Найти тему
Русский След

ГРЕЦИЯ. ЭХО ВОЙНЫ. Часть первая

Алексей Никулин
Алексей Никулин

Как ни удивительно, какой будет карта послевоенной Европы, решалось не только на полях сражений в России, но и на крохотном греческом островке в Эгейском море. И кто знает, какой она была бы, если бы авантюра Уинстона Черчилля, предпринятая им «накануне» Тегеранской конференции осенью 1943 года, увенчалась бы успехом.

Поразительно, но этот островок во все времена умудрялся находиться в центре чьих-то интересов, меняя хозяев чаще, чем мы могли бы представить. За свою долгую историю он был византийским, турецким, итальянским, немецким, английским и наконец в 1947 году снова греческим. Он даже был русским, когда этот остров с 1770 по 1774 г. г., в числе еще трёх десятков островов в Эгейском море, входил в так называемую Архипелагскую губернию России.

-2

Если взглянуть на карту острова Лерос, то становится понятно, почему он был так востребован, — его горы, извилистая береговая линия и хорошо закрытые бухты представляли и представляют собой идеальное укрытие для кораблей.

-3

Мы все с детства убеждены, что «страна непознанная» — это где-то далеко, скажем, в дельте Амазонки или в Арктике, и в наших широтах таких мест уже не осталось. Но я бы сказал, что это не совсем так. Остров Лерос, расположенный в «созвездии» Додеканесского архипелага, несмотря на его относительно небольшие размеры (12 на 4 км) может претендовать на один из самых малоизученных остров региона — даже местные жители слабо представляют себе, что же находится в горах, буквально у них под боком.

-4

Бодро спрыгивая с палубы яхты на пирс главного портового городка Лакки не перестаёшь ощущать, что оказался каким-то волшебным образом уже не в Греции. Потому что здесь, кроме большущего греческого флага на набережной… невозможно найти ничего греческого. Этот городок – один из лучших примеров итальянской рационалистической и фашисткой архитектуры времён Муссолини.

-5
-6

Впрочем, ничего удивительного: весь Додеканский архипелаг, от Родоса до Икарии, включая и остров Лерос, после падения Византийской империи долгое время принадлежали Турции, но после небольшой, но очень победоносной войны в 1912 году острова стали итальянскими. Итальянцы сделали остров самой укрепленной военно-морской базой региона, а этот городок построили с нуля. Даже пальмы были привезены из Италии и высажены на итальянский манер. Дом фашистской молодежи, церковь св. Франциска (ныне св. Николая), городская ратуша, штаб-квартира фашисткой партии и кинотеатр – все это построено в 30-х годах по проектам итальянских архитекторов Армандо Бернабити и Рудольфо Петракко.

Напротив Лакки, на другой стороне одноименной бухты, там, где сейчас располагается база греческих ВМФ, находится роскошный особняк, построенный специально для Бенито Муссолини. Правда, никто точно сказать не может, бывал ли там сам папаша итальянских фашистов или нет. Впрочем, сейчас это уже не имеет никакого значения – здание поныне существует и находится на территории психиатрической клиники. Какая ирония!

-7

За три десятка лет владения архипелагом, итальянцы не только строили города, но укрепляли регион военными базами, крупнейшей и главной которой стала на острове Лерос. Его удобная и глубоко врезающаяся в остров бухта, стала основной военно-морской базой итальянского флота на островах. Сегодня там базируются греческие ВМС, но ржавые стрелы для спуска итальянских гидросамолетов до сих пор устремлены в бирюзовое греческое небо. 24 артиллерийские батареи, в том числе серьёзного калибра, надёжно прикрывали остров с моря и с воздуха. Надежно, как тогда казалось итальянцам.

-8

Для защиты острова итальянцы располагали 11 152-мм, 8 120-мм, 4 102-мм и 20 76-мм орудиями береговой артиллерии. ПВО насчитывала 14 102-мм, 6 90-мм, 28 76-мм, 3 37-мм и 15 20-мм орудий с 17 позициями прожекторов. Одно из слабых мест береговой артиллерии – это то, что орудия располагались на открытых площадках. Хотя оповещение было довольно современным, но противовоздушная оборона создавалась в начале 30-х, система управления огнем и орудия были устаревшими и совершенно не обеспечивали защиту от атак современных самолетов.

Итальянский гарнизон Лероса составлял чуть больше 8000 тысяч военнослужащих, включая семь сотен «чернорубашечников» - партийные лозунги на стенах батарей, в духе «умрём, но не сдадимся», которые можно увидеть и сейчас, принадлежат им.

-10

Мы привыкли считать, что все основные и заслуживающие внимания события Второй мировой происходили в России. И в этом у меня сомнений не было раньше, нет их и сейчас. Но если внимательно присмотреться к событиям времён Второй мировой, то окажется, что партия между Рузвельтом, Сталиным и Черчиллем, ставкой в которой был послевоенный мир, разворачивалась не где-то в Нормандии или Сицилии, а на этом небольшом островке на востоке Эгейского моря осенью 1943 года. Вот так — ни больше, ни меньше. Действительно, в мировой истории не раз бывало, что малозначительное на первый взгляд событие, иногда очень круто меняет весь ход мировой истории.

Детально разобравшись в материалах того времени, следует признать, что для этого утверждения есть основания — битва за Лерос осенью 1943 года при всей ее микроскопичности по сравнению, скажем, с Курской или Сталинградской, действительно была частью большой геополитики. Хотя по размаху и по потерям сравнивать, разумеется, не приходится.

Судите сами: летом 1943 года союзники высаживаются на Сицилии, а в России под Курском немец стремительно отступает — всем становится окончательно ясно, чья возьмет. Черчилль не торопился высадиться в Нормандии, стараясь под разными предлогами оттянуть этот момент - тогда он был явно озабочен тем, как будет выглядеть он и его империя за столом победителей и найдется ли им вообще достойное место за этим столом.

«Рядовому человеку должно казаться, что войну выигрывает Россия. Если такое впечатление сохранится, то наше положение на международной арене может резко измениться и Россия станет дипломатическим хозяином мира. Если мы не выйдем из этой войны на равных условиях, наше положение будет неудобным и опасным... Оттяжки и медлительность в наших действиях чреваты серьезными опасностями» (Уинстон Черчилль)

События развивались стремительно: 25 июля фашистский лидер Италии Бенито Муссолини был арестован, 3 сентября новое правительство Италии подписало перемирие с Британией и США, а затем 8 сентября последовала и капитуляция. 11 сентября верховное командование вермахта издало приказ о разоружении всех итальянских частей, но большинство итальянских солдат подчиниться не желали. Они и раньше не испытывали больших симпатий к своему союзнику, еще меньше таковых стало в сентябре 1943-го.

Черчилль упустить момент не мог — немцев на островах не было, а итальянские гарнизоны были готовы перейти на сторону союзников. Если высадить в помощь итальянцам британские части, то, удержав острова, можно было создать плацдарм для прыжка на Балканы, а там глядишь, и в Европу въедем, и не из Нормандии. Очевидно, если бы операция удалась, то карта послевоенной Европы сейчас выглядела бы несколько по-другому. К лучшему или нет, это уже другой вопрос.

Высаживая войска на Леросе, Черчилль рассчитывал, что американцы помогут авиацией, но Рузвельт ссориться с дядюшкой Джо не стал, справедливо полагая, что это отвлечет основные силы от подготовки высадки в Нормандии. Два месяца британцы и итальянцы плечом к плечу отбивались от германцев, но без авиационной поддержки шансов удержать остров не было — в середине ноября гарнизон капитулировал, а история битвы за Лерос стала историей одной авантюры.

В ходе сражения погибло 520 немецких, 187 британских, 164 итальянских и 68 греческих военнослужащих, а также 20 жителей острова. В плен попали 3200 британцев и 5350 итальянцев.

Пленные британцы
Пленные британцы
Пленные британцы
Пленные британцы
Сдача в плен
Сдача в плен

Британцы были пленены и по Женевской конвенции экзекуции не подлежали. С итальянцами картина выглядела несколько иначе – для немцев они были предавшими их союзниками, отказавшимися сложить оружие. Часть из них была расстреляна, в том числе и командир гарнизона Лероса адмирал Луиджи Машерпа, отказавшийся от эвакуации на материк. Похожие события происходили в этот период на многих островах Средиземноморья, где находились итальянские гарнизоны, не желающие сложить оружие. На острове Кефалония немцами было казнено около 5000 итальянских военнослужащих. Это один из крупнейших расстрелов военнопленных времен войны, известный как «Бойня дивизии Акви». Эти события легли в основу голливудского фильма «Мандолина капитана Корелли» с Николосом Кейджем и Пенелопой Круз.

В сражении за архипелаг британские морские силы потеряли крейсер, четыре эсминца, четыре морских охотника, две подводные лодки и десяток других кораблей и судов; потери в личном составе достигали 4800 военнослужащих, потери военно-воздушных сил — 115 самолётов.

Немецкий морской десант
Немецкий морской десант

Немцы установили контроль над островами Додеканес ценой потери 12 торговых судов, 20 кораблей, 45 самолетов и приблизительно 4000 человек убитыми и ранеными.

На Тегеранской конференции, куда практически сразу после завершения битвы за Лерос съехались Сталин, Рузвельт и Черчилль, последний глядел "сентябрём" (как однажды образно выразилась Екатерина Великая, был невесел). И у этого были причины.

Битва за Лерос легла в основу фильма «Пушки острова Наварон», где главный герой – голливудская звезда Грегори Пэк. Правда, название острова изменено, а итальянское участие в сюжете так и вовсе не упомянуто.

В напоминание об этих событиях, на дне до сих пор лежат около 40 кораблей и почти 200 самолетов, делая воды острова самыми привлекательными в средиземноморском регионе для любителей технического дайвинга. Многочисленные укрепления Лероса, протяженные подземелья, пронизывающие остров, по-прежнему плохо изучены и привлекают сюда сталкеров – исследователей этого заповедника войны.

-15

Продолжение ждите в четверг.

Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия

#русский след

#русский мир

#алексей никулин

#моя планета

#лерос

#греция