Найти тему
Русский След

Остров Парамушир – «заповедник войны»

Главное, что водится на Парамушире – это вулканы, китовые кости, горбуша, нерка, кижуч, лисы, каланы, тюлени, туманы, дожди, ржавые бочки и очень много военно-индустриального железа. И да – медведи. Их тут около сотни.

Вот такой череп кашалота
Вот такой череп кашалота

Ну это, как вы понимаете, в духе Диккенса: «Главное, что водится в этих городах, … – это, по-видимому, солдаты, матросы, евреи, мел, креветки, офицеры и портовые чиновники».

В программе экспедиции Русского географического общества и Минобороны на Курильские острова сезона 2024 «направлением главного удара» стали два острова – Онекотан и Матуа. По каждому острову была запланирована отдельная программа, и в соответствии с этой программой были подобраны специалисты. Об этом стоит рассказать отдельно, причём подробно и, вероятнее, всего не за одну публикацию. Я же хочу уделить внимание другому острову, который в официальную программу экспедиции не входил. Уже на пути обратно мы зашли на гидрографе «Александр Рогоцкий» на остров Парамушир. У экипажа была определённая задача в бухте Васильева, и мы уговорили в качестве поощрения за образцовое поведение высадить съёмочную группу на берег на пару – тройку часов.
Парамушир – остров довольно большой, вытянут с северо-востока на юго-запад примерно на 120 км. Он практически самый северный из всех островов Курильской гряды. Между ним и Камчаткой только Шумшу. Климат… ну так себе. Остров омывает и Тихий океан, и Охотское море, их воды довольно холодные, но при этом сохраняющие круглый год положительную температуру, что приводит к частым туманам. Ещё одна особенность острова – это ураганные ветра. В бухте Васильева был зафиксирован рекорд скорости для всего архипелага – 230 км/час. В остальном остров как остров. Парамуширский набор: вулканы, китовые кости, горбуша, нерка, кижуч, лисы, каланы, тюлени, туманы, дожди, ржавые бочки и очень много военно-индустриального железа. И да – медведи. Их тут около сотни.

Я не случайно коснулся особенностей погоды, поскольку целью нашей высадки был японский военный аэродром, а точнее военно-морская база «Мусаси». Всего на Парамушире во время войны японцами были построены 4 военных аэродрома. И если аэродром Китанодаи можно при желании посетить, поскольку он находится неподалёку от Северо-Курильска, то, чтобы сюда попасть, надо сильно постараться.

Офицеры штаба на авиабазе Мусаси, острова Парамушир
Офицеры штаба на авиабазе Мусаси, острова Парамушир
Военно-морская база «Мусаси» на мысе Курабу
Военно-морская база «Мусаси» на мысе Курабу
Военно-морская база «Мусаси» на мысе Курабу
Военно-морская база «Мусаси» на мысе Курабу

Меня и как документалиста, и как путешественника, который много что видел за свою жизнь, в первую очередь интересуют территории, где люди бывают редко или их совсем нет, или места вообще заповедные, но при этом имеющие интересную историческую подоплёку. Если говорить о военной сфере, то такие территории я называю «заповедниками войны». Если кто-то видел наш фильм «Тютерс. Тайна острова смерти» об острове Большой Тютерс, то я об этом. https://yandex.kz/video/preview/735235623636142075
Впрочем, такие заповедные территории я находил на Чукотке:

В Греции:

В северной Норвегии, на батареях, построенных советскими военнопленными:

Собственно, авиабаза на мысе Васильева – это тоже одна из таких территорий, причём имеющая свою уникальную специфику. Если говорить в целом о «заповедниках войны», то при доле везения в таких местах можно обнаружить в основном орудия разного калибра, фортификационные сооружения, а также танки, броневики, тягачи. Реже попадается автомобильная техника. Бывает, что встречаются уникальные экспонаты, но чаще всего – это всё же распространённая военная техника, которую можно в изобилии увидеть в музейных экспозициях многих стран.

1
1
2
2
3
3
4
4

Собственно, авиабаза на мысе Васильева – это тоже одна из таких территорий, причём имеющая свою уникальную специфику. Если говорить в целом о «заповедниках войны», то при доле везения в таких местах можно обнаружить в основном орудия разного калибра, фортификационные сооружения, а также танки, броневики, тягачи. Реже попадается автомобильная техника. Бывает, что встречаются уникальные экспонаты, но чаще всего – это всё же распространённая военная техника, которую можно в изобилии увидеть в музейных экспозициях многих стран.

5
5
6
6
7. Орудие
7. Орудие
8
8
9
9

В этом смысле большинство военных музеев похожи друг на друга, как грибы, и глаз «замыливается». Бывают иногда уникальные объекты, как например немецкие орудия калибра 42 см на мысе Тронденес в северной Норвегии, но это скорее исключение. Уникальность же авиабазы «Мусаси» в том, что там практически нет чисто военных девайсов, ну, кроме пары орудий. Зато здесь концентрированно собрана техника по строительству и обслуживанию аэродрома – асфальтоукладчики, катки, грейдеры, снегоуборщики, локомотивы и вагончики для подвоза боекомплекта и тому подобное. И всё это разбросано на огромной территории. Назначение большей части техники идентифицируется сразу, а часть вызвала вопросы. Впрочем, вопросы остались в основном из-за отсутствия времени на более внимательное изучение.

В общем, я ходил среди этой аэродромной техники и вдруг понял, что если убрать лишнее, привести территорию в относительный порядок, сделать из этого музей под открытым небом, то он вполне мог бы быть тематической музейной площадкой. Я вот такой ещё нигде не видел. А если вывезти эту технику, ну хотя бы на Сахалин, привести её в божеский вид (не реставрировать, но хотя бы законсервировать), то можно было бы вообще оформить прекрасную экспозицию «японский военный аэродром» времён войны с «чучелами и лебедями».

10
10

Мне было интересно обследовать этот аэродром с точки зрения изучения японской основательности в подходе к его строительству и эксплуатации. И сами полосы, которые мне приходилось видеть на островах, и инфраструктура, и техника, говорят о том, что японский флот и армия профессионально подходили к решению этой задачи. Например, дренаж ВПП до сих пор неплохо отводит влагу, которой тут в избытке. Что интересно, флот и армия в значительной степени были самостоятельны, решая каждый свои задачи в рамках одной военной стратегии. Но, как утверждают историки, императорский флот и армия не только были самостоятельны, но и временами антагонистичны по отношению друг к другу. Как очень метко заметил сахалинский историк Игорь Самарин: «Армия сосредоточилась на укреплении самурайского духа, а флот на разработках современных самолётов».
Императорская Япония к финалу «Эпохи Мэйдзи» (скачок из феодализма в капитализм) стала не только ведущей мировой державой, но стала претендовать на расширение жизненного пространства за счёт ближайших соседей, включая в первую очередь Китай и СССР, скатившись в махровый милитаризм.
Собственно, строительство многочисленных аэродромов на Курильских островах стало результатом этого курса. Японцы собрались превратить Курильские острова в сеть «непотопляемых авианосцев» и когда придёт время, работать своей авиацией по предполагаемому противнику – СССР и США. Как известно, Япония вступила в войну с США нападением на Пёрл Харбор 7 декабря 1941 года. Что касается СССР, то в соответствии с решением императорского совещания от 2 июля 1941 года «генштабом и военным министерством Японии был разработан широкий комплекс мероприятий, направленных на форсирование подготовки к проведению наступательных операций против Советских вооружённых сил на Дальнем Востоке и Сибири».
«Непотопляемые авианосцы» были частью этого плана. Правда РККА за годы войны такой возможности не предоставила, хотя хрупкий дальневосточный мир все четыре года временами висел на волоске – японцы ждали удобного момента, но…
Однако, японский генштаб не учёл ещё одного фактора – погоды. Она в этих краях и карает и милует с ледяным, и я бы сказал, туманно-дождливым равнодушием. На островах издавна жили айны, которых ещё в 1884 году японцы предпочли выселить с Парамушира – те слишком обрусели. Сами же японцы севернее Хоккайдо массово не расселялись, и потому были не особо в курсе местной специфики.
Вот всё хитро-мудрые японцы придумали и предусмотрели, а погоду не учли. А она здесь такова, что даже при современном уровне навигации использование авиации на постоянной основе затруднительно, а часто невозможно. Это привело к тому, что к концу войны аэродромы практически опустели, и прикрывать островные гарнизоны от налётов американских бомбардировщиков было доверено наземным средствам ПВО. Но дело они своё добре знали, и американцам прикурить давали от души.
В 2022 году мне пришлось участвовать в поиске нескольких американских самолётов на Камчатке – после налёта на островные гарнизоны им приходилось идти на вынужденную посадку либо в сопки, либо в Петропавловск-Камчатский. В основном падали, конечно. Ну а дальше если повезло – интернирование и, спустя год, возвращение в Штаты. От японской авиации на аэродроме остались только довольно крупные обломки двухмоторного тяжёлого перехватчика, предположительно Kawasaki Ki-45 Toryu (Змей – убийца).
Возвращаясь к аэродромной технике, посмотрите на фото – может у вас есть идеи их назначения? Мы поставили номера возле фотографий, и вы можете прокомментировать конкретное фото.

Алексей Никулин у черепа кашалота
Алексей Никулин у черепа кашалота

Честь имею!

Алексей Никулин

Подписывайтесь на канал — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #алсиб #парамушир #рго #война