Найти в Дзене

Анатолий Левитин. Рисунок времени, портрет поколения.

Ярко и четко, в прозрачности синей,
Ало-зеленые звезды горят.
Странны случайности сломанных линий…
Это-кометы в эфирной пустыне,
Это-цветы на лазоревой льдине,
Чуждых цветов металлический сад!
Валерий Брюсов .Калейдоскоп.

Чудно и непредсказуемо складывается картина мира в сознании человека. Вот взял ребенок калейдоскоп, смотрит заворожено на танец цветных стеклышек в отражениях отражений и с каждым новым оборотом – новый рисунок. В какой момент он остановится и скажет- "Вот, этот рисунок мой, это стеклышко самое главное". А может быть это лишь отражение?

Анатолий Левитин. Мастера детского здоровья. 1955г.
Анатолий Левитин. Мастера детского здоровья. 1955г.

Анатолий Левитин родился в Москве, в семье скрипача Павла Исаевича и педагога дошкольного образования, Любови Абрамовны. С детства проявлял талант к музыке, его рано начали обучать и дорога прямая и ясная расстилалась перед ним.

Но картинка сложилась иначе. Вместо нот и звуков воображением мальчика завладели краски и кисти. Первые, еще детские любимые персонажи- паровозы, машины, скрежещущий и сильный мир слепой устремленности. А когда талант расцвел и прошел огранку профессионализма, излюбленными персонажами стали люди эпохи- сталевары, бетонщицы, строители БАМа. Стальные люди, устремленные только вперед.

Паровоз. 1933г. Бумага, акварель. Из книги"Портрет художника на фоне эпохи"Анатолий Левитин, Наталья Тригалева
Паровоз. 1933г. Бумага, акварель. Из книги"Портрет художника на фоне эпохи"Анатолий Левитин, Наталья Тригалева

С обостренной чуткостью творческого человека, маленький Толя впитывал в себя «ощущения эпохи», ее нерв и вибрации. Его детские работы отличаются остротой, а в сочетании с непосредственностью, непредвзятостью детского восприятия и вовсе становятся документом эпохи.

Похороны Кирова.1934г. Бумага, акварель,белила. Из книги"Портрет художника на фоне эпохи"Анатолий Левитин, Наталья Тригалева
Похороны Кирова.1934г. Бумага, акварель,белила. Из книги"Портрет художника на фоне эпохи"Анатолий Левитин, Наталья Тригалева

«У меня иногда спрашивают, почему у меня, человека городского, выросшего в интеллигентной среде, в картинах и портретах мало образов ученых, артистов и музыкантов, почему я всегда тяготел к образам людей скорее физического, нежели умственного труда.Чем это объяснить? А объяснить это очень просто.»
Из книги"Портрет художника на фоне эпохи"Анатолий Левитин, Наталья Тригалева

И далее Анатолий Левитин подробно и красочно описывает, как он проводил лето у дедушки и бабушки, на окраине провинциального города Торопца. И описания эти полны таких живых впечатлений, что сомнений нет, в любимом узоре Толи Левитина это были самые яркие стеклышки. Хруст антоновских яблок, квас из погреба, банька...одни описания сада чего стоят! И конечно, люди!

Этюд к картине "Телятница"(Т.К.Лысько) 1958г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Этюд к картине "Телятница"(Т.К.Лысько) 1958г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

«Метрах в двухстах пятидесяти от дома стоял кожевенный заводик. Нам с сестрой говорили, что дед там работает управляющим…Меня там очень любили все работяги, и особенно, пожилая работница Аннушка….» Из книги "Портрет художника на фоне эпохи "Анатолий Левитин, Наталья Тригалева

Вполне возможно, что родись он не в городе, а в деревне, образы эти стали бы обыденностью и не воспринимались бы с такой остротой... Но калейдоскоп вертится и картинки складываются сами собой…

Портрет доярки Ольги Левант. 1963г.
Портрет доярки Ольги Левант. 1963г.

Художественный талант расцветал и не мог остаться незамеченным. Дом художественного воспитания детей, в котором занимался Анатолий , направил его в Ленинград, в Школу юных дарований при Российской академии художеств. Это было начало новой жизни, трудной, но увлекательной. И вот, когда годы учебы были уже позади, выпускные экзамены сданы, а впереди было долгожданное и почти гарантированное поступление в Академию художеств, началась война. Повестку Анатолий Левитин получил в свой день рождения, его распределили в артиллерийско-техническое училище.

«Левитин с детства любил технику, но любил как художник, не как технарь, что касается техники изнутри, он ее не понимал, и даже боялся».

Но пришлось подружиться со сложными механизмами, узнать, приручить. Техника, ее эстетика и красота, пройдет через все творчество художника и даже станет полноправным персонажем дипломной работы, которую он напишет много лет спустя, когда закончится война и пролетят счастливые годы в Академии, куда осенью 1945 года Левитин вернется уже в качестве студента.

Обмен стахановским опытом.1951г. Дипломная работа.
Обмен стахановским опытом.1951г. Дипломная работа.

"Я пошел на станкостроительный завод и имени Свердлова и … влюбился во все, что там увидел: в станки токарные, сверлильные, в запах металла, наконец, в увлеченных своим делом людей. Мне очень хотелось написать токарный станок так, чтобы он вызывал у зрителя эстетическое наслаждение." Из книги "Портрет художника на фоне эпохи"Анатолий Левитин, Наталья Тригалева

Академия подарит Анатолию Левитину не только образование, друзей, прекрасных педагогов, но и семью. О своей супруге, художнице Майе Копытцевой, он всю жизнь отзывался как о любимом, дорогом человеке и самом лучшем друге. И конечно, писал ее портреты, в которых теплый взгляд любящего сочетается с острым взглядом художника и прирожденного психолога.

Портрет художницы Копытцевой М. 1954г.
Портрет художницы Копытцевой М. 1954г.

Удивительно точно подбирает Левитин окружение своим персонажам. На одном - сложносочетанные эмоции - полуулыбка, в которой прячется лукавинка, едва заметная грусть, упрямство, стойкость и в то же время мудрость принятия- обрамляются таким же сложным сочетанием цвета. Простой, казалось бы, фон, живет, мерцает зелеными, розовыми, серыми, красными, проникая в натуру, раскидывая блики, играя «ответом» на лице, в волосах, оживляя «монолит» жакета. Но раскрывается это только внимательному, чуткому зрителю, как и характер Майи, такой веселый и легкий на первый взгляд и такой сложноустроенный внутри.

Портрет Копытцевой М.К. (Копытцева сердится.) 1965г.Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Портрет Копытцевой М.К. (Копытцева сердится.) 1965г.Собрание МВЦ "Петербургский художник"

И совсем другой мы видим супругу художника на портрете «Копытцева сердится». Открытый красный на фоне, уверенные полосы и пятна, не оставляют никаких сомнений - как бы многообразно и сложно не был устроен внутренний мир, сейчас есть одна, самая главная эмоция и лучше с этим не спорить! За этой теплой иронией, за тем как часто и проникновенно пишет Левитин портреты жены, как понимает и принимает ее во всем многообразии проявлений, читается удивительно теплая и крепкая семейная история.

С таким же тонким психологизмом пишет Левитин портреты современников.

Портрет заслуженного тренера СССР В.Рейсона. 1971г.
Портрет заслуженного тренера СССР В.Рейсона. 1971г.

Валерий и Вадим.Строители Красноярской ГЭС. 1961г.
Валерий и Вадим.Строители Красноярской ГЭС. 1961г.
Портрет Героя Социалистического Труда П.Смирнова, 1971г.
Портрет Героя Социалистического Труда П.Смирнова, 1971г.

Дорога. 1967г.
Дорога. 1967г.

В новые края. 1961г.
В новые края. 1961г.

портрет бригадира В.Л.Рогозы. 1975г.
портрет бригадира В.Л.Рогозы. 1975г.

Портрет монтажника Павла Пакина. 1979г
Портрет монтажника Павла Пакина. 1979г
Портрет кандидата технических наук О.В. Доманского.1974г.
Портрет кандидата технических наук О.В. Доманского.1974г.

Умение поймать момент и в моменте увидеть вечность – вот что делает произведения бессмертными. Левитин, умевший обостренным восприятием поймать нерв эпохи, суть своего времени, так же тонко чувствовал суть человека, потому его портреты рабочих, сталеваров и строителей так честны, натуральны и ценны. Но картина, которая стала его, наверное самой узнаваемой, которая помещена во множество хрестоматий и которая украшает Русский музей, «Теплый день». Может быть именно потому, что через остроту и точность момента ему удалось передать то простое и вечное, что от времени не зависит… Вертится калейдоскоп и в бесконечном множестве сочетаний случаются, порой, удивительно красивые...

Теплый день.1957г
Теплый день.1957г

Елена Долгушина