чаще фотографирую выступления в небольших клубах. Во многих отношениях это более сложно, но также более вознаграждающе и, безусловно, более весело. Меня также интересует уличная фотография, так что я хотел бы чаще брать камеру с собой днём.
Все фотографии авторства Джона Скотта, использованы с его любезного разрешения.