Найти тему

Загадки и коды советского искусства.Творческие дачи.

Федоров В. А.  Утро весеннее 1973г. Из собрания МВЦ "Петербургский художник"
Федоров В. А. Утро весеннее 1973г. Из собрания МВЦ "Петербургский художник"

На картине Вячеслава Федорова «Утро весеннее» изображено конкретное место. Это деревня Терпигорево в Тверской области. Она находится в окрестностях знаменитой Академической дачи им. Репина – одной из Творческих дач Союза художников СССР, куда в XX веке приезжали работать все крупные советские мастера. Эта картина ода месту, которое было источником творческой силы для многих советских живописцев. О феномене Творческих дач мы хотим рассказать подробнее.

Творческие дачи были важной частью художественной жизни послевоенного времени и по- своему воплотили идею арт-коммуны. Такие места отдыха и работы на природе для художников сохранялись, только пока существовала система «художник-государство», созданная Советским правительством.

История домов творчества началась в конце 1940-х, когда государство стало строить специальные здания или осваивать дореволюционные особняки под базы отдыха и работы художников. Первоначальная идея заключалась в том, чтобы в этих местах художники с помощью опытного руководителя создавали тематические картины к всесоюзным выставкам. Мастера должны были оказаться в идеальных условиях, где не нужно думать о быте, а лишь заниматься творчеством.

Расцвет творческих дач приходится на 1960-е и 1970-е. Собственные дома творчества были у всех крупных отделений Союза художников СССР. Они располагались в очень живописных местах — на Черноморском или Балтийском побережьях, на озере Иссык-Куль, на берегу Оки, среди лесов Тверской области или в Старой Ладоге.

Дома творчества делились на Всесоюзные в Гурзуфе, Хосте, Майори, Паланге и на озере Сенеж под Москвой, где собирались художники из разных республик Советского Союза, и Российские, как, например, «Академическая дача» им. Репина в Тверской области и дом творчества в Старой Ладоге.