Ярко и четко, в прозрачности синей,
Ало-зеленые звезды горят.
Странны случайности сломанных линий…
Это-кометы в эфирной пустыне,
Это-цветы на лазоревой льдине,
Чуждых цветов металлический сад!
Валерий Брюсов .Калейдоскоп.
Чудно и непредсказуемо складывается картина мира в сознании человека. Вот взял ребенок калейдоскоп, смотрит заворожено на танец цветных стеклышек в отражениях отражений и с каждым новым оборотом – новый рисунок. В какой момент он остановится и скажет- "Вот, этот рисунок мой, это стеклышко самое главное". А может быть это лишь отражение?
Анатолий Левитин родился в Москве, в семье скрипача Павла Исаевича и педагога дошкольного образования, Любови Абрамовны. С детства проявлял талант к музыке, его рано начали обучать и дорога прямая и ясная расстилалась перед ним.
Но картинка сложилась иначе. Вместо нот и звуков воображением мальчика завладели краски и кисти. Первые, еще детские любимые персонажи- паровозы, машины, скрежещущий и сильный мир слепой устремленности. А когда талант расцвел и прошел огранку профессионализма, излюбленными персонажами стали люди эпохи- сталевары, бетонщицы, строители БАМа. Стальные люди, устремленные только вперед.
С обостренной чуткостью творческого человека, маленький Толя впитывал в себя «ощущения эпохи», ее нерв и вибрации. Его детские работы отличаются остротой, а в сочетании с непосредственностью, непредвзятостью детского восприятия и вовсе становятся документом эпохи.
«У меня иногда спрашивают, почему у меня, человека городского, выросшего в интеллигентной среде, в картинах и портретах мало образов ученых, артистов и музыкантов, почему я всегда тяготел к образам людей скорее физического, нежели умственного труда.Чем это объяснить? А объяснить это очень просто.»
Из книги"Портрет художника на фоне эпохи"Анатолий Левитин, Наталья Тригалева
И далее Анатолий Левитин подробно и красочно описывает, как он проводил лето у дедушки и бабушки, на окраине провинциального города Торопца. И описания эти полны таких живых впечатлений, что сомнений нет, в любимом узоре Толи Левитина это были самые яркие стеклышки. Хруст антоновских яблок, квас из погреба, банька...одни описания сада чего стоят! И конечно, люди!
«Метрах в двухстах пятидесяти от дома стоял кожевенный заводик. Нам с сестрой говорили, что дед там работает управляющим…Меня там очень любили все работяги, и особенно, пожилая работница Аннушка….» Из книги "Портрет художника на фоне эпохи "Анатолий Левитин, Наталья Тригалева
Вполне возможно, что родись он не в городе, а в деревне, образы эти стали бы обыденностью и не воспринимались бы с такой остротой... Но калейдоскоп вертится и картинки складываются сами собой…
Художественный талант расцветал и не мог остаться незамеченным. Дом художественного воспитания детей, в котором занимался Анатолий , направил его в Ленинград, в Школу юных дарований при Российской академии художеств. Это было начало новой жизни, трудной, но увлекательной. И вот, когда годы учебы были уже позади, выпускные экзамены сданы, а впереди было долгожданное и почти гарантированное поступление в Академию художеств, началась война. Повестку Анатолий Левитин получил в свой день рождения, его распределили в артиллерийско-техническое училище.
«Левитин с детства любил технику, но любил как художник, не как технарь, что касается техники изнутри, он ее не понимал, и даже боялся».
Но пришлось подружиться со сложными механизмами, узнать, приручить. Техника, ее эстетика и красота, пройдет через все творчество художника и даже станет полноправным персонажем дипломной работы, которую он напишет много лет спустя, когда закончится война и пролетят счастливые годы в Академии, куда осенью 1945 года Левитин вернется уже в качестве студента.
"Я пошел на станкостроительный завод и имени Свердлова и … влюбился во все, что там увидел: в станки токарные, сверлильные, в запах металла, наконец, в увлеченных своим делом людей. Мне очень хотелось написать токарный станок так, чтобы он вызывал у зрителя эстетическое наслаждение." Из книги "Портрет художника на фоне эпохи"Анатолий Левитин, Наталья Тригалева
Академия подарит Анатолию Левитину не только образование, друзей, прекрасных педагогов, но и семью. О своей супруге, художнице Майе Копытцевой, он всю жизнь отзывался как о любимом, дорогом человеке и самом лучшем друге. И конечно, писал ее портреты, в которых теплый взгляд любящего сочетается с острым взглядом художника и прирожденного психолога.
Удивительно точно подбирает Левитин окружение своим персонажам. На одном - сложносочетанные эмоции - полуулыбка, в которой прячется лукавинка, едва заметная грусть, упрямство, стойкость и в то же время мудрость принятия- обрамляются таким же сложным сочетанием цвета. Простой, казалось бы, фон, живет, мерцает зелеными, розовыми, серыми, красными, проникая в натуру, раскидывая блики, играя «ответом» на лице, в волосах, оживляя «монолит» жакета. Но раскрывается это только внимательному, чуткому зрителю, как и характер Майи, такой веселый и легкий на первый взгляд и такой сложноустроенный внутри.
И совсем другой мы видим супругу художника на портрете «Копытцева сердится». Открытый красный на фоне, уверенные полосы и пятна, не оставляют никаких сомнений - как бы многообразно и сложно не был устроен внутренний мир, сейчас есть одна, самая главная эмоция и лучше с этим не спорить! За этой теплой иронией, за тем как часто и проникновенно пишет Левитин портреты жены, как понимает и принимает ее во всем многообразии проявлений, читается удивительно теплая и крепкая семейная история.
С таким же тонким психологизмом пишет Левитин портреты современников.
Умение поймать момент и в моменте увидеть вечность – вот что делает произведения бессмертными. Левитин, умевший обостренным восприятием поймать нерв эпохи, суть своего времени, так же тонко чувствовал суть человека, потому его портреты рабочих, сталеваров и строителей так честны, натуральны и ценны. Но картина, которая стала его, наверное самой узнаваемой, которая помещена во множество хрестоматий и которая украшает Русский музей, «Теплый день». Может быть именно потому, что через остроту и точность момента ему удалось передать то простое и вечное, что от времени не зависит… Вертится калейдоскоп и в бесконечном множестве сочетаний случаются, порой, удивительно красивые...
Елена Долгушина