Найти тему

🔥 Россия при Анне Иоанновне в записках датского пастора.

Напомню, что Анна Иоанновна, племянница Петра Первого и дочь его родного брата и соправителя Иоанна, была российской императрицей в период с 1730 по 1740 гг. Она была последней чистокровно русской правительницей на российском престоле.

И опять у нас - свидетельства иностранцев. Вернее - иностранца, который жил в Российской империи в период с 1736 по 1739 год. Как и многие иностранцы в то годы, он просто искал возможность побольше заработать, причем - по всей Европе, и на каком-то этапе попал и в Россию. Так что его записки относятся к периоду правления Анны Иоанновны.

Автор записок - датский пастор Педер фон Хавен (1715 - ?? гг.) Выпускник теологического факультета Копенгагенского университета. В России он работал с иностранцами, которых здесь тогда было очень много, а еще учителем в доме князя Репнина (последний год).

Его впечатления о стране хороши тем, что он получал их не только в столицах. Он много поездил по стране, сопровождая лиц, которые пользовались его услугами (например - норвежского контр-адмирала П. Бредаля, который находился на русской службе), и видел жизнь в русской провинции. Ну и конечно, они отражают и общие представления о России, так сказать, "легенды и мифы", которые циркулировали тогда в рядах иностранных специалистов.

Портрета его, к сожалению, нет.

Итак - что интересного я нашла в его воспоминаниях Путешествие в Россию.

-2

1. О Кронштадте. Отмечается, что город, как и Петербург населен людьми разных национальностей, и здесь полная свобода вероисповедания. Однако храмы только русские (православные), остальные молятся в особых домах.

Здесь стоит около 40 кораблей военного флота, и каждый год строят еще 1-2 для Кронштадта. Но есть одна особенность - исправно примерно 14 кораблей. Остальные негодны к использованию. И каждый год 1-2 корабля приходит в негодность. То есть, по сути, кораблей мало, и их строительство ситуации не меняет.

При этом, матросами укомплектованы все корабли. Матросы - русские, и с одной стороны набираются из мест, где есть реки и озера, но с другой стороны это никак не прибавляет им мастерства, потому что плавать на корабле по морю не то же самое, что в лодке по озеру. Плюс команды отдаются на иностранном языке - и матросы их не понимают. Офицеров много иностранцев, которые не владеют русским языком.

Тем не менее все это отлично финансируется. У солдатов такая форма, что ее "и не видно под роскошными галунами".

2. Петербург произвел огромное впечатление своей красотой и благоустроенностью. Отмечается, что полиция здесь очень строга и усердна.

Интересный вывод о том, что блуд у русских карается не сурово, сделан из случая, когда одну даму легкого поведения застали за этим делом с персом. Ей всыпали батагов, а потом отпустили со словами, что "распутничать надо с русскими, а не с персами!"

3. Личность "епископа Новгородского" произвела огромное впечатление.

Я посмотрела - по описанию это был архиепископ Феофан Прокопович (1681-1736 гг.)

-3

В молодости он много путешествовал по Европе и Азии, и не имел себе равных по учености. Знал историю, богословие, философию, очень много иностранных языков, в том числе древнееврейский и греческий. На всех европейских языках мог изъясняться и понимать их. Очень любил латынь. Обладал глубокими познаниями в математике и имел к ней большую склонность. Очень хорошо относился к иностранцам. Был одинок, так как был сиротой, а средства имел довольно большие, и употреблял их на разное полезное строительство.

Скончался от некоего "удушливого флюса", все деньги завещав разным заведениям.

Это то, что о нем сообщает Хавен.

Дополнительно могу сказать, что родился будущий архиепископ в Киеве, носил фамилию матери, и в его воспитании после ее смерти принимали участие родственники с материнской стороны, в частности - дядя, Феофан Прокопович, чье имя и фамилию он позже взял. Дядя был наместником одного из киевских монастырей.
Феофан учился много и в разных местах. Это и Киево - Могилянская академия, и университеты в Лейпциге, Йене и Хале, это и иезуитская коллегия в Риме (он переходил в униатство).
Потом он вновь вернулся в православие и в Киев. Стал ректором Киево - Могилянской академии и настоятелем монастыря, а в 1716 году Петр Первый его вызвал в Петербург. Когда был учрежден Священный Синод его поставили во главе.
Из его взглядов.
В богословии они напоминали католические и даже протестантские.
Он придерживался идеи цезарепапизма (глава государства - глава Церкви)
Он автор идеи о триединстве русского народа (великороссы - малороссы - белорусы)

4. Как персы Петербург спалили.

В 1736 году в столице выгорело несколько прекрасных улиц с дворцами. Вообще, в тот год горела и Москва (20-30 тысяч домов были уничтожены), и Ярославль, и многие другие русские города.

Но в Петербурге пожар этот, да и вообще многие пожары, случались из-за проживающих там персов, которые, несмотря на то, что были магометанами, не забывали и прежней веры - огнепоклонства. Они разводили во дворах огромные костры, и часто огонь перекидывался на город. А персы радовались силе своего бога.

Они жили в Петербурге, скажем коротко, по причине международной политики Российской империи, которая участвовала в персидских делах.

Персы были очень красивы. Высокие, чернобородые, и очень ярко и дорого одевались в своем стиле.

Здесь же отмечается, что при начале пожара 1736 года, около часа горел всего один дом с каменным фундаментом, погода была безветренная, а в каналах Петербурга много воды - и этот дом не смогли потушить, при том, что пожарная служба в России была устроена по самым передовым европейским образцам и денег на нее тратилось очень много. Делается вывод, что проблема в исполнении распоряжений.

Надир - шах. 1740 год.
Надир - шах. 1740 год.

5. Особенности восприятия смерти у русских.

Отмечается, что казни и похороны не обставляются так торжественно, как в Европе. На казни присутствует минимум людей, обычно несколько старух и детей (!) - это никому не интересно. Русские, которых казнят, неизменно воспринимают смерть с радостью, как будто на праздник отправляются.

-5

Похороны, судя по описанию у Хавена, вообще выглядят феерично. Умер человек, его без всякого сопровождения или церемоний кладут голого или на доску, или в выдолбленное бревно, и тащат хоронить, как тащили бы мешок с мукой. Тащит пара парней. И все.

Не донесли, положим, потому что устали, скинули, прикопали, голова торчит - сломали ее, подоткнули, на следующий день вернулись, раскопали и дальше потащили...

Этот момент вызвал наибольший отклик в комментариях, но, если внимательно почитать, все сведения о стране у автора можно разделить на ситуации, с которыми он явно сталкивался сам, и ситуации, которые он мог знать с чужих слов, и там, скорее всего работал эффект "испорченного телефона". Но в любом случае, это интересные данные, поскольку они отражают представления о стране пребывания у иностранцев, многие из которых не знали русского языка, и не бывали далее Петербурга.

Коронация Анны Иоанновны
Коронация Анны Иоанновны

6. Дороги.

Вас ждет удивление. Дороги по всей империи были идеальны. Ни в одной другой стране, кроме, может быть только Швеции, не было таких ровных дорог. И зимой и летом путешествовать было одно удовольствие. А ездить по этим дорогам можно было быстро, удобно и дешево!

Интересно, что дорожные экипажи и сани были так устроены, что в них надо было лежать, как в постели.

Курьеры и почта в стране работали необыкновенно четко и быстро.

Очень популярны зимой санные пути, особенно для торговли. То, что летом надо везти, к примеру, то по воде, то по суше, то вообще по болотам, зимой можно провезти вообще в любом месте только на санях, очень быстро и дешево.

7. Праздники.

Самые главные праздники в стране, которые очень пышно отмечались - день святого Николая (осеннего), Рождество, Крещение и Новый год.

Но вообще праздников так много, что если все отмечать, придется полгода не работать.

-7

8. Смена веры.

Петр Первый отрицательно относился к тому, чтобы его подданные меняли ту веру, в которой были рождены. В том числе, чтобы иностранцы на русской службе становились православными. Он считал, что тот, кто не верен Богу в той вере, в которой выращен, не будет верен и императору.

Согласитесь, логика в этом есть.

Отсюда проистекала по всей стране

-8

В связи с этим первый вопрос, который у меня возникает, связан с политикой по отношению к староверам. Которых именно в эти годы нещадно преследовали. То есть здесь мы имеем идеализированный взгляд на реальное положение вещей.

9. Отношение к евреям.

Здесь приводятся слова Петра Первого о том, что евреев не надо изгонять оттуда, где они есть, но не надо пускать туда, где их нет.

Поэтому в Петербурге евреев нет, кроме одного придворного, который занимается перепиской - и его помощников.

Хавен видит причину ограничений евреев в России в том, что оба народа - евреи и русские, очень похожи. И русские относятся к евреям очень хорошо. Настолько хорошо, что стоит зазеваться - а они уже отмечают субботу и отправляют иудейское богослужение.

10. Отношение к посту.

В стране очень много постов. Больше, чем у католиков. Если собрать все посты - получится 28 недель в году.

В армии и на флоте разрешены послабления.

Но. Русский народ в любых условиях посты соблюдает, послаблений себе не позволяет, и доходит даже до того, что человек отказывается принимать пищу из посуды, в которой была не постная пища.

Очень интересные записки, поэтому, думаю, к теме я еще вернусь.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого слева на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц