Найти тему
Дракон старой гвардии

Отдых в России. Что меня как туриста взбесило больше всего

То, что опишу ниже, это практически единственное, что по-настоящему бесит. Это я поняла в этом году, и чуть раньше, так как ездим сейчас в основном по родной стране.

  • Не то, что природа загрязнена. В природных парках в основном чисто. У дома, в городе, она загрязнена намного больше, чем в любом туристическом месте.
  • Не то, что дорого: уже давно смирилась с тем, что дорого вообще всё.
  • Не то, что не везде есть автомобильные дороги, а многие места труднодоступны. Не на природу ведь обижаться, что она такой создала нашу страну?

Обидно другое. Когда ты хочешь куда-то и вроде там условия есть, но сходить невозможно!

culture.ru
culture.ru

Самые популярные места для отдыха, да еще в высокий сезон, я не люблю. А в менее популярных местах сталкиваешься с таким интересным, но неприятным явлением.

Туристическая инфраструктура там развивается, может, не очень активно, но в нее вкладывают. Это особенность последних нескольких лет, десятилетия. Музеи делают более современными, появляются новые экскурсии.

Но если при этом место не из топовых, то возникает такой парадокс! Музей или экскурсия есть, а попасть туда нельзя. Не потому что нет мест.

barcelona60.ru
barcelona60.ru

Пример. Хотелось мне увидеть одну природную достопримечательность, и посетить местный музей. Туристы там точно есть, это не самое глухое место, хоть и не из топовых.

Прихожу в музей, смотрю часы работы – отлично, открыто. Захожу, спрашиваю: есть ли экскурсии на завтра или послезавтра?

Сотрудница музея на меня смотрит с удивлением и недоверием, как будто я попросила взвесить картошки.

– Экскурсия? – спрашивает она удивленно. Экскурсии точно есть, у музея даже есть свой сайт, там это указано, просто нет точного времени.

Я подтверждаю, что хочу экскурсию. Женщина медленно поворачивается вокруг своей оси и зовет на помощь. Такую условную «Галю­». Помните, лет 15 назад картами люди редко расплачивались. Если кто-то в магазине доставал карту, кассир не знала, как ей закрыть чек и звала «Галя!­». Единственного кассира, которая знает.

На помощь приходит другая женщина и они между собой обсуждают меня, как будто меня нет. Что я хочу на экскурсию. Обсуждают с удивлением.

Дело происходит в музее!

На эти экскурсии кто-то выделил бюджет. Может, более активные и заинтересованные специалисты даже развивали их. Ведь чтобы организовать новую (и актуальную для туристов!) экскурсию, нужна большая подготовительная работа.

Вся эта работа спотыкается о тетеньку, которая просто сидит при входе в музей и искренне недоумевает, зачем ее тревожат. Оставьте ее в покое, дайте ей спокойно досидеть до конца рабочего дня, до пенсии– читалось по ней.

Такое часто бывает в мало проходимых местах. Не только культурных, но и магазинах, например. Заходишь случайно, а сотрудники, привыкшие сидеть, смотрят на тебя и удивленно, и с раздражением.

Похожее ощущение у меня было в Беларуси. Одна из моих поездок туда была году в 2010-м, доллар еще был дешевым (точнее рубль крепким) и в Беларуси был выгодный шопинг. В крупном городе, кажется, это был Витебск, я зашла в абсолютно пустой магазин, оказавшийся «дорогим­» (по меркам этого города). И я до сих пор помню, какими неприятными взглядами меня встретили девушки. Они стояли у стойки и листали журналы, а тут я вошла!

Я давно избегаю пустых магазинов именно по этой причине, а еще пустых ресторанов. Пустые рестораны еще с т.з. еды опасны, но это другая история.
Я ненавижу заходить туда, где нет других посетителей и сотрудники удивленно смотрят.

С музеями бывает такое же, если ездить по малым городам и отдаленным регионам.

Целый музей в относительно крупном городе, центре округа, где проживает малый народ (один из множества в нашей стране) со своей самобытной культурой. Существует музей за счет бюджета. В регионе, согласно официальным данным, есть программы по развитию туризма. У них есть своя айдентика! И я уверена, что туристы туда заходят, не толпами, но они есть.

Но все ломается, когда в дело вступает Тетенька. Какие бюджеты, какие айдентики против Тетеньки, которая сидит, чтобы никто никуда не попал.

Эта философия называется «от греха подальше­», она свойственна нам во всем.

  • Запертая половинка ворот, чтобы протискиваться в оставшуюся – от греха подальше. Один раз я так ходила в спортивный центр (тоже муниципальный!) ругаться, только не с Тетенькой, а с Дяденькой. Начальником по безопасности. Чуть не ободрала бока у машины, протискиваясь в половинку ворот, пришла и попросила открыть вторую. А Дяденька на меня смотрел, как будто больная тут я. И втолковывал, почему нельзя открыть обе половинки ворот.
  • Точно так же у нас запирают пожарные входы и душевые, по той же причине. Например, когда я жила в общежитии, у нас были заварены (!) пожарные выходы, а душевые закрыты на ключ. Почему? Нипочему. Так положено. Студентам мыться было нельзя. Можно было тем, кто, как я с мужем, жил в семейной комнате за денежку.

И этот музей, долгих лет жизни ему и его сотрудникам, работает по тому же принципу: не дай бог кто-то воспользуется. Если такое случится, то сломается многолетняя система.

perm.kp.ru
perm.kp.ru

Примерно тот же сценарий разворачивался, когда я искала экскурсию к природной достопримечательности. Судя по интернету, этих экскурсий много, а в реальности туда никого не берут. Большая часть телефонов и электронные адреса не отвечают. Если случайно кто-то ответит, то тоже искренне удивляется, какого лешего тебе надо.

Причем отчеты о проведенных экскурсиях появляются, знаете как? Вечером, допустим, 1 июня никаких данных о поездке на сайте нет; вечером 2 июня (да, я каждый день заходила посмотреть) появляется объявление, что УТРОМ 2 июня едем группой туда-то; через недельку пишут отчет, что съездили. Кто туда попадает, не знаю. Может, лично знакомые. А скорее туда силой гонят тех, кто не хочет, типа студентов колледжей (как на митинги-концерты). А тех, кто правда хочет, не берут. Это ведь какую-то организационную работу надо проводить.

Понимаю, гораздо проще набрать принудительно участников, по числу мест, чем действительно продавать экскурсии с непредсказуемым результатом: наберутся, не наберутся?

Ведь чтобы сделать маленький музей, природный парк, небольшое направление популярным, нужна РАБОТА. Умственная, организационная. Проклятый маркетинг. Маркетинг от слова market, рынок. То есть надо продавать экскурсию как товар. И даже, может быть, работать с блогерами. Нередко самые глухие места раскручиваются благодаря блогерам. Этим бездельникам, которых так ненавидят современные староверы.

Староверов от самой идеи маркетинга корежит. Они отрицают все новое, поэтому лучше будут по-старинке: не пускать и звать Галю, чтобы встала в дверях и тоже не пускала. А когда для отчетности будут нужны человеческие штуки, то брать там, где их принудительно дадут по списку.

И никогда, никто еще ничего не смог сделать с этим явлением.

На поддержку этого явления каждый год отпускают деньги из нашей нефти и наших налогов. У меня на сегодня все.

Почитать еще: