Найти в Дзене

Майя Копытцева.Талант озорной и радостный

"Отстала ягода от кисти винограда;
Дрожит на кончике- всех меньше и темней.
Но презирать ее, по-моему, не надо:
Наоборот!-Цена картины –В ней."

- Новелла Матвеева

Дождь пошел. 1967г. Холст, масло
Дождь пошел. 1967г. Холст, масло

"Копытцева приезжает на Академическую дачу весной, летом, осенью. Каждый раз пишет, казалось бы, одни и те же осенние кусты- черемуху, рябину, яблони, но каждый раз это новые, не похожие на прежние работы. «Каждый раз –это определенный пейзаж,-говорит Копытцева,- а если упускать мелочи, будет осень вообще безлика» (из беседы И.Г.Романычевой с М.К.Копытцевой )"
- из альбома "Майя Копытцева. Художник. Личность. Друг" Анатолия Левитина

Яркая индивидуальность,самобытность, четко очерченная форма личности всегда производит впечатление и зачастую это впечатление живет само по себе, как что-то большое, красивое и …отдельное.

Но по-настоящему почувствовать общность и разницу можно только в мелочах. В том поле, которое является общим для всех и в котором все так по- разному себя проявляют...

Анатолий Левитин. Портрет М.К.Копытцевой (Копытцева сердится) 1965 г. Холст, масло Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Анатолий Левитин. Портрет М.К.Копытцевой (Копытцева сердится) 1965 г. Холст, масло Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Майя Кузьминишна Копытцева родилась в 1924 году в городе Гагры. Когда ей было два года, семья переехала в Ленинград. Творческий путь начался с Дворца пионеров, куда целеустремленная Майя добиралась пешком, около десяти километров... Зимой 1941 года ее без всяких экзаменов взяли в СХШ при Всероссийской академии художеств. А летом началась война… В феврале 1942 года школу и академию эвакуируют в Самарканд.

«Майя с горечью вспоминала, как в этом путешествии некоторые «проворные» ученики выгадывали себе пропитание за счет слабеющих и умирающих товарищей. Майя же делилась продуктами с необыкновенной щедростью.»

При чем здесь живопись? А это и есть те мелочи, в которых проявляется рисунок души, которые, проникая на холст, делают его живым, тот решающий удар кистью, который может погубить весь замысел, либо вдохнуть жизнь в красочный слой...

И таких эпизодов немало, из них складывается удивительно цельная и яркая картина. Недаром супруг Майи Копытцевой, художник Александр Левитин, пишет,что «Майя постоянно приводила меня в тихое изумление» и вспоминает случаи из жизни... Когда были украдены деньги на долгожданную путевку, «а она стоит и улыбается», когда деревенский дом обокрали, вынесли все, кроме красок, а Майя Кузьминишна даже обрадовалась: «Очень хорошо! Все лишнее вынесли, а что нужно оставили!». И многие, многие другие, выхваченные прожектором памяти из небытия прошлого, ушедшего, но не исчезнувшего времени.

Лимоны на зеленом. 2001г.холст, масло. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Лимоны на зеленом. 2001г.холст, масло. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Ведь все, что выплавлялось в горниле души, неизменно претворялось в картины. И очень символично, что излюбленным жанром Майи стал натюрморт. Лишенные претенциозности, полные тем замечательным, здоровым и светлым жизнелюбием, которое встречается у людей, в раннем возрасте понявшим ценность жизни, натюрморты Майи Копытцевой подмигивают нам веселым бликом на аппетитном яблочном боку, машут упругими ветками сирени, изумленно выглядывают ромашки из огромных букетов, словно «середнячки» из хореографического училища, которых вдруг поставили в первый ряд, причудливо изгибаются лилии, которые знают себе цену и не спорят со скромными колокольчиками. И лимон на зеленом -с характером, и фиалки высказываются скромно, но с достоинством. Каждый предмет абсолютно живой, выразительный, многоговорящий. И какой же это натюрморт? Абсолютно живая натура.

Натюрморт с графином. Холст, масло. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Натюрморт с графином. Холст, масло. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Майя Копытцева разбивала все шаблонные представления о художниках. Обожала математику и была немало разочарована, когда, поступив на архитектурный факультет Академии художеств, поняла, что математики там не так много, как хотелось бы… «Но живописцем я буду и архитектором-тоже. Но когда будет последнее, сказать трудно.» (из письма М.К.Кудрявцеву). Переведясь на живописный факультет, Майя Копытцева погружается в стихию цвета, но архитектурный задел, глубокое понимание формы, останется с ней навсегда. Работу она начинает «от куска» и каждый мазок будто подчиняется форме, еще неявной на холсте, но во всей красоте ясности, существующей в уме художницы.

У окна. 1970-е. Холст, масло. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
У окна. 1970-е. Холст, масло. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Своенравный, озорной, очень живой характер Майи Копытцевой проявляется в изображении предметного мира, где каждая вещь «немножко портрет», темперамент дает о себе знать насыщенным цветом, динамичностью линий,о независимости мышления говорит незаурядная композиция, но все в целом лишено пустой экзальтированности, структурировано и помимо яркой эмоциональной окраски несет в себе ясность разумного высказывания.

Яблоки.2004г. Холст, масло. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Яблоки.2004г. Холст, масло. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Елена Долгушина