Порой, судьба картины, ее история, достойны отдельного рассказа. Недаром жанр «искусствоведческий детектив» пользуется популярностью. Ведь картина - это и образ художника, овеянный загадочностью и романтикой, и история ее создания, иногда с интригующей подоплекой, и возможно, неочевидный с первого взгляда пласт смыслов, когда в символической форме, в деталях или сложных аллюзиях художник рассказывает зрителю больше, чем это можно увидеть с первого взгляда.
Представление о картине, как о сакральном сосуде, в котором хранится частичка души художника, о таланте, как об искре Божией, породило немало литературных образов, таких как Дориан Грей или художник Чертков из повести Гоголя «Портрет».
Картина как предмет коллекционирования, как объект одержимости, как инвестиция и материальная ценность - в каких только образах ни предстает перед нами холст! Тут уж есть где развернуться фантазии писателя!
Но и в жизни иногда случаются, пусть маленькие, но не менее значительные чудеса.
И в нашей коллекции есть картины, которые пришли в музей непростым путем. Интересна история натюрморта Майи Копытцевой «У окна».
Ранняя весна в городе Курске. Талый снег, растеряв прелесть юности, постепенно темнеет, смешиваясь с землей и образуя невнятное состояние, полное бесконечных потенций и не наполненное ничем в своей сути, свойственно любому переходному периоду в любой форме жизни.
По улице идет человек. Он погружен в свои мысли и, возможно, мечты. Если бы он был художником, то, наткнувшись взглядом на жемчужно–серый, голубовато-серый, стальной холодный и уютный теплый серый, он бы замер, сверяя их с камертоном талого снега.
Но человек был филологом. И он увидел книги, письмо, лампу, авторучку, очки. И журнал «Новый мир». И подумал, что на картине изображен стол Солженицына. А картина стояла на снегу, прислоненная к ржавому боку помойного контейнера. Не теряя, надо сказать, при этом достоинства.
Дальше последовала глава, которую можно и опустить, про поиск специалистов, атрибутирование, бюрократические формальности и немножко про деньги. Отметим только неравнодушное и трепетное отношение человека к искусству и к интеллектуальному наследию.
И вот, натюрморт у нас. Радостно приветствует родственников- трогательный натюрморт с фиалками, строгий «заседательский» натюрморт и портрет своего творца, Майи Копытцевой. Копытцева сердится, между прочим. Не на него ли? Где ты был, я так волновалась? Но теперь можно выдохнуть, успокоиться. Этот холст занял свое место в цитадели искусства - музее. Теперь ничто ему не угрожает, скитания позади.
А чей же стол? Натюрморт был написан на знаменитой Академической даче в Вышнем Волочке, которая стала для Майи Копытцевой настоящей творческой Меккой. Сюда она приезжала много лет подряд на все лето и осень. Здесь ей писалось, дышалось, размышлялось. И здесь, в номере гостиницы, она запечатлела то, что было обиходом ее жизни, и жизни супруга, Анатолия Левитина. Эти предметы, являясь их личными, в то же время отражают время, ведь перед нами типичный стол интеллектуала 60-70-х.
Обретая судьбу, натюрморт обрел свое лицо. Это лицо интеллигентное, вдумчивое, немного меланхоличное. А может быть, оно озарено той тихой, светлой радостью, которая приходит, когда после долгих испытаний и преодолений вдруг наступает осознание красоты и гармонии жизни.