Найти тему

Арт-детектив

Порой, судьба картины, ее история, достойны отдельного рассказа. Недаром жанр «искусствоведческий детектив» пользуется популярностью. Ведь картина - это и образ художника, овеянный загадочностью и романтикой, и история ее создания, иногда с интригующей подоплекой, и возможно, неочевидный с первого взгляда пласт смыслов, когда в символической форме, в деталях или сложных аллюзиях художник рассказывает зрителю больше, чем это можно увидеть с первого взгляда.

Представление о картине, как о сакральном сосуде, в котором хранится частичка души художника, о таланте, как об искре Божией, породило немало литературных образов, таких как Дориан Грей или художник Чертков из повести Гоголя «Портрет».

Картина как предмет коллекционирования, как объект одержимости, как инвестиция и материальная ценность - в каких только образах ни предстает перед нами холст! Тут уж есть где развернуться фантазии писателя!

Но и в жизни иногда случаются, пусть маленькие, но не менее значительные чудеса.

И в нашей коллекции есть картины, которые пришли в музей непростым путем. Интересна история натюрморта Майи Копытцевой «У окна».

Майя Копытцева "У окна" 1970-е. Холст, масло. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Майя Копытцева "У окна" 1970-е. Холст, масло. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Ранняя весна в городе Курске. Талый снег, растеряв прелесть юности, постепенно темнеет, смешиваясь с землей и образуя невнятное состояние, полное бесконечных потенций и не наполненное ничем в своей сути, свойственно любому переходному периоду в любой форме жизни.

По улице идет человек. Он погружен в свои мысли и, возможно, мечты. Если бы он был художником, то, наткнувшись взглядом на жемчужно–серый, голубовато-серый, стальной холодный и уютный теплый серый, он бы замер, сверяя их с камертоном талого снега.

Но человек был филологом. И он увидел книги, письмо, лампу, авторучку, очки. И журнал «Новый мир». И подумал, что на картине изображен стол Солженицына. А картина стояла на снегу, прислоненная к ржавому боку помойного контейнера. Не теряя, надо сказать, при этом достоинства.

Дальше последовала глава, которую можно и опустить, про поиск специалистов, атрибутирование, бюрократические формальности и немножко про деньги. Отметим только неравнодушное и трепетное отношение человека к искусству и к интеллектуальному наследию.

И вот, натюрморт у нас. Радостно приветствует родственников- трогательный натюрморт с фиалками, строгий «заседательский» натюрморт и портрет своего творца, Майи Копытцевой. Копытцева сердится, между прочим. Не на него ли? Где ты был, я так волновалась? Но теперь можно выдохнуть, успокоиться. Этот холст занял свое место в цитадели искусства - музее. Теперь ничто ему не угрожает, скитания позади.

Анатолий Левитин. Портрет М.К. Копытцевой (Майка сердится) 1965 г. Холст, масло Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Анатолий Левитин. Портрет М.К. Копытцевой (Майка сердится) 1965 г. Холст, масло Собрание МВЦ "Петербургский художник"

А чей же стол? Натюрморт был написан на знаменитой Академической даче в Вышнем Волочке, которая стала для Майи Копытцевой настоящей творческой Меккой. Сюда она приезжала много лет подряд на все лето и осень. Здесь ей писалось, дышалось, размышлялось. И здесь, в номере гостиницы, она запечатлела то, что было обиходом ее жизни, и жизни супруга, Анатолия Левитина. Эти предметы, являясь их личными, в то же время отражают время, ведь перед нами типичный стол интеллектуала 60-70-х.

Обретая судьбу, натюрморт обрел свое лицо. Это лицо интеллигентное, вдумчивое, немного меланхоличное. А может быть, оно озарено той тихой, светлой радостью, которая приходит, когда после долгих испытаний и преодолений вдруг наступает осознание красоты и гармонии жизни.